Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:54, реферат
Экологическое управление исследуют в нескольких "срезах": через призму (совокупность) органов, его осуществляющих; путем анализа функций, возложенных на эти органы; посредством выявления тех способов и методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций. Каждый вид экологического управления имеет свои специфические методы, способы реализации, при этом особенно важен вопрос о выполняемых субъектами экологического управления функциях, которые присущи тому или иному виду управления.
Экологическое управление исследуют в нескольких "срезах": через призму (совокупность) органов, его осуществляющих; путем анализа функций, возложенных на эти органы; посредством выявления тех способов и методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций. Каждый вид экологического управления имеет свои специфические методы, способы реализации, при этом особенно важен вопрос о выполняемых субъектами экологического управления функциях, которые присущи тому или иному виду управления.
Полагаем, что региональное экологическое управление следует рассматривать как деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Украины , направленную на достижение поставленных целей и решение задач в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в контексте региональных экологических интересов и с учетом природоресурсного потенциала региона.
Немаловажное значение в характеристике регионального экологического управления имеют цели обеспечения экологических прав граждан, устойчивого возобновления природных ресурсов. Тем самым функция регионального экологического управления может быть определена как направление деятельности в сфере охраны окружающей среды, осуществляемое органами исполнительной власти субъектов Укарины.
В юридической литературе представлено довольно много классификаций функций экологического управления. Выделяют их разновидности: по формальным признакам институтов экологического права, по видам (категориям) деятельности, осуществляемой органами экологического управления, через призму комплексного подхода к охране природы и др. Неоднозначна классификация функций экологического управления по отдельным институтам экологического права. Сложно сказать, является ли экологическая экспертиза функцией экологического управления, а не отдельным институтом экологического права. Так, М.М. Бринчук определяет, что экологическая экспертиза - это институт экологического права, инструмент эколого-правового механизма, в контексте же экологического управления - есть его функция.
.Комплексный анализ направлений
деятельности органов экологического
управления позволяет предложить следующую
классификацию их функций:
- организационные функции (планирование,
прогнозирование, координация);
- правовые функции (собственно нормотворческая
деятельность, контроль и надзор, экспертиза);
- информационно-аналитические функции
(мониторинг, учет состояния и использования
природных ресурсов, ведение кадастров,
Красной книги, нормирование);
- экономические функции (сертификация,
аудит, страхование, лицензирование, платежи);
- социальные функции (экологическое воспитание
и культура, образование, проведение научных
исследований).
Не принижая значение и не умаляя роли каждой из выделенных функций, следует отметить, что информационное обеспечение является одной из определяющих, выступая важным условием осуществления органами государственной власти своих полномочий в процессе реализации функций экологического управления. Более того, наличие группы информационно-аналитических функций регионального экологического управления предопределяет, по мнению исследователей, существование всех других функций. Без знаний о количестве, качестве природных объектов невозможно сформулировать стратегию их использования, охраны, выполнять исполнительно-распорядительные действия по реализации компетенции, возложенной на органы государственного экологического управления.
В юридической науке проблемы,
связанные с экологической
Информационная функция,
исходя из своего содержания, действительно
может считаться функцией экологического
управления. Ее место и роль в
региональном механизме охраны окружающей
среды, использования природных ресурсов
могут быть определены в контексте исследований
вопроса о самостоятельности информационной
функции (функции информационного обеспечения)
экологического управления.
Так, О.И. Крассов вообще не выделяет информационную
функцию; М.И. Васильева выделяет "информационное
обеспечение наряду с ведением государственной
экологической политики, государственным
учетом в сфере охраны окружающей среды";
О.С. Колбасов и В.В. Петров говорят об изучении
состояния природных ресурсов, природных
комплексов и природной среды в целом;
А.К. Голиченков выделяет в системе функций
экологического управления обеспечение
экологической информацией; М.М. Бринчук
информационную функцию как отдельную
не выделяет, считая необходимым отнести
к функциям экологического управления
наблюдение за состоянием окружающей
среды и учет состояния и использования
отдельных природных ресурсов.
В качестве критериев качества информации должны использоваться: актуальность, полнота, точность. Информационный фактор оказывает влияние на все сферы общественного развития. По мнению Г.В. Выпхановой, это связано с универсальным характером информации, ее естественными и генетическими свойствами, предложена категория "правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы - эколого-правовой механизм охраны окружающей среды" .
Данная правовая категория представляет интерес для информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды как одного из необходимых условий достижения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, соблюдения конституционного закрепленного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, других экологических прав граждан и иных субъектов .
Информационно-правовые аспекты присущи практически всем эколого-правовым отношениям. В последнее время возникает достаточно много проблем, связанных с определением правового режима экологической информации, реализацией прав граждан на достоверную информацию об охране окружающей среды, отсутствием законодательства об экологической информации. Практика (и судебная, и административная) применения законодательства об охране окружающей среды складывается противоречиво. Несмотря на то что в научной литературе предприняты попытки сформулировать понятие экологической информации , законодательно данный термин не закреплен. Это вызывает определенные трудности в правоприменительной деятельности, а именно от нее во многом зависит эффективность правового механизма информационного обеспечения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В судебной практике возникают вопросы определения информации как экологической и, соответственно, ее использования. Законодательно следует выделить критерии отнесения соответствующей информации к экологической и определить субъектов, обязанных предоставлять и получать такую информацию, в каких случаях и для каких целей.
На сегодняшний день сложным и проблемным направлением информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды в конкретном регионе является отсутствие специальных служб и ведомств как федерального, так и регионального (или местного) значения, на которые должны быть возложены соответствующие полномочия. Те государственные органы, которые функционируют, не в полной мере реализуют функцию информационного обеспечения в том аспекте, в котором она представлена. в ЗУ "Об охране окружающей среды".
Обеспечение создания и функционирования Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Мордовия, а также обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией в области природопользования и охраны окружающей среды возложено на филиал по Республике Мордовия ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Приволжскому федеральному округу", который организован для создания информационных ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды, включая формирование, ведение территориального банка цифровой геологической информации, цифровой информации о водных объектах и лесных ресурсах, подготовку материалов лицензирования недро- и водопользования, а также сбора материалов и мероприятий, связанных с деятельностью государственного контроля, экологической экспертизы и действий по охране окружающей среды, поддержанию требований экологической безопасности.
В настоящее время наблюдается ведомственная разобщенность информационных ресурсов, что, соответственно, не дает возможности эффективно их использовать в целях экологического управления.
Позволим выделить правовые средства реализации информационной функции на примере Республики Мордовия:
1) подготовка и распространение ежегодного доклада о состоянии окружающей среды , а также ведение Красной книги, возложенные на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования совместно с другими природоохранными органами. Именно качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни населения региональных территорий и в результате - критерием оценки эффективности деятельности органов государственной власти по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности на местах;
2) постоянная и непрерывная
работа официальных сайтов
3) подготовка и реализация региональных целевых программ;
4) осуществление регионального
экологического мониторинга . Принципиальным
для деятельности Росгидромета
в качестве уполномоченного
5) экологическое образование
и формирование экологической
культуры.
В качестве одного из действенных механизмов
для решения проблем, связанных с экологической
информацией, О.Л. Дубовик предложена разработка
модельного закона для субъектов Российской
Федерации "Об экологической информации"
либо "Об экологическом мониторинге",
включающего раздел, регулирующий оборот
экологической информации.
Таким образом, в числе
правовых инструментов эффективной
реализации информационной функции
регионального экологического управления
могут быть названы:
- обеспечение органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций достоверной информацией,
необходимой для эффективного осуществления
ими деятельности на территории субъекта
Российской Федерации;
- сбор, согласование, обработка и предоставление
информации заинтересованным лицам, в
том числе через коммуникационные сети
общего назначения;
- организация межведомственного, межрегионального
информационного взаимодействия;
- создание в субъектах Российской Федерации
единой информационной сети.
Следует отметить, что во многих субъектах Украиныимеется тенденция создания и развития правовой базы для информационного обеспечения экологического управления. Считаем, что Республика Мордовия может перенять соответствующий положительный нормотворческий опыт иных регионов.
Информация о работе Информирование - функция экологического права