Внутренний контроль в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

Внутренний контроль Банка - это осуществляемая Советом директоров, исполнительными и контрольными органами, должностными лицами и иными сотрудниками Банка деятельность, направленная на достижение следующих целей:
обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок.
обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и предоставления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности.
обеспечение соблюдения действующего законодательства РФ.

Работа содержит 1 файл

Внутренний контроль в целях ПОД тема 2.docx

— 25.12 Кб (Скачать)

    Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ - совокупность принимаемых Банком мер в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

    Внутренний  контроль Банка - это осуществляемая Советом директоров, исполнительными и контрольными органами, должностными лицами и иными сотрудниками Банка деятельность, направленная на достижение следующих целей:

    обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок.

    обеспечение достоверности, полноты, объективности  и своевременности составления  и предоставления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

    обеспечение соблюдения действующего законодательства РФ.

    обеспечение исключения вовлечения Банка и участия  его служащих в осуществлении  противоправной деятельности, в том  числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

    В системе банковского управления контроль в зависимости от того, кем он проводится, подразделяется на внешний, осуществляемый извне, и  внутренний, реализуемый самими банками  в процессе управления. Поэтому необходимо провести грань между внешним и внутренним контролем.

    Необходимость внешнего контроля обусловливается  наличием государственного надзора  за деятельностью коммерческих банков, который предполагает формулирование и применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за соблюдением этих правил. Функции внешнего контроля за деятельностью кредитных организаций, помимо государственных контрольных органов (Центрального банка Российской Федерации, Государственной налоговой инспекции, Государственного таможенного комитета и др.), осуществляют также внешние независимые аудиторы, общественные саморегулируемые организации (ФКЦБ, НАУФОРи др.).

    Внутренний  контроль в коммерческом банке должен осуществляться непрерывно, всеми работниками  банка, для этого необходимо располагать  доступом ко всей внутренней информации. Внутренний контроль напрямую связан с управлением именно поэтому важнейшие принципы управления определяют роли внутреннего контроля в системе управления банком: принцип делегирования полномочий, принцип целей, принцип иерархии, принцип рационализации управления, принцип обеспечения контроля.

    Суть  принципа делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим подчиненным, поскольку главная задача любого руководителя заключается в том, чтобы обеспечить организацию трудового процесса именно силами коллектива.

    В управлении большое значение имеет  реализация принципа целей. Поскольку целью коммерческого банка является получение прибыли, то это означает, что в банке должны присутствовать структуры, обеспечивающие получение доходов, а именно: подразделения по привлечению, размещению финансовых средств, оказанию банковских услуг.

    В соответствии с принципом иерархии подразделения банка ранжируются по приближенности к высшему уровню управления, в результате чего выстраивается четкая управленческая структура. На основе указанного принципа определяются властные полномочия менеджеров банка.

    Принцип рационализации управления требует, чтобы менеджеры банка обеспечивали постоянное развитие банка, в частности, за счет предоставления новых банковских продуктов и услуг, освоения новых рынков, внедрения информационных технологий, сокращения затрат.

    Наконец, важнейшим принципом, без выполнения которого процесс управления банком невозможен, является принцип обеспечения контроля. Указанный принцип требует организовать такой внутрибанковский контроль, который способен предотвращать различного рода нарушения, потенциальные ошибки и возможные потери, обеспечивать законность, надежность и эффективность банковской деятельности.

    Как на производстве, так и в условиях банковской деятельности контроль выполнения плана работ, сроков выполнения и  особенно качества продукции (услуг) должен осуществляться на всех стадиях производственного  процесса, в том числе на самых ранних. В процессе банковской деятельности условно выделяется: предварительный контроль, например, контроль состава документов, необходимых для получения кредитов, качества платежных операционных документов; текущий контроль - контроль в процессе деятельности, т. е. оказания услуг, совершения банковских операции; последующий контроль, включающий в себя, в частности, контроль конечных результатов предоставленных услуг, проведенных банковских операций.  
 
 
 
 
 
 
 

    Организационная структура определяет иерархию управления. Банки, как и другие организации, имеют четкую иерархическую структуру  управления, которую можно представить  в виде иерархической пирамиды. В  самом низу пирамиды находится уровень  рядовых сотрудников. Над ними возвышаются  менеджеры, которых условно можно  разделить на три уровня: менеджеры  первого звена, менеджеры среднего звена и высшие менеджеры. Замыкают пирамиду органы управления банка: единоличный  исполнительный орган управления (председатель правления или президент), коллегиальный  орган управления (правление), наконец, орган представителей собственников  банка (совет директоров или наблюдательный совет).

    Рядовые сотрудники выполняют работу, не предполагающую осуществления контрольных функций  за деятельностью других сотрудников. Вместе с тем, они могут осуществлять контроль за качеством получаемых документов, других видов информации, в ряде случаев в их функции может входить контроль за работой вычислительной техники, других машин и оборудования. Применительно к этой категории персонала важное место должно отводиться самоконтролю, для развития которого в организации должны быть созданы соответствующие условия.

    Для менеджеров характерным является то, что по роду своей деятельности они  значительную часть времени посвящают  контролю деятельности своих подчиненных. Именно поэтому менеджеры всех уровней  должны владеть такими навыками, как  умение реализовывать контрольные  функции. Менеджеры первого звена  осуществляют контроль за деятельностью рядовых сотрудников, а высшие менеджеры - за деятельностью менеджеров среднего звена. Высшие менеджеры (генеральные директора, их заместители, президенты, вице-президенты, председатели правлений), в свою очередь, несут ответственность и подконтрольны представителям собственников организации - совету директоров (наблюдательному совету).

    Внутренний  контроль имеет существенное значение в выявлении и мобилизации  имеющихся резервов, способствует повышению  эффективности и качества работы, усилению режима экономии, выявлению  причин и условий, способствующих образованию  потерь и совершению хищений. Правильно  организованный контроль должен не только обнаруживать недостатки и нарушения, но и предупреждать их, а также  способствовать их своевременному устранению.

    Внутренний  контроль в коммерческом банке является важнейшей функцией управления, объективно необходимой на всех стадиях и  уровнях управления. Он должен реализовываться  непрерывно в ходе процесса управления, причем не только специальными контрольными службами банка, но и всеми другими подразделениями, его менеджерами и рядовыми сотрудниками. В его поле зрения должны находиться как отдельные участки деятельности (как, например, бухгалтерский учет, кредитование, операции с ценными бумагами), так и все другие виды операций, а также финансово-хозяйственная деятельность кредитного учреждения в целом, которая совершается всеми его структурными и функциональными подразделениями.

    Чем эффективнее и качественнее будет  осуществляться внутренний контроль, тем, при прочих равных условиях, будет  выше эффективность и качество управления, которое должно обеспечивать динамичное развитие кредитного учреждения, укрепление его финансовой устойчивости и надежности.

    К числу важнейших задач, которые  должны решаться внутренним контролем, в первую очередь, относятся:

    совершенствование системы внутренних нормативных  документов, определяющих полномочия, правила, процедуры принятия решений, затрагивающих интересы банка, его  собственников (акционеров, пайщиков) и клиентов;

    выполнение  банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка  России, а также внутренних нормативных  документов банка, определяющих его  политику и регулирующих его деятельность;

    совершенствование системы бухгалтерского учета и  отчетности;

    обеспечение сохранности имущества банка;

    обеспечение эффективного управления рисками банковской деятельности;

    совершенствование системы внутреннего контроля;

    обеспечение эффективной системы внутрибанковского хозяйственного расчета;

    совершенствование информационного и аналитического обеспечения процессов управления и контроля;

    принятия  своевременных и эффективных  мер для устранения выявляемых недостатков  и нарушений в деятельности банка;

    совершенствование взаимоотношений банка с клиентами;

    поддержание высокого профессионального уровня персонала банка.

    Организацию внутреннего контроля в коммерческом банке в последнее время, как  в теории, так и на практике все  больше рассматривают также под  углом зрения создания системы внутреннего  контроля. Вместе с тем, на сегодняшний  день эта проблема продолжает оставаться слабо изученной.

    Внутренний  контроль Банка осуществляется системой органов  внутреннего контроля, к которым относятся:

    органы  управления Банка (Общее собрание акционеров, Совет директоров Банка, Председатель Правления Банка и Правление  Банка)

    Ревизионная комиссия;

    главный бухгалтер Банка (его заместители);

    руководители  и главные бухгалтеры филиалов Банка (их заместители);

    Управление  внутреннего контроля;

    Управление  финансового мониторинга;

    Контролер профессионального участника рынка  ценных бумаг.

    Контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляет избираемая Общим собранием акционеров Ревизионная комиссия Банка. Функции, порядок избрания и деятельности Ревизионной комиссии определяются действующим законодательством РФ, нормативными актами, Уставом и Положением о Ревизионной комиссии Банка. Члены Ревизионной комиссии постоянно повышают свою компетентность в области банковской деятельности и выносят объективные суждения при осуществлении ими контрольных функций.

    Для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской отчетности Банк ежегодно привлекает профессиональную аудиторскую организацию (внешнего аудитора), не связанную имущественными интересами с Банком или его акционерами.

    Для проверки годовой консолидированной  финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, Банк привлекает независимого аудитора международной отчетности.

    Внутренний  аудит – важное условие улучшения  качества управления банками.

    Вместе  с тем в 1997 г. банк России разработал и утвердил Положение «Об организации  внутреннего контроля в банках», которое предусматривает общий  для всех банков порядок организации  внутреннего контроля. Становление  внутреннего аудита коммерческого  банка, таким образом, становится центральным  звеном банковского менеджмента. Для  осуществления внутреннего аудита в банке создаётся специальное  подразделение – служба внутреннего  контроля. Деятельность отделов данной службы строиться по специальной  программе конфиденциального характере, утверждённой Правлением банка.

    Сведения  о службе внутреннего аудита (порядок  её образования и полномочия) должны отражаться в уставах банков. Таким  образом поменялась организационная структура коммерческого банка. Из второстепенного, зависимого подразделения внутренний аудит превратился в одну из ведущих структурных единиц банка, возглавляемую заместителем председателя Правления банка. Отчёт о работе службы внутреннего аудита обязательно отражается в сводном отчёте коммерческого банка. Заслуга Центробанка, почти в директивном порядке обязавшего провести такую реорганизацию коммерческих банков, несомненна. Без этого становление внутреннего аудита в банках затянулась бы на длительное время.

Информация о работе Внутренний контроль в банке