Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:44, контрольная работа
Целью данной работы является изучение истории развития бирж в России, а также перспектив развития биржевой торговли.
Введение………………………………………..……………………………………..3
1. История возникновения биржи………………………………………………4
2. История развития бирж в России……………………………………………5
3. Перспективы развития биржевой торговли…………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………...21
Схема «Экономические предпосылки возникновения бирж»...............………...23
Список литературы………….………………………………………………………24
Наибольшее распространение биржи получили в крупных городах, а также в областных, краевых и республиканских центрах. Интенсивность процесса образования бирж во многом определялась отношением к биржам руководителей государственных органов власти и управления на местах, их восприимчивостью к реформированию экономики, наличием и состоянием промышленности в регионе, активности предпринимателей.
Создание
бирж в 1990 – 1991 гг. на различных территориях
проводилось исходя из местных интересов
отдельных групп предприятий
или предпринимателей, а также
в условиях отсутствия биржевого законодательства,
что предопределило пестроту в выборе
организационно-правовых форм биржи –
от частного предприятия до акционерного
общества открытого типа.
Организационно-правовые формы товарных бирж
Организационно-правовая форма | Количество бирж | В % к итогу |
АО открытого типа | 42 | 21,21 |
АО закрытого типа | 152 | 76,77 |
Смешанное товарищество | 2 | 1,01 |
Частное предприятие | 2 | 1,01 |
Бурный количественный рост товарных бирж стимулировали постановление Совета министров РСФСР "О деятельности товарной биржи в РСФСР" (март 1991 года) и утверждение правил их регистрации. Вскоре по количеству и разнообразию заключаемых на биржах сделок страна оказалась "впереди планеты всей". Правда, подавляющее их большинство в действительности никак не отвечало выработанным в мировой практике представлениям о характере и функциях биржевой деятельности. Согласно же временному Положению, в задачи товарных бирж входило: оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок, упорядочение торговли, регулирование торговых операций, сбор сведений о биржевых ценах, состоянии промышленности, торговли, транспорта и других факторах, влияющих на динамику цен.
Через год последовал закон "О товарных биржах и биржевой деятельности". По мысли его авторов, он должен был способствовать упорядочению и улучшению организации биржевой торговли, её продвижению к классическим формам и методам биржевого торга. Товарные биржи должны были стать организованными рынками, на которых функции биржевого аппарата являются чисто посредническими, а преобладающими сделками должны были бы стать срочные ("фьючерсные"), и опционные, заключаемые с определенными дополнительными условиями. Предполагалось, что закон будет способствовать концентрации бирж путем их объединения, а также исключения из их числа предприятий, использующих небиржевые приемы торговли, т. е. торговых домов, торговых складов и т. п.
Издание закона вызвало бурю протестов со стороны биржевиком. Подготовители закона ссылались на мировой опыт, обобщенный в нем, на необходимость привести биржевое дело в России в соответствие с общепринятой практикой. Инфляционные процессы, в которых биржевики видели главный тормоз для развития их дела, а также тотальный товарный дефицит рассматривались законодателями как временные явления, в преодоление которых должны были внести свой вклад и товарные биржи, содействуя – своими специфическими методами – формированию объективных рыночных цен, восстановлению нарушенных хозяйственных связей. Однако подготовители закона не приняли во внимание (и это отразилось на его содержании) отечественный исторический опыт: то, что за годы существования биржи в общественном сознании не сложилось понимания её места в регулировании рыночных отношений; не получила признания специфика биржевой спекуляции и её общественная значимость; не было преодолено отставание в развитии самой биржевой техники. Закон не определял форм взаимодействия товарной биржи и государства, действенных путей защиты биржи от диктата монополистов-производителей, а общества – от возможных биржевых афер.
В мае 1993 г. последовало правительственное постановление "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи". Биржи рассматриваются в нем как организованные рынки, обеспечивающие "концентрацию спроса и предложения, формирование объективных цен на основные сырьевые и продовольственные товары". К ним отнесены, помимо стратегически важных, мясо и мясопродукты, зерно, сахар, нефть, нефтепродукты, лес и лесоматериалы, хлопок, шерсть, черные и цветные металлы. Меры, указанные в постановлении, должны, во-первых, способствовать превращению биржевой торговли в важнейший фактор "формирования общероссийского и местных рынков"; во-вторых, расширить, путем предоставления правительством квот, участие товарных бирж в экспорте биржевых товаров; в-третьих, повысить контролирующую роль государства в регулировании деятельности бирж.
Разрабатывается специальная система контроля биржевых операций. Особенно связанных с формированием экспортных цен и заключением экспортных контрактов, а также меры ответственности за уклонение от регистрации сделок или отказ в регистрации.
Таким
образом, получает признание важная
роль биржи в установлении долговременных
рыночных связей, обеспечении гласного
формирования цен на массовые виды
сырья, материалов и продовольствия;
поставлена задача включить российские
биржи в формирование мировых цен на такого
рода товары. Эти меры в целом направлены
на преодоление монополистических явлений
на сырьевом рынке. Государственные органы
и биржевики проявили готовность к сотрудничеству.
Все это поможет преодолению кризиса на
товарных биржах, но, как представляется,
при одном существенном условии – при
условии преодоления одновременно кризиса
также и на фондовых биржах, без чего трудно
рассчитывать на оздоровление финансовой
системы, правильное развитие операций
с фондовыми ценными бумагами, в числе
которых первостепенное место занимают,
наряду с государственными, акции приватизированных
предприятий. Действительная, ничем не
стесненная продажа акций является для
предприятий источником инвестиций, способом
привлечения капиталов, накопленных внутри
страны, владельцы которых будут защищены
правом последующей перепродажи этих
акций без ущерба для интересов предприятия.
Только биржевая игра акциями приватизированных
предприятий способна выявить их действительную
рыночную цену. Однако государству – совместно
с биржевиками-фондовиками – ещё предстоит
найти юридические и организационные
формы взаимодействия разнообразных биржевых,
банковских и производственных структур.
Что касается дальнейшего возможного направления исторического пути развития бирж, то он видится в следующем. Технический прогресс ведет к тому, что определяющим типом биржи станут электронные биржи, т.е. биржи, на которых все процессы биржевой торговли будут полностью компьютеризированы. На этом направлении, видимо, исчезнут различия между биржевым и внебиржевым рынками, которые сольются в единый электронный рынок торговли рыночными активами всех видов, управлением и организацией которого будут заниматься компании нового типа, и нельзя исключить, что именно к ним перейдет то старинное название "биржа", которое возникло в ХVI в., и тогда сущность понятия биржи будет трактоваться совсем иначе, чем в настоящее время.
В настоящее время преобладают фьючерсные биржи. Биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развивающихся странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. Наиболее крупные биржи реального товара действуют сейчас именно в развивающихся странах, например в Индии - по джутовым изделиям, в Индонезии - по каучуку и кофе, в Малайзии - по олову. В отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.
Но обратимся к фьючерсной торговле. Фьючерсная торговля - один из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. Особенно быстрыми темпами биржевая торговля росла в послевоенное время. Это нашло отражение в увеличении числа биржевых товаров, возникновении новых фьючерсных бирж. Однако наиболее ярко расширение масштабов биржевых операций проявилось в росте среднегодовых объемов сделок.
Таким образом, в неизменных ценах биржевой оборот с товарами увеличился почти в 12 раз, что по темпам роста значительно превосходит большинство других показателей развития мировой экономики (торговли, производства, денежной эмиссии и т.п.) .
Для биржевой торговли товарами в послевоенные годы и особенно в последних два десятилетия было характерно усиление ее концентрации по биржам, фьючерсным рынкам и странам. Это нашло отражение в росте объема сделок, заключаемых в среднем на одной бирже.
Усиление концентрации торговли по биржам и фьючерсным рынкам было связано с закрытием мелких фирм, что привело к абсолютному сокращению их числа, несмотря на постоянные попытки создания новых. Одной из основных причин этого сокращения явилась тенденция к образованию универсальных бирж, на которых торговля ведется сразу несколькими разнородными товарами.
Помимо сосредоточения биржевой торговли товарами по биржам и фьючерсным рынкам существенно возросла ее концентрация по странам, ибо, как и любая другая сфера мирохозяйственных связей, биржевая торговля отражает соперничество ведущих развитых стран.
Приведенные выше цифры демонстрируют известную асинхронность, неравномерность развития биржевой торговли в ведущих ее центрах. Это было связано как с различиями в наборе товаров, составляющих предмет биржевой торговли в этих странах, так и с долгосрочной ориентацией преимущественно на внутренние рынки, а не на мировой.
На динамику
биржевой торговли в целом и отдельным
товарам в частности, а также на ее структурные
изменения важное влияние оказывают такие
факторы, как состояние рыночной экономики
и особенно валютно-финансовой системы,
государственное вмешательство, фазы
цикла, сдвиги в монополизации рынков
и формах осуществления торговли реальным
товаром, положение на каждом конкретном
товарном рынке, научно-технический прогресс,
степень товарности производства, тенденции
в торговле сырьем, полуфабрикатами, использование
заменителей, международные товарные
соглашения, совершенствование техники
биржевой торговли, появление новых видов
товаров и т.д.
Заключение
Современным российским биржам присущи многие основные черты классическим биржевым институтам.
Вместе с тем, отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются операции и товарные, и фондовые. Причем это характерно как для бирж дооктябрьского периода, так и для советских бирж периода НЭПа.
Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие только биржевой системе России. Они связаны, прежде всего, с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня.
Несмотря на то, что российский биржевой институт находится в стадии становления, уже можно говорить о полученных позитивных результатах.
Прежде всего, возникнув из государственной собственности, биржи сами превратились в катализатор ее преобразования в частную.
Уставной капитал биржи состоял из финансовых ресурсов бывших государственных структур, а также денежных средств частных юридических лиц, она уже не имела характер госсобственности, а представляла собой типичную рыночную структуру, действующую на свой страх и риск.
Следует отметить, что развитие биржевой деятельности создает благоприятные условия для иностранных инвестиций, которые обогатят рынок пользующимися спросом товарами.
Развитие биржевого дела предусматривает массовый приток квалифицированных кадров, стимулирует развитие теории биржевого дела.
В настоящее время практически создана соответствующая законодательная база, которая определяет порядок организации бирж, их функционирование, использование капитала. С помощью Закона РФ “О товарных биржах и биржевой торговли” “Федерального Закона РФ “О рынке ценных бумаг” установлен порядок государственного регулирования деятельности товарных и фондовых бирж, созданы специальные органы государственного контроля к которым относятся комиссия по товарным биржам и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Подводя итоги, можно выделить следующие позиции биржевого движения в стране:
Таким образом, биржевой институт затрагивает
многие основные сферы рыночной экономики,
оказывая существенное влияние на развитие
законодательства в сфере предпринимательства.
Поэтому его становление и развитие может
и должно рассматриваться в контексте
проводимых демократических преобразований.