Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:07, реферат
Эпоха аналогового телевидения неуклонно близится к концу. Недаром Еврокомиссия обязала все страны, входящие в Европейский Союз, закончить полный переход к цифровому телевещанию уже к 2015 г. Причин такой тотальной "нелюбви" к аналоговому вещанию очень много. Не последнюю роль сыграло отсутствие единого телевизионного стандарта. На сегодняшний день их три: NTSC, PAL и SECAM. Они несовместимы: получить цветное изображение на телевизоре другого стандарта практически невозможно.
Введение
Тема реферата "Цифровое телевидение" по дисциплине "Основы электроники".
Эпоха аналогового телевидения
неуклонно близится к концу. Недаром
Еврокомиссия обязала все страны,
входящие в Европейский Союз, закончить
полный переход к цифровому
Но самая большая беда аналогового телевидения — его неудовлетворительное качество. Принцип частотного разделения видеосоставляющей сигнала не позволяет достаточно четко разграничить компоненты цвета и яркости в пересекающихся областях спектра. А уж отсортировать сигнал от помех позволяет только цифровое кодирование.
Цифровое телевидение
е Системы цифрового телевидения бывают двух типов.
В системе первого типа (полностью цифровой) преобразование передаваемого изображения в цифровой сигнал и обратное преобразование цифрового сигнала в изображение осуществляются непосредственно в преобразователях свет-сигнал (видеокамерах) и сигнал-свет (экранах телевизоров). Во всех звеньях тракта передачи изображения и звука информация передается в цифровой форме. Такие системы пока только разрабатываются.
В цифровых ТВ-системах второго типа (рис.1) аналоговый сигнал, получаемый с датчиков (видеокамер), преобразуется в цифровую форму, передается, а затем в приемнике снова приобретает аналоговую форму, в которой подается на видеомонитор. При этом используются имеющиеся датчики аналоговых ТВ-сигналов и преобразователи сигнал-свет в телевизионных приемниках.
Рис. 1
Сейчас существуют три стандарта цифрового телевидения:
- ATSC (Advanced Television Systems Committee) — американский;
- ISDB (Integrated Services Digital Broadcasting) — японский (планируется использование этого стандарта в Бразилии);
- DVB (Digital Video Broadcasting) — европейский.
Основываясь на способах доставки сигнала потребителю, цифровое телевидение разделяется на четыре вида: спутниковое, эфирное, кабельное и через Интернет (по ІР-сетям). Они, в той или иной степени, распространены во многих странах, и у каждого вида есть свои преимущества и недостатки.
Спутниковое телевещание имеет обширную зону покрытия, доступность в самых отдаленных уголках и большую пропускную способность (один спутник может обслуживать множество каналов вещания и, вдобавок к этому, выполнять еще и другие полезные функции). Из недостатков можно назвать высокую стоимость реализации.
Эфирное вещание требует меньших затрат на оборудование. Сигнал на окружающую территорию передают специальные ретрансляционные станции (башни). Исходный сигнал они получают с тех же спутников. Недостатком эфирного вещания является низкая помехозащищенность сигнала. К тому же, большинство ретрансляционного оборудования предназначено для аналогового вещания и не способно передавать цифровой сигнал.
Кабельное телевидение обеспечивает высокое качество передачи сигнала, нетребовательно к формату (его тип зависит от передающего оборудования, а не от самого кабеля), но также дорого.
Телевещание через Интернет (по IP-сетям) появилось не так давно (по сравнению с другими форматами). Оно с самого начала предназначено для цифрового вещания, но высокие требования к оборудованию и пропускной способности сети пока еще не позволяют работать с трансляцией в должном качестве.
В европейском стандарте эти виды учтены, поэтому выделяются наземное DVB-T (Terrestrial), спутниковое DVB-S (Satellite) и кабельное DVB-C (Cable) вещание, а также вещание для портативных устройств DVB-H (Handheld). Американский ATSC и японский ISDB стандарты — сугубо наземные и не подразделяются на виды.
Трансляция цифрового сигнала
требует определенной подготовки. Во-первых,
это стандартизация принципов вещания.
Во-вторых, установка нового оборудования,
которое будет передавать цифровой
сигнал в эфир. И в-третьих, необходимость
убедить население сменить
Но, самое главное, цифровое телевидение
способно решить проблему "перенаселенности"
телеэфира. Вместо одного аналогового
телеканала в той же частотной
полосе можно транслировать четыре
цифровых. Еще одна проблема, которую
решает цифровое телевидение, — прием
в движущемся автомобиле. Пользователям
портативных телевизоров хорошо
известен эффект многолучевого приема,
когда изображение двоится и
нужно подбирать наилучшее
2. "Оцифровка" сигналов
Преобразование аналогового
Дискретизация – замена непрерывного аналогового ТВ-сигнала S(t) последовательностью выборок (отсчетов) этого сигнала (Рис. 2). Эти отсчеты берутся в моменты времени, отделенные друг от друга интервалом Т, который называется интервалом дискретизации. Величина, обратная интервалу дискретизации, называется частотой дискретизации. Наиболее распространена равномерная дискретизация с постоянным периодом, основанная на теореме Котельникова. Согласно этой теореме любой непрерывный сигнал S(t), имеющий ограниченный спектр частот (0...fгp), может быть без потерь информации представлен значениями этого сигнала Sdi. взятыми в дискретные моменты времени tn=nT (п=1,2,3,... — целые числа) при условии, что T≤0,5/trp (Т — период, или интервал дискретизации). Минимально допустимая частота дискретизации по Котельнику tд.мин=2fгp .
Рис.2
Понятно, чем меньше интервал дискретизации
(выше частота дискретизации), тем
меньше различия между исходным сигналом
и его дис-кретизированной
За дискретизацией при преобразовании аналогового сигнала в цифровую форму следует процесс квантования, который заключается в замене полученных после дискретизации мгновенных значений отсчетов Sdi ближайшими значениями из набора отдельных фиксированных уровней (рис.3). Квантование также представляет собой дискретизацию сигнала Sq, но не во времени, а по уровню. Фиксированные уровни, к которым "привязываются" отсчеты, называются уровнями квантования. Динамический диапазон изменения сигнала S(t), разбитый уровнями квантования на отдельные области значений (шаги квантования), образует шкалу квантования.
Рис.3
Последняя может быть как линейной, так и нелинейной, в зависимости от условий преобразования. Округление отсчета до ближайшего уровня (верхнего или нижнего) определяется положением порога квантования внутри шага квантования.
Дискретизированный и
Для передачи такого сигнала по каналам
связи его лучше всего
Все эти три операции выполняются одним техническим устройством — аналого-цифровым преобразователем (АЦП). Обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый производится в устройстве, называемом цифро-аналоговым преобразователем (ЦАП). Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи — непременные блоки любых цифровых систем передачи, хранения и обработки информации.
При непосредственном кодировании телевизионного сигнала кодовые комбинации создаются с частотой, равной частоте отсчетов (частоте дискретизации fд). Каждая кодовая комбинация соответствует определенному отсчету и содержит некоторое число m двоичных символов (битов). Кодовые слова можно передавать в параллельной или последовательной формах. Для передачи в параллельной форме надо использовать к линий связи (на рис.4 к=4).
Рис.4
Символы кодового слова одновременно передаются по линиям в пределах интервала дискретизации. Для передачи в последовательной форме интервал дискретизации надо разделить на подинтервалы-такты. В этом случае символы слова передаются последовательно по одной линии, причем на передачу одного символа слова отводится один такт.
При передаче цифровой информации по
каналам связи скоростью
Vn= fд∙m.
Если верхняя граничная
Число уровней квантования сигнала должно быть выбрано не меньше максимального числа градаций яркости, различимых глазом, которое, в зависимости от условий наблюдения, колеблется в пределах 100...200. Отсюда m=6,6...7,6.
Очевидно, число символов в кодовой комбинации может быть только целым, а значит, разрядность кодовой комбинации m=7 (или 8). В первом случае кодовая комбинация может нести информацию о 128 возможных уровнях сигнала (градациях яркости), во втором случае — 256. Если принять m =8, то скорость передачи цифровой информации
Vn=13,5∙8=108 (Мбит/с).
Если учесть, что, кроме сигнала яркости, должна быть передана информация о цвете, то общий цифровой поток удвоится и будет равен 216 Мбит/с. Столь высоким быстродействием должны обладать как устройства преобразования ТВ-сигнала, так и каналы связи.
Передавать такой большой
Статистическая избыточность определяется свойствами изображения, которое не является в общем случае хаотическим распределением яркости, а описывается законами, устанавливающими определенные связи (корреляцию) между яркостями отдельных элементов. Особенно велика корреляция между соседними (в пространстве и во времени) элементами изображения. Знание корреляционных связей позволяет не передавать многократно одну и ту же информацию и сократить цифровой поток.
Второй тип — физиологическая избыточность — обусловливается ограниченностью зрительного аппарата человека. Учет физиологической избыточности позволяет не передавать в сигнале ту информацию, которая не будет воспринята нашим зрением.
Аналогично, несовершенство слухового аппарата человека позволяет "избавиться" от избыточной аудиоинформации в сигнале.
3. Стандарты сжатия MPEG
Уменьшение цифрового потока видеосигнала
за счет сокращения избыточности в
изображении осуществляется в цифровом
телевидении применением
MPEG — это стандарты, определяющие параметры сжатия аудио- и видеофайлов и преобразования их в форматы, более удобные для пересылки. MPEG состоит из трех частей: Audio, Video, System (синхронизация двух других).