Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Экологические проблемы развития России и правовая защита окружающей природной среды.
Задачи Проанализировать экологические проблемы России. Выяснить причины нарастания экологической напряженности.
Изучить государственное управления в сфере экологии .Функции экологического управления
Изучить ответственность за экологические правонарушении.
Изучить охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Работа содержит 1 файл

Государственное управления в сфере экологии.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

       Межнациональные конфликты и войны. Помимо прямого ущерба для природы и среды обитания в целом (разрушение земной поверхности, нарушение водоснабжения, загрязнение рек и др.) межнациональные конфликты полностью изменили приоритеты общественного развития отодвинув вопросы экологии на задний план. Население занято проблемами каждодневного выживания - ему не до природной среды. Крайне обостряет обстановку угроза разрушения коммуникаций, трубопроводов и природоохранных сооружений, аварий на АЭС и т.п.

       Экологические последствия демилитаризации, деатомизации Один из главных виновников кризиса экосистемы в прошлом - милитаризм, продолжает отравлять природную среду и на стадии демилитаризации нашего общества. Но демилитаризация и сама порождает новые экологические трудности: угрозу поражения природной среды в связи а захоронением ядерных отходов; проблему безопасного уничтожения атомного и химического оружия, использования испытательных полигонов других территорий, занятых прежде военными объектами.

       Переход к рыночным отношениям, на первом этапе формирования которых возможно обострение экологических проблем в силу действия следующих факторов:  

      - стремления предпринимателей к максимизации разовой прибыли или сокращению сроков оборота капитала и игнорирования ими необходимости охраны окружающей среды;

      - отсутствия стимулов у предприятий  к использованию высококачественного  сырья, топлива, экономии электроэнергии  при производстве продукции разрушения  хозяйственных связей, нарушения  Проектных технологических режимов, роста аварийности производства;

      - сокращения бюджетных средств  на экологические цели и уменьшения  финансовых возможностей предприятий  в реализации природоохранных  мероприятий. Скудное "из остатков" финансирование природоохранной  деятельности, практиковавшееся в дореформенный период усугубляется резким снижением инвестиционной активности во всем народном хозяйстве;

     - отсутствия действенного организационно-экономического механизма природопользования (особенно остро это ощущается на уровне регионов и проявляется: в слабой постановке учета и оценки природных ресурсов недостаточной координации работ по изучению и воспроизводству ресурсов и др., а главное - я отсутствии комплексного управления природопользованием. Этому способствовали непрекращающаяся перестройка государственных структур управления, нерешенность вопросов разграничения собственности на природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами, что нередко приводило к неэффективному природопользованию и возникновению экологической напряженности);

      - отсутствие адекватной правовой защиты природы.

     Россия  имеет огромный земельный фонд. Только площадь сельскохозяйственных земель (пашни, сады, виноградники, пастбища) превышает 600 млн. га. Это огромное национальное богатство, но оно разрушается. Более  половины из этих угодий в настоящее время поражено сильной водной и ветровой эрозией, засолением, перенасыщено азотными соединениями, тяжелыми металлами, болезнетворной микрофлорой. Из-за использования тяжелой техники отсталой технологии орошения и осушения структура почв разрушается, они теряют плодородие. В результате урожайность сельскохозяйственных культур низка. Если в странах Западной Европы с каждого гектара собирают по 50-60 ц пшеницы, то у нас лишь 16-17 ц. Располагая огромными земельными ресурсами, Россия вынуждена большое количество продовольствия закупать в других странах.

     Из-за расточительного пользования водой  в сельском хозяйстве в ряде регионов страны в ней испытывается острый дефицит.

     Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:

       - в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

      - добиться коренного улучшения  состояния окружающей среды за  счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

      - ввести хозяйственную деятельность  в пределы емкости экосистем  на основе массового внедрения энергии ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

     Основными направлениями перехода России к  устойчивому развитию являются:

     - создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

     - разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально экономической системы и ее отдельных элементов;

      - оценка хозяйственной емкости  локальных и региональных экосистем  страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

      - формирование эффективной системы  пропаганды идей устойчивого  развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

     Переход к устойчивому развитию потребует  скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических  и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

     Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.

     В соответствии с принципами устойчивого  развития, выработанными на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и последующих международных форумах, должна предусматриваться реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения.

     Одним из основных условий перехода к устойчивому  развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого  общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

     Важным  фактором обеспечения устойчивого  развития является усиление роли основных социальных групп населения в  осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.

     В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству. Прежде всего, оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.

     Государственное управление процессом перехода к  устойчивому развитию предполагает разработку системы программных  и прогнозных документов:

     - государственной стратегии действий долгосрочного характера;

     - долгосрочных и среднесрочных  прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности;

      - краткосрочные прогнозы и программы  отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При  этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия "центр - регионы".

     Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий, преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.  

     Государственное управление в сфере экологии. Функции экологического управления

      

     Понятие государственного управления в сфере экологии, его задачи.

     Система и функции органов государственного управления в сфере экологии. Органы, осуществляющие управление и контроль в сфере экологии. Основные функции органов внутренних дел в области охраны природы.

     Информационное  обеспечение в сфере охраны окружающей среды (обеспечение экологической информацией).

     1.1. Понятие обеспечения экологической информацией как деятельности по упорядочению существующих и организации новых информационных потоков, по обеспечению обработки и доведению до заинтересованных потребителей первичной и аналитической экологической информации.

     1.2. Понятие и состав экологической  информации как данных (сведений):

     a) о состоянии окружающей среды, компонентов природной среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почв, земли, иных компонентов

     природной среды, природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия и его компонентов, включая генетически измененные орга-низмы) и взаимодействии между этими компонентами;

     б) о факторах, оказывающих негативное воздействие на окружающую

     среду (вещества, энергия, шум, излучение);

     в) о деятельности, включая политику, законодательство, планы и программы, соглашения, решения органов государственной власти, муниципальных органов, оказывающих или способных оказать воздействие на состояние окружающей среды и ее компонентов, перечисленных в подпункте «a»;

     г) о состоянии здоровья и условиях жизни населения, состоянии антропогенных объектов в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние компонентов природной среды.

     1.3. Требования к экологической информации: а) полнота; б) достоверность; в) своевременность; г) доступность, включая бесплатность (платность) предоставления; д) формализованность информации; е) сопоставимость информации; ж) поддержание информации в актуальном состоянии.

     1.4. Виды экологической информации. Экологическая информация по 

     сферам деятельности. Экологическая информация общего и специального назначения. Информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

     1.5. Формы предоставления экологической  информации.

     1.5.1. Формы предоставления экологической  информации государством:

     а) ежегодное составление и публикация государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации, соответствующих докладов субъектов Российской Федерации; подготовка и публикация государственных (национальных) докладов в сфере использования и охраны природных ресурсов; ежегодные государственные доклады о состоянии использования и охраны земель в Российской Федерации; первый национальный доклад Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия» 1997 г. и др.

     б) подготовка и публикация ежегодных государственных докладов в смежных сферах деятельности: государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации, государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственные доклады по вопросам защиты прав потребителей и др.;

     в) публикация важнейших национальных и международных документов по вопросам охраны окружающей среды (стратегии, доктрины, программы, планы действий и доклады о ходе их осуществления);

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии