Внедрение пластиковых карт в банках России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льго­ты при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина).

Содержание

Введение
5
ГЛАВА 1. Основные понятия использования пластиковых карт
9
1.1. История пластиковых карт в России
9
1.2. Пластиковые карты, как платежный инструмент
15
1.3. Классификация пластиковых карт
20
1.4. Платежная система и ее участники
31
1.4.1. Держатель карты
32
1.4.2. Банк-эмитент
34
1.4.3. Банк-эквайер
37
1.4.4. Расчетный банк
39
1.4.5. Магазины и другие точки обслуживания
39
1.4.6. Процессинговый центр и коммуникации
41
1.4.7. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников
платежных систем
43
1.5. Технические средства
45
1.5.1. Использование POS-терминалов
46
1.5.2. Импринтер
48
1.5.3. Применение банкоматов
48
ГЛАВА 2. Организация работы с пластиковыми картами
51
2.1. Подготовка к эмиссии карт
51
2.2. Технология безналичных расчетов на основе карт
54
2.2.1. Платежные схемы
54
2.2.2. Авторизация
57
2.2.3. Проведение расчетов
61
2.2.4. Возвраты
65
2.3. Маркетинг банковских карт
66
2.3.1. Стратегия маркетинга
67
2.3.2. План маркетинговой кампании и методы его реализации
69
2.4. Прибыльность по операциям с пластиковыми картами
70
ГЛАВА 3. Современное положение пластиковых карт в России
77
3.1. Сегодняшнее состояние российского рынка банковских карт
77
3.2. Внедрение пластиковых карт в г. Архангельске
84
3.3. Законодательная база по пластиковым картам
89
3.3.1. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными
организациями банковских карт и осуществления расчетов
по операциям, совершаемым с их использованием»
89
3.3.2. Проект Закона «Об использовании банковских карт в
Российской Федерации»
90
3.4. Гражданско-правовое регулирование операций с банковскими
картами
94
3.4.1. Смешанный договор
94
3.4.2. Обеспечительный депозит
98
3.5. Зарплатный проект на основе карт
100
3.6. Возможности расширения карточного бизнеса
102
Заключение
105
Список литературы

Работа содержит 7 файлов

Диплом.doc

— 731.50 Кб (Скачать)

          Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы, которая имеет следующие геометриче­ские параметры:

ширина - 85,595 ± 0,125 мм;

высота - 53,975 ± 0,055 мм;

толщина - 0,76 ± 0,08 мм;

радиус окружности в углах - 3,18 мм.

    На лицевую сторону платежных карточек наносят  логотип финансового института, торговые марки платежной системы, номер карты, имя владельца, срок действия карты. Кроме того, обычно на карточке при­сутствует голограмма с определенным символом платежной системы, может также присутствовать специальный элемент, ви­димый только в ультрафиолетовых лучах. На лицевой стороне  чиповой карточки находится микросхема, ее расположение строго определено стандартом (1807816-1).  На обратной стороне карточки находятся магнитная полоса (место, которой также строго определено стандартом), панель для  подписи и наносимый полиграфическим способом текст банка. В некоторых платежных системах разрешается в опре­деленном поле (чаще - на обратной стороне карточки) поме­щать фото держателя.

В процессе подготовки к выпуску карточка претерпевает графическую, физическую и электрическую персонализации.

Под графической персонализацией иногда понимают нанесение полиграфическим способом на карточку логотипа финансового института - эмитента, чаще же - нанесение с помощью специальных принтеров персональной информации о дер­жателе.

   Физическая персонализация служит для нанесения на кар­точку персональных данных: номера карточки, фамилии и имени владельца, срока действия карты, а также иногда некоторой дополнительной информации (например, наименование банка-агента, непосредственно выдавшего карточку своему клиенту, или организации, в которой работает держатель).                                          

  Номер платежной карточки состоит из последовательности  цифр, обычно от 13 до 19, чаще всего - 16. В платежных системах банковских карточек номер карточки начинается с 6 цифр, называемых BIN (идентификационный номер банка). Заканчивается номер карточки контрольной цифрой, которая вычисляется исходя из предыдущих цифр с помощью несложного алго­ритма.

   Эмбоссирование (тиснение) - метод физической персонали­зации. Эмбоссированные символы - выпуклые, также подкра­шиваются специальной краской (обычно серебряной, черной или золотой). Эмбоссирование необходимо для визуальной идентификации персональных данных о держателе кассиром или операционистом, и для переноса персональных данных с карточки на слип (счет-извещение).

     «Электронные» карточки в соответствии с правилами при­нимаются только в электронных устройствах (банкоматах, кас­совых аппаратах, платежных терминалах). Эмбоссирование таких карточек производится специальным образом - так называемым индентированием, при котором символы получаются не выпуклыми, а как при печати на пишущей машинке на листе бумаги - практически плоскими. Импринтер не в состоянии перенести индентированный на карточке текст на слип, что не позволяет совершать операцию без использования электронных устройств. Иногда вместо индентирования используется печать тех же данных графическим принтером.            

        При электрической персонализации кодируется магнитная полоса или осуществляется запись информации в микросхему. [18, с. 169-170]

       Персонализация карты позволяет идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Доступ к записанным данным защищается кодированным паролем (или PIN-кодом).

     PIN -код - персональный идентификационный номер представляет собой последовательность цифр (обычно 4 - 6, но может быть и до 12), используемую для идентификации клиента. В связи с  тем, что РIN-код предназначен для идентификации и аутентификации клиента, его значение должно быть известно только клиенту.      

   В настоящее время ведутся дискуссии о применении PIN-кода для идентификации клиента. Сторонники применения утверждают, что вскрытия PIN-кода составляют несколько случаев на сотни мил­лионов транзакций. А противники считают, что PIN-код может ра­ботать только в идеальных условиях. Если:

• отсутствует передача карточки при передаче ее от банка клиенту;

• банковские карточки не воруют, не теряют, их нельзя подделать;

• PIN-код невозможно узнать при доступе к системе другим пользователем;

• в электронной системе банка отсутствуют сбои и ошибки;

• в самом банке нет мошенников.

В качестве альтернативы предлагается использовать устройства идентификации, основанные на биометрическом принципе (форма кисти, отпечатки пальцев, ладони, записи голоса, радужная оболочка глаза). Большинство биометрических критериев требует объема па­мяти в несколько сотен байтов, а также специального оборудования для идентификации пользователя. Кроме того, практически для всех систем безопасности, построенных на использовании биометрии, ха­рактерно появление ошибок первого и второго рода. Вследствие ошибок первого рода система отвергает действительного пользовате­ля. Ошибки второго рода состоят в том, что система не отвергает не­действительного пользователя.

       Ошибки первого и второго рода связаны с изменением реальных биометрических характеристик пользователя (например, изменение голоса из-за болезни или усталости). Наличие этих ошибок может стать серьезной проблемой при использовании методов биометрии на предприятиях торговли и в банкоматах как для клиентов, не су­мевших воспользоваться услугой, так и для самих банков, предпри­ятий торговли, теряющих клиентов. Поэтому пока биометрические критерии не нашли широкого распространения в этой сфере, хотя попытки делаются (банкоматы в Японии, идентифицирующие пользователя по радужной оболочке, устройства типа НаndКеу для проверки формы кисти, предлагаемые для использования в торговой сети и др.). [21, с. 84-85]

           Банк выдает клиенту карту, с которой связана определенная сумма. Эту сумму либо за счет кредита банка, либо за счет собственных вкладов клиента, держатель карты может потратить. Проведение платежа состоит в том, что при покупке по карте магазин «записывает» за клиентом долг в размере суммы платежа. А банк, получив от магазина соответствующий документ, списывает со счета клиента эту сумму в счет магазина.   

На первых слушаниях в Госдуме проекта закона о банковских картах 14 мая 1998 года было высказано мнение, что чем больше платежных карт используется гражданами России, тем меньше оборот «черного нала». И если магазин не подписывает договор на прием карт, скорее всего там крутятся «черные деньги». И такие магазины должны быть объектом внимания налоговой инспекции и полиции. Если сегодня решать задачу  распространения пластиковых карт, то в ближайшее время собираемость налогов существенно повысится. [16, с. 21]

Но стоит отметить, что магазины не торопятся участвовать в расчетах с использованием пластиковых карт из-за недоверия к банкам и их клиентам, недостаточного количества держателей карт, дорогостоящего оборудования, используемого  для проведения электронных расчетов.

Также было отмечено, что ЦБ России уделяет особое внимание пластиковым картам, так как Совет директоров ЦБ в качестве одной из задач ставит ускорение расчетов и оборачиваемости денежных средств не основе новых технологий. Технология расчетов без участия наличных денег помогает снизить криминогенность обстановки вокруг предприятий и лиц, работающих с налич­ностью. Кроме того карточки рассматриваются ЦБ в качестве одного из способов сокращения наличных денег в обращении, что  поможет сгладить и в неко­торой степени снизить темпы роста инфляции в стране. [16, с. 21]

 

1.3.             Классификация пластиковых карт

 

       Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты.

    1.   По материалу, из которого они изготовлены:

       бумажные (картонные);

       пластиковые;

       металлические.              

     В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держате­ля карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаян­ные в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламиниро­вание является довольно дешевой и легкодоступной процедурой и поэтому, если карта используется для расчетов, то с целью повыше­ния защищенности от подделок применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металла пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.   [18, с. 72]

2.          По общему назначению:

                      идентификационные;

                      информационные;

                      для финансовых операций.

      Это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая:

      - является пропуском, разрешающим проход в определенные зоны предприятия - идентификационная функция;

       - на той же карте может быть записана в кодированном виде какая-либо важная информация о держателе карты - информационная функция;

       - кроме того, такая карта может использоваться еще для расчетов в столовых и магазинах данной компании - расчетная функция.

      Система с использованием многофункциональных карточек реально существует за рубежом, и очевидно, что объединение многих функций в одной пластиковой карточке является перспективным, так как такая многофункциональная карта удобна для эмитента и для держателя. [19, с.24]

     3. На основании механизма расчетов:

             двусторонние системы - возникли на базе двусторонних со­глашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, кон­тролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);

             многосторонние системы - предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве пла­тежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Ехрress).

     4.    По виду проводимых расчетов:

             кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться креди­том при покупке товаров и при получении кассовых ссуд.  Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и  устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты и разовый лимит на сумму одной покупки, в пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации;

      дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета вла­дельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.

        Некоторые авторы выделяют в особую категорию платежные карты как разновидность кредитных карт. Отличие стоит в том, что общая сумма долга при использовании платежной карты должна погашаться полностью в течение определенного вре­мени после получения выписки без права продления кредита.

    5.   По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:

             обычные карты;

             серебряные карты;

             золотые карты;

     Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).

     Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

     Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов.

      В системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Elektron,  Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как  правило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории. [19, с. 25]

    6.  По характеру использования:

             индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»;

             семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;

         корпоративная карта выдается юридическому лицу, на основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избран­ным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному кар­точному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не индивидуальные владельцы корпора­тивных карт.

загл_листы.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Задание_лист.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Прил_2.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Рецензия.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

рис_диплом.zip

— 56.10 Кб (Скачать)

Титул_лист.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Внедрение пластиковых карт в банках России