Структура электронного учебника. Основные принципы подготовки электронных учебников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Электронные издания распространяются или с помощью компакт-дисков, или через сеть Интернет. В настоящее время существует большое количество Web-сайтов электронных изданий. Это и каталоги, и справочники, и учебная литература, и тексты художественных книг, и другая разнообразная информация, Через сеть Интернет распространяются также учебные программы по отдельным дисциплинам для самостоятельного обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……………3
1 Основные принципы создания электронных учебников…………………………...….……4
Понятие электронного учебного пособия…………………………………...……..4
Виды электронных учебных изданий……………………………………...……….4
Основные формы электронных учебных изданий…………………………………7

2. Учебно-теоретические учебные издания…………………………………………….………8
2.1 Назначение……………………………………………………………………………8
2.2 Требования……………………………………………………………………………8
2.3. Структура……………………………………….……………………………………8
3. Разработка электронного учебника…………………………………………………………15
3.1 Этапы разработки электронного учебника………………………………………..15
3.2 Программное сопровождение…………………………………………………...…16
3.3 Использование Web-технологий………………………………………..…....……16
3.4 Виды Web-технологий…………………………………………………………...…18
3.5 Применение электронных учебников………………………………………......…26
Заключение………………………………………………………………………..........………27
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.docx

— 76.61 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени академика С.П.КОРОЛЕВА

(национальный  исследовательский университет)» 

ИНСТИТУТ  ПЕЧАТИ 

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине:  «Электронные издания»

на тему: «Структура электронного учебника.

Основные  принципы подготовки электронных учебников» 
 
 
 

                Выполнил: студентка гр. ИП-51з

                Хапина  А.В.

                Проверил: Нечитайло С.А.

                Оценка: 
                 
                 
                 

Самара

2011

     Содержание  

Введение…………………………………………………………………………….……………3 

1 Основные  принципы создания электронных  учебников…………………………...….……4

    1. Понятие электронного учебного пособия…………………………………...……..4
    2. Виды электронных учебных изданий……………………………………...……….4
    3. Основные формы электронных учебных изданий…………………………………7
 

2. Учебно-теоретические  учебные издания…………………………………………….………8

     2.1 Назначение……………………………………………………………………………8

     2.2 Требования……………………………………………………………………………8

     2.3. Структура……………………………………….……………………………………8 

3. Разработка  электронного учебника…………………………………………………………15

     3.1 Этапы разработки электронного  учебника………………………………………..15

     3.2 Программное сопровождение…………………………………………………...…16

     3.3 Использование Web-технологий………………………………………..…....……16

     3.4 Виды Web-технологий…………………………………………………………...…18

     3.5 Применение электронных учебников………………………………………......…26 

Заключение………………………………………………………………………..........………27 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В современных образовательных учреждениях  большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

     Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма  представления. Отличие электронных изданий от печатных в том, что в первых есть возможность создавать и воспроизводить информацию в разнообразных формах, которые нельзя применить в печатных книгах. Хранится такая информация на магнитных дисках.

     Электронные издания распространяются или с  помощью компакт-дисков, или через сеть Интернет. В настоящее время существует большое количество Web-сайтов электронных изданий. Это и каталоги, и справочники, и учебная литература, и тексты художественных книг, и другая разнообразная информация, Через сеть Интернет распространяются также учебные программы по отдельным дисциплинам для самостоятельного обучения. 

 

      1 Основные принципы  создания электронных  учебников 

     1.1 Понятие электронного  учебного пособия

     Из  разных источников следуют следующие  определения электронного учебника:

     1 Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

     2 Должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебное электронное пособие должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

     3 Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

     4 Это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

     5 Это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов. 

     1.2 Виды электронных учебных изданий

     Для учебного процесса используется комплекс учебных изданий. Как уже говорилось, для последовательного усвоения материала необходимы программы обучения. Это может быть учебно-программное издание – учебное издание, регламентирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Разновидностями учебно-программных издания являются:

      1 Учебный план – учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию. Он определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.

      2 Учебная программа – учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо дисциплины (ее частей, раздела). Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студента. 

     Чтобы получить знания, студент изучает  учебно-теоретические издания. Эти учебные издания содержат систематизированные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. К ним относятся: 

      Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

      Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.

      Отдельная лекция – учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.

      Тексты  лекций – учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

      Курс  лекций – учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

      Конспект  лекций – учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражаю-щее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем. 

     Для усвоения материала и для самопроверки студенту предлагаются учебно-практические издания – учебные издания, содержащие систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначены для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний.

     Разновидностями учебно-практических изданий являются:

      1 Практикум – учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

      2 Сборник упражнений – учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по его выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний.

      3 Сборник задач (задачник) – учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

      4 Сборник иностранных текстов – учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

      5 Сборник описания лабораторных работ (сборник описания практических работ, лабораторный практикум) – учебно-практическое издание, содержащее тематику, задание и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

      6 Сборник планов семинарских занятий – учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок их подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

      7 Сборник контрольных заданий – учебно-практическое издание, содержащее перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин.

      8 Хрестоматия – учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

      9 Тесты – учебно-практическое издание, содержащее вопросы для проверке усвоения учащимися пройденного материала.

     1.3 Основные формы электронных учебных изданий

     Как и в создании любых сложных  систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем  не менее, существуют устоявшиеся формы  электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

     Тест – внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

     Энциклопедия – это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Информация о работе Структура электронного учебника. Основные принципы подготовки электронных учебников