Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:48, доклад
Подбор дисков для автомобиля производится в соответствии с несколькими правилами. В настоящее время при подборе дисков руководствуются внешним видом, дизайном колесных дисков. Как показывает практика и автолюбители и производителеи автомобилей подбирают диски увеличенного диаметра для своих автомобилей
Подбор дисков
Подбор дисков для автомобиля производится в соответствии с несколькими правилами. В настоящее время при подборе дисков руководствуются внешним видом, дизайном колесных дисков. Как показывает практика и автолюбители и производителеи автомобилей подбирают диски увеличенного диаметра для своих автомобилей. С одной стороны увеличение радиуса колесного диска ведет к уменьшению профиля резины, что напрямую влияет на управляемость автомобиля, с другой стороны увеличивается стоимость таких колесных дисков, быстрее изнашивается низкопрофильная шина. При подборе дисков по марке автомобиля следует обращать внимание на параметры дисков. Обычно производителе иавтомобиля указывают параметры колесных дисков в техническом паспорте, дабт определенные рекомендации. Подбор литых дисков должен начинаться с изучения параметров диска, таких как вылет, монтажный диаметр диска, диаметр центрального отверстия диска, диаметр центров крепежных отверстий и ширина обода. Речь о параметрах дисков пойдет далее и подробнее. Следующим этапом при подборе дисков необходимо обратить внимание и на шины, необходимо соблюдать одно простое правило, ширина обода должна быть на 20-30% меньше ширины шины, для предотвращения износа, сползания и потери курсовой устойчивости автомобиля. После тщательного подбора параметров диска и шины можно собрать колесо и установить на автомобиль. Имеет смысл держать два отдельных комплекта колес: летний и зимний, на разных дисках. Такой способ позвоит самостоятельно менять комплекты, сэкономить на шиномонтаже и увеличит срок службы шин, при правильном хранении.
Крепление колесных дисков.
Для надёжного крепления литого диска и ступицы геометрия шляпки болта или гайки, контактирущей с диском плотно прилегала к отверстию и совпадала по геометрии (конус или сфера). Так как толщина металла из которого штампуют диски меньше, чем толщина сплава литого диска штампованные диски имеют коническую фаску. Гайки с одинаковым внутренним диаметром могут иметь различную резьбу, с шагом 1.5 мм или 1.75 мм, причем визуально отличий не будет. Это может привести к тому, что гайка или болт будет закручен так, что в последствии будет не выкрутить, либо будет испорчена резьба на шпильке, что грозит сложным ремонтом, поэтому необходимо быть внимательными при выборе крепежных элементов, гаек и болтов.
Типы дисков.
Выпускаются колёсные диски для массового использования двух типов: стальные и легкосплавные (литые диски). Стальные изготавливаются путём штамповки из листовой стали. Легкосплавные изготавливаются методом литья или ковки из сплавов лёгких металлов. К основным достоинствам легкосплавных дисков относят лёгкость, внешний вид, устойчивость к коррозии. К недостаткам относят только высокую стоимость. Владельцам автомобилей, имеющим два комплекта шин – для зимы и для лета, рекомендуем иметь и два комплекта дисков, при переходе с летних шин на зимние, достаточно просто поменять колёса. При кажущейся дороговизне этого варианта есть плюсы, прежде всего вы имеете возможность кататься на шинах более правильного для данного сезона размера, не нарушаете работоспособную отбалансированную систему шина-диск (каждая разборка-сборка уменьшает срок службы шины, стоит денег, требует повторной балансировки колеса) ну и наконец – имеющие навыки могут сэкономить время и деньги переставив колёса самостоятельно. Рациональным решением будет – использование зимой штампованных дисков, а летом литых.
Подбор дисков, или как подобрать диск (приведены исчерпывающие материалы по расшифровке параметров дисков)
1. ЕТ - вылет (или
вынос) диска (измеряется в мм).
Это расстояние между продольной плоскостью
симметрии диска и плоскостью ступицы.
Вылет может быть нулевым (плоскость симметрии
диска совпадает с плоскостью ступицы
машины), положительным (плоскость симметрии
диска находится ближе к центру машины,
чем плоскость ступицы - как на рисунке)
и отрицательным. Для каждой модели автомобиля
вылет рассчитан производителем так, чтобы
обеспечить оптимальную устойчивость
и управляемостьавтомобиля, наименьшую
нагрузку на подшипники ступиц. Желание
поставить появившиеся в последние годы
более широкие низкопрофильные шины, на
дисках большего размера, приводит к тому,
что приходится подбирать диск с уменьшенным
ЕТ (т.е. шина стала шире – нужно сдвинуть
её наружу от кузова - иначе начнёт задевать
за него). Уменьшение ЕТ делает колею колес
шире - это повышает устойчивость автомобиля
и придает ему стильный и агрессивный
вид. Излишнее уменьшение ЕТ нежелательно,
т.к. может привести к увеличению нагрузки
на подшипники ступицы. Увеличить же вылет,
т.е. сузить колею, как правило, невозможно
- диск упрется в тормозной суппорт или
будет задевать за элементы кузова или
подвески.
2. D - монтажный диаметр диска,
измеряемый в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм) и обозначаемый
двумя апострофами ("). Соответствует
внутреннему (посадочному) диаметру шины.
Подавляющее большинство современных
автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых
дисках. В настоящее время наметилась
тенденции к переводу автомобилей на всё
большие монтажные диаметры - машины для
которых штатными являются, например,
13-дюймовые диски, переводят на 14-, 15-, и
даже на 16- дюймовые. Это объясняется стремлением
использовать низкопрофильные шины взаимозаменяемого
размера, так как ездовые качества по ряду
причин лучше, чем у шин высокого профиля.
А чем ниже профиль шины, тем меньше в колесе
резины и больше металла - наружный диаметр
колеса остался неизменным. При использовании
стальных дисков монтажный диаметр особо
не увеличить, ведь это приведет к возрастанию
массы колеса, что крайне нежелательно.
А применение легкосплавных дисков позволяет
увеличивать монтажный диаметр диска,
не утяжеляя колесо в целом. На спортивных
версиях автомобилей тормозные суппорты
больше, чем на стоковых, следовательно,
и диски должны быть большего монтажного
диаметра, иначе тормозной суппорт упрется
в обод изнутри диска.
3. DIA - диаметр центрального
отверстия диска (отверстия под ступицу).
У штатных колёсных дисков центральное
отверстие часто точно подогнано к ступице
оси, т.е. диск надевается на ступицу с
минимальным зазором и затягивается крепёжными
гайками. Но, покупая понравившийся новый
диск, не пугайтесь того, что центральное
отверстие может оказаться больше положенного
- точность и надёжность крепления диска
к ступице обеспечивается сверлением
отверстий в ступице высокоточными станками
на конвейере производителя автомобиля.
Производители дисков часто делают центральное
отверстие заведомо увеличенного диаметра,
что позволяет использовать диск на разных
моделях автомобилей. В таком случае установливаются
переходные кольца между ступицей и диском,
изготовленные из пластика(стоит отметить,
что не рекомендуется многоразовоае использование
колец, лучше заменять их при каждом новом
монтаже дисков, тем более, что комплект
из 4-х колец стоит всего 120 рублей) позволяет
нормально эксплуатировать автомобиль.
Очень часто центровочные кольца продаются
в комплекте с диском. Ну а если их в комплекте
с дисками не было, то необходимо приобрести
отдельно, подбор переходных колец производится
из расчета внешнего диамета отверстия
диска и диаметра ступицы.
4. PCD - диаметр центров
крепёжных отверстий (измеряется в
мм, обозначается PCD - Pitch Circle Diameter) и количество
этих отверстий.
Например, PCD4х100 означает - 4 отверстия,
расположенные на окружности диаметром
100 мм (радиус 50 мм от центра оси диска).
Эти параметры должны абсолютно точно
соответствовать геометрии ступицы. Измерения
«на глазок» и линейкой тут не допускаются.
5. J - Ширина обода (измеряется
в дюймах и обозначается латинской буквой
«J»).
Должна быть на 25-30% меньше ширины профиля
шины. Допустим, вы ищете диск под шину
195/50 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах
это будет 7,68 (195 разделить на 25,4). Отнимите
от этой величины 25% или 30% и полученное
число округлите до ближайшего значения
из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма
- обод именно такой ширины нужен для шины
195/50R15. Использование как слишком широких,
так и слишком узких дисков (относительно
ширины шины) крайне нежелательно: нарушается
проектная геометрия пятна контакта шины
и дороги (боковины либо сжаты закраинами
обода, либо растянуты на нем), из-за чего
ухудшаются ездовые характеристики шины
- реакция на поворот, сопротивление уводу,
боковая жесткость, сопротивление аквапланированию,
шина неправильно изнашивается - из за
этого резко уменьшается её пробег. Допустимое
отклонение ширины обода от нормы составляет
0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром
до 14 дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков
с диаметром 15 дюймов и более. В особенности
это касается низкопрофильных серий шин.
Итак, из приведенного материала по
подбору дисков ясно, что необходимо
выделять и исследовать пять основных
параметров диска. Отметим, что стоит
очень осторожно подходить к
параметру ET (вылет диска), так как
при некорректно подобранном
параметре могут возникать
Для закреплеия, рассмотрим пример. Имеется диск с параметрами 5J/14" 4*100 ЕТ40 DIA 67.1. Расшифровать данные параметры можно так: диск диаметром 14 дюймов, шириной 5 дюймов, имеющий 4 крепёжных отверстия, расположенных на окружности 100 мм, вынос диска 40 мм, диаметр отверстия под ступицу 67,1 мм.