Атомные электрические станции: состояние, проблемы, перспективы строительства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:32, реферат

Описание работы

Цель своей работы я вижу в определении проблем и возможностей современных АЭС и рассмотрении перспективы строительства АЭС в Республике Беларусь.
Задачи работы определяются целью, а именно:
описать состояние, типы и виды современных АЭС;
определить проблемы и перспективы развития атомной энергетики в мире;
показать возможности и перспективы строительства АЭС в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1.Типы атомных электростанций 4
2. Мировой опыт развития атомной энергетики 6
3. Будущее ядерной энергетики в Республике Беларусь. 9
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Атомная энергия является главным энергетическим ресурсом Японии. Правительство этого государства не видит ей альтернативы с точки зрения стабильного энергообеспечения экономики и населения. В Японии действуют 53 ядерных реактора суммарной мощностью более 44 тыс. МВт. Два реактора находятся в стадии завершения строительства, для восьми подобраны места возведения (их планируется ввести до 2015 года). По прогнозам, суммарная электрическая мощность атомных электростанций в Японии после ввода в строй новых энергоблоков достигнет 70 тыс. МВт. В перспективе долю ядерной энергетики в данной стране планируется довести до 30–40% электрогенерирующих мощностей. Доля же нефти в энергетическом балансе Японии будет снижена с 50% до 40%.

     Положительные тенденции в развитии ядерной  энергетики наметились и в государствах Евросоюза. Так, Швеция решила «продлить жизнь» своих АЭС с 40 до 60 лет и ввести мораторий на программу прогрессивного отказа от ядерной энергии.

     Британское  правительство намерено удвоить  долю АЭС в производстве электроэнергии и обратилось к частному сектору  с призывом развивать, строить и эксплуатировать новое поколение ядерных реакторов в 2015–2020 гг.

     В Германии все чаще поднимается вопрос о пересмотре энергетической политики, направленной на отказ от АЭС.

     Выбор в пользу атома, сделанный Францией сразу после нефтяного шока 1973 года, превратил ее в одну из крупнейших ядерных держав мира. Уровень энергетической независимости страны сегодня близок к 50%. Например, в 2006 году снабжение энергией обошлось Франции в 46 млрд. евро, причем атом позволил сэкономить 13,5 млрд. евро на импорте газа.

     В рамках Программы развития атомной  энергетики Россия планирует увеличить долю ядерной энергетики в народнохозяйственном комплексе государства почти в 2,5 раза за счет ввода до 2030 года почти 40 новых блоков. До 2020 года в Российской Федерации построят четыре новые атомные электростанции. Возведение АЭС планируется в Тверской, Нижегородской и Челябинской областях, а также либо в Ярославской, либо в Костромской областях.

     Стратегия развития атомной энергетики Украины предусматривает до 2012 года рост производства электроэнергии на АЭС до 102 млрд. кВт·ч. В прошлом году оно составило около 195 млрд. кВт·ч, из них свыше 90 млрд. кВт·ч было произведено на атомных электростанциях. В Украине эксплуатируется 15 энергоблоков на Запорожской, Южно-Украинской, Ровненской и Хмельницкой АЭС. Рассматриваются предложения по строительству четырех-пяти новых энергоблоков.

     Серьезно  рассматривают развитие атомной  энергетики и ряд других государств, не имеющих собственной атомной  генерации: Италия, Польша, Турция, Египет, Марокко, Чили, Нигерия, Бангладеш, Индонезия, Вьетнам, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия.  

 

3. Будущее ядерной энергетики в Республике Беларусь. 

     Решение о строительстве атомной электростанции зависит от многих факторов. Определяющими среди них являются экономическая целесообразность и технические возможности развития атомной энергетики в стране.

     В Республике Беларусь, наиболее пострадавшей в результате аварии на Чернобыльской  АЭС, вопросу экономического и технического обоснования строительства атомной электростанции придается особое значение.

     О необходимости возведения в Беларуси собственной АЭС специалисты  заговорили еще в начале 1997 года. С тех пор исследования на эту  тему практически не прекращались.

     Каковы  же основные аргументы сторонников строительства атомной электростанции?

     Для Беларуси – страны, имеющей динамичную экономику и в то же время испытывающей острую нехватку собственных топливно-энергетических ресурсов, развитие атомной энергетики имеет стратегическое значение в обеспечении энергетической безопасности и экономической независимости.

     В Республике Беларусь доля импортируемых  энергоресурсов составляет сегодня  около 85%. Практически весь потребляемый в стране газ, а также большая часть нефти завозятся из одного государства – Российской Федерации. Зависимость от единственного поставщика подрывает энергетическую безопасность республики. Кроме того, на оплату импортируемых энергоресурсов расходуется значительная часть бюджета государства.

     Строительство собственной атомной электростанции позволит снизить зависимость от импорта энергоресурсов и обеспечить республику относительно дешевой электроэнергией.

     По  расчетам Национальной академии наук Беларуси, введение в энергобаланс АЭС суммарной электрической  мощностью 2 тыс. МВт позволит удовлетворить около 25% потребности страны в электроэнергии и приведет к снижению ее себестоимости на 13% за счет сокращения затрат на топливо.

     В соответствии с целевыми установками  социально-экономического развития Республики Беларусь, определенными в программных документах, до 2015 года объем валового внутреннего продукта в нашей стране должен возрасти более чем в 2 раза. Такое увеличение ВВП не может не вызвать роста потребления электроэнергии. В этих условиях Беларуси экономически целесообразно включить в энергобаланс атомную энергетику, которая вполне может стать конкурентоспособной по отношению к использующей органическое топливо традиционной энергетике.

     При отказе от развития атомной энергетики основной упор в удовлетворении растущих потребностей народного хозяйства в энергии придется делать на наращивании строительства ТЭЦ и ГЭС. А это неизбежно приведет к большему загрязнению атмосферы вредными веществами, накоплению в ней избыточного количества углекислого газа, значительному росту финансовых затрат.

     На  совещаниях по вопросам повышения энергетической безопасности и проведения подготовительных работ по строительству атомной  электростанции, состоявшихся в 2006–2007 гг., Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в целом поддержал предложения ученых по возведению в Беларуси собственной атомной электростанции. Глава государства отметил, что решение о строительстве белорусской АЭС продиктовано не политическими амбициями, а необходимостью обеспечить энергетическую безопасность страны в условиях истощения мировых запасов газа и нефти, перебоев с поставками и всё возрастающих цен на энергоресурсы.

     Политическое  решение о строительстве в  Беларуси собственной атомной электростанции было принято 15 января 2008 г. на заседании  Совета Безопасности Республики Беларусь. В своем выступлении Глава государства назвал три главных аргумента в пользу этого: экономическая целесообразность, наличие в республике подходящих территорий для размещения атомной электростанции, отсутствие технических препятствий для включения станции в энергосистему страны.

     31 января 2008 г. Президент Республики  Беларусь подписал постановление  Совета Безопасности № 1 «О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь». В соответствии с принятым решением в стране будет осуществлено строительство атомной электростанции суммарной электрической мощностью 2 тыс. МВт с вводом в эксплуатацию первого энергетического блока в 2016 году, второго – в 2018-м.

     Организует  и координирует деятельность по строительству  белорусской атомной электростанции Министерство энергетики Республики Беларусь. 

 

Экономические и социальные эффекты  развития атомной  энергетики (строительства  АЭС) в Беларуси 

     Собственная АЭС позволит Беларуси решить ряд  стратегически важных задач:

     1. Обеспечить дополнительные гарантии укрепления государственной независимости и экономической самостоятельности Беларуси (возведение атомной электростанции позволит снизить потребность государства в импортных энергоносителях почти на треть);

     2. Снизить уровень использования природного газа в качестве энергоресурса (ввод в действие АЭС в Беларуси позволит уйти от однобокой зависимости нашей экономики от поставок российского газа и приведет к экономии около 4,5 млн. м3  газа в год);

     3. Строительство АЭС в Беларуси рассматривается как вариант диверсификации поставщиков и видов топлива в топливно-энергетическом балансе страны;

     4. Атомная энергетика открывает новые возможности для развития национальной экономики;

     5. Строительство АЭС будет способствовать экономическому и социальному развитию региона размещения АЭС;

     6. Опыт, приобретенный при строительстве АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал страны при возведении объектов ядерной энергетики как в республике, так и за рубежом;

     7. Введение в энергобаланс АЭС позволит снизить выбросы парниковых газов в атмосферу. 

Общественное мнение о строительстве АЭС

в Республике Беларусь 

     В общественном мнении Беларуси набирает силу тенденция к росту поддержки  развития атомной энергетики. 54,8% респондентов проведенного в республике исследования на вопрос «Должна ли Беларусь иметь и развивать ядерную энергетику?» ответили положительно, 23% – отрицательно.  

     О косвенной поддержке развития атомной  энергетики в Беларуси свидетельствуют  ответы и на ряд других вопросов. Например, 41,6% респондентов уверены, что республика не может обеспечить свою энергобезопасность без развития собственной ядерной энергетики, а 58,6% считают вариант использования ядерного топлива для развития энергетики Беларуси очень перспективным и перспективным. 48,2% согласны с тем, что строительство белорусской АЭС приведет к повышению конкурентоспособности отечественных товаров (так как атомная электроэнергия дешевле). 64,3% респондентов считают, что в случае возведения собственной АЭС ситуация в топливно-энергетическом комплексе страны немного или существенно улучшится.

     На  вопрос «При соблюдении каких из перечисленных  условий Вы бы поддержали идею строительства  АЭС в республике?» 48% ответили: «Должны  быть использованы самые современные  и безопасные реакторы». Такая точка зрения полностью соответствует государственной политике в области развития атомной энергетики.   

     Работа, проделанная республике на подготовительном этапе строительства АЭС 

     Во  исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции» в республике системно осуществляется реализация соответствующих конкретных организационно-правовых, научно-исследовательских и проектно-изыскательских мероприятий.

     Основные  подготовительные работы, которые необходимо выполнить до начала строительства АЭС, ведутся в соответствии со специальным планом, реализацию которого обеспечивают Совет Министров Республики Беларусь и Национальная академия наук Беларуси.

     Организует  и координирует деятельность по строительству атомной электростанции Министерство энергетики Республики Беларусь.

     Для осуществления функций заказчика  по выполнению комплекса подготовительных и проектно-изыскательских работ по возведению АЭС в соответствии с Указом Главы государства решением Мингорисполкома от 29 ноября 2007 г. создано специальное государственное учреждение – «Дирекция строительства атомной электростанции», которое находится в подчинении Министерства энергетики.

     Генеральным проектировщиком для координации разработки проектно-сметной документации на возведение в республике АЭС является находящееся в подчинении Министерства энергетики научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «БелНИПИЭнергопром».

     Научное сопровождение работ по строительству выполняет государственное научное учреждение «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований – Сосны» Национальной академии наук Беларуси.

     Данное  учреждение имеет значительный опыт в проектировании и в возведении передвижной атомной станции. Наличие в республике научной базы в этой области позволяет экономить значительные средства в ходе подготовительных работ к строительству АЭС. 

     Ответственность за организацию и осуществление  государственного управления в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности возложена на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Для государственного надзора в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности в данном Министерстве образовано специальное подразделение – Департамент по ядерной и радиационной безопасности.

Информация о работе Атомные электрические станции: состояние, проблемы, перспективы строительства в Республике Беларусь