Информирование - функция экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:54, реферат

Описание работы

Экологическое управление исследуют в нескольких "срезах": через призму (совокупность) органов, его осуществляющих; путем анализа функций, возложенных на эти органы; посредством выявления тех способов и методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций. Каждый вид экологического управления имеет свои специфические методы, способы реализации, при этом особенно важен вопрос о выполняемых субъектами экологического управления функциях, которые присущи тому или иному виду управления.

Работа содержит 1 файл

информирование - функция экологического управления.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Экологическое управление исследуют в нескольких "срезах": через призму (совокупность) органов, его осуществляющих; путем  анализа функций, возложенных на эти органы; посредством выявления  тех способов и методов и правовых инструментов, которые используются для реализации функций. Каждый вид экологического управления имеет свои специфические методы, способы реализации, при этом особенно важен вопрос о выполняемых субъектами экологического управления функциях, которые присущи тому или иному виду управления.

Полагаем, что региональное экологическое управление следует рассматривать как деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Украины , направленную на достижение поставленных целей и решение задач в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в контексте региональных экологических интересов и с учетом природоресурсного потенциала региона.

Немаловажное значение в  характеристике регионального экологического управления имеют цели обеспечения экологических прав граждан, устойчивого возобновления природных ресурсов. Тем самым функция регионального экологического управления может быть определена как направление деятельности в сфере охраны окружающей среды, осуществляемое органами исполнительной власти субъектов Укарины.

В юридической литературе представлено довольно много классификаций  функций экологического управления. Выделяют их разновидности: по формальным признакам институтов экологического права, по видам (категориям) деятельности, осуществляемой органами экологического управления, через призму комплексного подхода к охране природы и др. Неоднозначна классификация функций экологического управления по отдельным институтам экологического права. Сложно сказать, является ли экологическая экспертиза функцией экологического управления, а не отдельным институтом экологического права. Так, М.М. Бринчук определяет, что экологическая экспертиза - это институт экологического права, инструмент эколого-правового механизма, в контексте же экологического управления - есть его функция.

.Комплексный анализ направлений деятельности органов экологического управления позволяет предложить следующую классификацию их функций: 
- организационные функции (планирование, прогнозирование, координация); 
- правовые функции (собственно нормотворческая деятельность, контроль и надзор, экспертиза); 
- информационно-аналитические функции (мониторинг, учет состояния и использования природных ресурсов, ведение кадастров, Красной книги, нормирование); 
- экономические функции (сертификация, аудит, страхование, лицензирование, платежи); 
- социальные функции (экологическое воспитание и культура, образование, проведение научных исследований).

Не принижая значение и  не умаляя роли каждой из выделенных функций, следует отметить, что информационное обеспечение является одной из определяющих, выступая важным условием осуществления органами государственной власти своих полномочий в процессе реализации функций экологического управления. Более того, наличие группы информационно-аналитических функций регионального экологического управления предопределяет, по мнению исследователей, существование всех других функций. Без знаний о количестве, качестве природных объектов невозможно сформулировать стратегию их использования, охраны, выполнять исполнительно-распорядительные действия по реализации компетенции, возложенной на органы государственного экологического управления.

В юридической науке проблемы, связанные с экологической информацией  и правовым регулированием информационных отношений в целом, являются предметом повышенного интереса. Предметом эколого-правовых исследований являлись понятие "экологическая информация", источники экологической информации, проблемы реализации права гражданина на достоверность экологической информации, вопросы ответственности за нарушение законодательства в сфере экологической информации, полномочия органов государственной власти по информированию населения, информационные аспекты экологического управления при осуществлении экологического мониторинга, экспертизы, контроля и других функций управления .

Информационная функция, исходя из своего содержания, действительно  может считаться функцией экологического управления. Ее место и роль в  региональном механизме охраны окружающей среды, использования природных ресурсов могут быть определены в контексте исследований вопроса о самостоятельности информационной функции (функции информационного обеспечения) экологического управления. 
Так, О.И. Крассов вообще не выделяет информационную функцию; М.И. Васильева выделяет "информационное обеспечение наряду с ведением государственной экологической политики, государственным учетом в сфере охраны окружающей среды"; О.С. Колбасов и В.В. Петров говорят об изучении состояния природных ресурсов, природных комплексов и природной среды в целом; А.К. Голиченков выделяет в системе функций экологического управления обеспечение экологической информацией; М.М. Бринчук информационную функцию как отдельную не выделяет, считая необходимым отнести к функциям экологического управления наблюдение за состоянием окружающей среды и учет состояния и использования отдельных природных ресурсов.

В качестве критериев качества информации должны использоваться: актуальность, полнота, точность. Информационный фактор оказывает влияние на все сферы общественного развития. По мнению Г.В. Выпхановой, это связано с универсальным характером информации, ее естественными и генетическими свойствами, предложена категория "правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы - эколого-правовой механизм охраны окружающей среды" .

Данная правовая категория  представляет интерес для информационного  обеспечения природопользования и  охраны окружающей среды как одного из необходимых условий достижения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, соблюдения конституционного закрепленного права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, других экологических прав граждан и иных субъектов .

Информационно-правовые аспекты  присущи практически всем эколого-правовым отношениям. В последнее время возникает достаточно много проблем, связанных с определением правового режима экологической информации, реализацией прав граждан на достоверную информацию об охране окружающей среды, отсутствием законодательства об экологической информации. Практика (и судебная, и административная) применения законодательства об охране окружающей среды складывается противоречиво. Несмотря на то что в научной литературе предприняты попытки сформулировать понятие экологической информации , законодательно данный термин не закреплен. Это вызывает определенные трудности в правоприменительной деятельности, а именно от нее во многом зависит эффективность правового механизма информационного обеспечения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В судебной практике возникают  вопросы определения информации как экологической и, соответственно, ее использования. Законодательно следует  выделить критерии отнесения соответствующей  информации к экологической и  определить субъектов, обязанных предоставлять и получать такую информацию, в каких случаях и для каких целей.

На сегодняшний день сложным  и проблемным направлением информационного  обеспечения природопользования и  охраны окружающей среды в конкретном регионе  является отсутствие специальных служб и ведомств как федерального, так и регионального (или местного) значения, на которые должны быть возложены соответствующие полномочия. Те государственные органы, которые функционируют, не в полной мере реализуют функцию информационного обеспечения в том аспекте, в котором она представлена. в ЗУ "Об охране окружающей среды".

Обеспечение создания и функционирования Единой информационно-аналитической  системы природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Мордовия, а также обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией в области природопользования и охраны окружающей среды возложено на филиал по Республике Мордовия ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Приволжскому федеральному округу", который организован для создания информационных ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды, включая формирование, ведение территориального банка цифровой геологической информации, цифровой информации о водных объектах и лесных ресурсах, подготовку материалов лицензирования недро- и водопользования, а также сбора материалов и мероприятий, связанных с деятельностью государственного контроля, экологической экспертизы и действий по охране окружающей среды, поддержанию требований экологической безопасности.

В настоящее время наблюдается  ведомственная разобщенность информационных ресурсов, что, соответственно, не дает возможности эффективно их использовать в целях экологического управления.

Позволим выделить правовые средства реализации информационной функции  на примере Республики Мордовия:

1) подготовка и распространение ежегодного доклада о состоянии окружающей среды , а также ведение Красной книги, возложенные на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования совместно с другими природоохранными органами. Именно качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни населения региональных территорий и в результате - критерием оценки эффективности деятельности органов государственной власти по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности на местах;

2) постоянная и непрерывная  работа официальных сайтов природоохранных  органов, одним из направлений  которых является представление  сведений об организациях экологического  контроля в соответствии с  Федеральным законом от 26 декабря  2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , объектах экологической экспертизы, природоресурсном потенциале Республики и т.д.;

3) подготовка и реализация  региональных целевых программ;

4) осуществление регионального  экологического мониторинга . Принципиальным  для деятельности Росгидромета  в качестве уполномоченного федерального  органа исполнительной власти  в области мониторинга окружающей  среды и ее загрязнения является обеспечение права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации;

5) экологическое образование  и формирование экологической  культуры. 
В качестве одного из действенных механизмов для решения проблем, связанных с экологической информацией, О.Л. Дубовик предложена разработка модельного закона для субъектов Российской Федерации "Об экологической информации" либо "Об экологическом мониторинге", включающего раздел, регулирующий оборот экологической информации.

Таким образом, в числе  правовых инструментов эффективной  реализации информационной функции  регионального экологического управления могут быть названы: 
- обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций достоверной информацией, необходимой для эффективного осуществления ими деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 
- сбор, согласование, обработка и предоставление информации заинтересованным лицам, в том числе через коммуникационные сети общего назначения; 
- организация межведомственного, межрегионального информационного взаимодействия; 
- создание в субъектах Российской Федерации единой информационной сети.

Следует отметить, что во многих субъектах Украиныимеется тенденция создания и развития правовой базы для информационного обеспечения экологического управления. Считаем, что Республика Мордовия может перенять соответствующий положительный нормотворческий опыт иных регионов.


Информация о работе Информирование - функция экологического права