Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:12, статья
Во Франции кредитно-банковская система была развита слабо до середины XIX в. Первый опыт эмиссионной деятельности во Франции не был успешен. Дарованные монопольные права в 1716 г. Джону Ло на работу Банка Женераль (Banque Generale), имели результатом катастрофические масштабы бумажной эмиссии и его банкротство в 1720 г.
Возникновение и развитие государственных банков во Франции
Во Франции кредитно-банковская система была развита слабо до середины XIX в. Первый опыт эмиссионной деятельности во Франции не был успешен. Дарованные монопольные права в 1716 г. Джону Ло на работу Банка Женераль (Banque Generale), имели результатом катастрофические масштабы бумажной эмиссии и его банкротство в 1720 г.
После этого краха, государство ввело жесткие ограничения на учреждения эмиссионных банков, вплоть до 1776 г. не один из таких банков не был образован. Следующим эмиссионным банком стал «Caisse d'Escompte» (Кэс д'Эскомт), партнерство с ограниченной ответственностью, основанное Тюрго - министром финансов Франции. Его деятельность была тесна связана с правительством, встав в будущем фактически филиалом финансового департамента правительства. В 1783 г. данный банк дал обещание предоставить казначейству займ в размере 6 млн. франков, но ухудшающие финансовое состояние Франции, вынудило тот приостановить выплаты. К 1788 г. совсем плачевное состояние финансов государства, которое уже сильно задолжало Кэс д'Эскомт, привело к принудительному курсу банкнот банка. Далее в 1789 г. последовало установление ассигнационного режима. Первые ассигнации были не законными средствами платежа, а являлись лишь обеспеченными национальным богатством краткосрочными процентными государственными облигациями. Но в 1790 г. ассигнации были узаконены, что привело к увеличению потока ассигнации, и как следствие привело Кэс д'Эскомт к банкротству и недоверию населения на многие годы к бумажным деньгам.
По декрету правительства 1792 г. учреждения эмиссионных банков было под запретом, но после отмены данного правового акта в 1796-1797 гг. некоторые парижские банки начали заниматься эмиссионной деятельностью. Такие банки как, Кэс де Комт Куран (Caisse des Comptes Curants) и Кэс д'Эскомт дю Коммерс (Caisse d'Escompte du Commerce) имели главные позиции. В 1798 г. в Руане был открыт первый в провинции эмиссионный банк. Данное учреждение производило эмиссию мелких банкнот номиналом в 100 франков, в то время как парижские банки занимались выпуском банкноты номиналом не менее 250 франков. Данное новшество не вызвало никаких глобальных проблем и даже имело успех, но политические события того времени не дали развития такому положению вещей.
Маниакальная идея централизации Наполеона и трудности, связанные с учетом государственных ценных бумаг (главное – недоверие населения к государству), привели его к мысли о создании банка под началом правительства. И в 1800 г. Наполеон сагитировал акционеров Кэс де Комт Куран преобразовать компанию в новый банк, с гордым названием «Банк Франции» (Bank of France). Он был учрежден в качестве частной акционерной компании с капиталом в 30 млн франков, 18 января 1800 года. Данный институт стал играть главную роль государственного эмиссионного банка во Франции. Вскоре после создания Банка, правительство распродало значительную часть принадлежавших ему акций, что, однако, не повлекло за собой увеличения независимости Банка.
В 1803 г. правительство, исполняя известный Закона 24-ого Жерминаля XI года, дало исключительное право данной организации заниматься банкнотной эмиссией в Париже монопольно, а уже в 1848 г. — во всей Франции, поглотив и превратив в свои филиалы девять провинциальных эмиссионных банков. Правительство издало указ об изъятии банкнот банков, которые имели право на эмиссию до сих пор, и запретило создание эмиссионных банков в провинции за исключением случаев, согласованных с правительством, а также закрепило за собой права не только на разрешение эмиссионной деятельности, но и установление ее максимальных пределов.
Банк Франции, с момента образования, был под большим давление со стороны правительства, в частности Наполеона Бонапарта. В 1804 г между Банком и Наполеоном произошел конфликт, который заключался в нежелании Банка выдать кредит правительству по выгодной цене в обмен на ценные бумаги государства. Но под нажимом, Банк все-таки выполнил свои обязательства: выдал крупный займ и выпустил банкнот намного больше, чем мог обеспечить имевшимся резервами.
В период 1835-1838 г. были образованы еще шесть областных банков. Банк Франции, боясь конкуренции, начал деятельность по созданию филиалов, 15 из которых были открыты в 1841-1848 гг. Все филиалы Банка Франции монопольно осуществляли эмиссионную деятельность в тех городах, где они были учреждены. Для открытия филиалов Банка требовался лишь королевский указ, принимавшийся на основании рекомендации Генерального Совета Банка, в то время как областные банки для своего учреждения после 1840 г. были обязаны добиваться принятия Парламентом специального акта.
Кроме того, большим преимуществом Банка являлась большая территория его обхвата в сравнении с областными банками. Но успешное развитие последних явилось неприятным фактом для Bank of France, и после 1840 г. правительство запретило полностью образование областных банков. Следствием этого стал конец свободы в эмиссионной деятельности.
Полная централизация эмиссионной деятельности получили свое логическое завершение.
Политический кризис 1848 г., который вызвал у населения боязнь наступления нового ассигнационного режима, повлек за собой накопления денег, которое в свою очередь увеличило набеги на Банк. Правительство, которое было заинтересовано в финансовой помощи от Банка, определило принудительный курс банкнотам и дало санкцию Банку на эмиссию купюр номиналом 100 франков.*
* Банку Франции до 1847 года нельзя было производить эмиссию банкнот с номиналом менее 500 франков в Париже. Провинциальным отделениям Банка, так же как и областным банкам, разрешалось выпускать банкноты минимальным номиналом в 250 франков. В 1847 г. такой же минимум был установлен и для Парижа.
Также Банку определили верхнюю границу эмиссии в 350 млн. франков, что являлось защитой от избыточной эмиссии банкнот. Одновременно с этим, областным банкам были поставлены границы с совокупным верхним пределом эмиссии для всех девяти в 102 млн. франков. И поскольку, их банкноты были законным средством платежа лишь в определенном регионе, в то время как банкноты Банка Франции являлись законным средством обращения на всей территории Франции, это привело к тому, что в 1848 г. областным банком ничего не оставалось делать, как согласиться на слияние с Банком Франции, что было единственным выходом избегания ликвидации.
До кризиса 1848 г. правительство никогда не ограничивало объем эмиссии Банка и выпуск банкнот малого номинала. Но данное событие способствовало возникновению новых правил. В тоже время правительство всегда было готово поднять предел эмиссии, если тот оказывался препятствием для кредитования казначейства. Но масштабы кредитования правительства негативно сказывался на стабильности позиций Банка. Обязательства перед правительством о выдаче в течение последующих нескольких лет займов фиксированной величины замедляли деятельность Банка Франции по выпуску своих банкнот и выплате денег. Но Банк, имея весьма большой резерв драгоценных металлов (около 400 млн. франков), преодолел все ограничения и начал медленно реализовывать свои планы. Далее Банк столкнулся с другой проблемой – объем эмиссии к тому времени приблизился к своей новой верхней границе. И пред руководителями встал вопрос: либо просить о новом увеличении верхнего предела эмиссии, либо же обратиться к старым законам, по котором Банк обязан погашать свои банкноты, принудительный курс был бы отменен, но всякие ограничения на объем совокупной эмиссии теряли бы свою силу. Эта дилемма была решена только после договоренности Банка с казначейством относительно уменьшения кредитных обязательств первого, что помогло ему вернуться к прежним порядкам в 1850 г.
Таким образом, после кризиса 1848 г. Франция стала иметь полностью централизованную, монопольную банковскую систему и один эмиссионный банк.
Банк Франции более века оставался крупнейшим государственным Банком Франции, который не только выполнял функции Центрального банка страны, но и непосредственно обслуживал клиентов через обширную сеть своих отделений. На сегодняшний день Банк Франции, после вступления в европейскую систему центральных банков в 1998 г., занимается также реализацией политики ЕЦБ, а также управлением частью валютных резервов этой системы.
Но Bank of France не единственное кредитное государственное учреждение во Франции. Одним из исторически значимых банков со значительным участием правительства является Caisse des Depots et Consignations (CDC) - французский государственный банк развития, основанный в 1816 г. и контролирующийся французским парламентом. Он осуществляет депозитарную деятельность в отношении средств сберегательных банков, пенсионных фондов, систем социального страхования и других сберегательных фондов, за исключением наличности в расходной кассе. Основным объектом которого является инвестирования в государственные проекты, такие как выдача субсидий на жилищное строительство компаниям, которые были созданы местными органами власти для развития города. Важнейшими функциями этого банка являются: кредитование Казначейства и инвестирование в государственные ценные бумаги; покупка необеспеченных облигаций полугосударственных учреждений, таких как Креди Насьональ (Credit National), Креди Фонсье (Credit Foncier) и Кэсс де Креди Агриколь (Caisse de Credit Agricole).
На данный момент банковская система Франции - одна из самых успешно развитых и устойчивых в мире. История возникновения банков во Франции всегда была связана с вмешательством государства в их деятельность, что повлияло на успешное развитие данной структуры.
Список использованной литературы
Информация о работе Возникновение и развитие государственных банков во Франции