Влияние центрального банка на кредитную систему страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Является «банком банков», агентом правительства при обслуживании госбюджета .

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава I. Правовая сущность кредитной системы……………………………….5

§1. Понятие, структура и механизм функционирования кредитной системы...5

§2. Основные направления и формы регулирования кредитной системы…….8

Глава II. Роль Центрального Банка в регулировании кредитной системы…..11

§1. Правовой статус Банка России……………………………………………...11

§2. Функции Банка России……………………………………………………...19

§3. Инструменты Центрального Банка России в регулировании кредитной системы страны…………………………………………………………………..24


Заключение……………………………………………………………………….30

Перечень использованных источников………………………...………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая ДКБ роль центрального банка на кредитную систему страны.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      Коммерческие  банки получают в Банке России ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.

      Процентные  ставки Банка России необязательны  для коммерческих банков в сфере  их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

      Во-вторых, процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России являются минимальными ставками, по которым он осуществляет свои операции. Такая процентная политика необходима для воздействия на рыночные процентные ставки с целью укрепления национальной валюты. Политика минимальных резервов Банка России является административным методом регулирования экономики. Проводя такую политику, Банк России устанавливает нормы минимальных резервов для коммерческих банков в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на счете в Банке России. Банк России вправе периодически изменять норму обязательных резервов в зависимости от рыночной ситуации. Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

      В-третьих, операции на открытом рынке. При осуществлении этих операций Банк России не только реализует направление своей кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.

      Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

      Если  Банк России покупает ценные бумаги у  коммерческих банков, он переводит  деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Банк России продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

      До  образования коммерческих банков регулирование  денежного обращения проводилось  в порядке централизованного планирования лимитов кредитования и различного вида кассовых планов. Они являлись директивами для филиалов государственных банков.

      Ежегодно  возрастающий дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которой  Правительство получало ничем не обеспеченные деньги. Это послужило одной из основных причин высокой инфляции.

      В России до 1992 г. рынок ценных бумаг  был ограничен государственными займами, распространяемыми среди  населения и на бюджет существенно  не влияющими. В то же время опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных ценных бумаг позволяет: - осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения для Правительства через Банк России временно свободных денег; - сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; - использовать государственные ценные бумаги для проведения Банком 
России кредитной политики и на основе ее регулировать общую массу денег в обращении; - повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

      В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с Министерством  финансов начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка  ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: - обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета; - создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами.

      На  рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные краткосрочные  облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги.

В-четвертых, рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Банком России кредита коммерческим банкам. Нормативно-правовыми актами, регулирующими данный вопрос выступают: Положение ЦБ РФ о порядке предоставления Банок России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительством от 12 ноября 2007 г. N 312-П; Положение ЦБ РФ от 4 августа 2003 г. N 236-П О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой ценных бумаг).

      В соответствии в соответствии  с ними Банк России предоставляет банкам следующие виды кредитов: 1) внутридневные кредиты - кредит Банка России, предоставляемый при осуществлении платежа с основного счета банка сверх остатка денежных средств на данном основном счете банка; 2) кредиты овернайт - кредит Банка России, предоставляемый банку в конце дня работы подразделения расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО (в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России/уполномоченной РНКО) в сумме не погашенного банком внутридневного кредита; 3) ломбардный кредит - кредит Банка России, предоставляемый банку по его заявлению на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке или заявке на участие в ломбардном кредитном аукционе.

    Кредиты Банка России предоставляются банкам в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности.

    Внутридневные кредиты предоставляются в течение дня работы подразделения расчетной сети Банка России/уполномоченной РНКО (в период времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России/уполномоченной РНКО). Кредиты овернайт предоставляются на 1 рабочий день. Ломбардные кредиты предоставляются на сроки, устанавливаемые Банком России и публикуемые в "Вестнике Банка России"11.

      Подводя итог всей главе можно сказать, что  Банк России по своей сути эквивалентен Центральным эмиссионным банкам других стран. Банк России выполняет  роль главного координирующего и  регулирующего органа кредитной  системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей кредитной системы. Также Центральный банк является регулирующим, контролирующим, исследовательским и информационным центром кредитной системы страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      Исследование, проведенное в данной работе, показывает, что главной особенностью Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи, а именно, управлению кредитной системой.

      Административные  функции можно условно разделить  на организаторскую и функцию  защиты гражданского оборота, интересов  вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух функций Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

      Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе  составляют основу деятельности Банка  России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом:

      - во-первых, проверяет законность  и целесообразность создания  кредитных учреждений при рассмотрении  вопроса о регистрации коммерческих  банков и выдаче лицензий на  право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте;

      - во-вторых, устанавливает кредитным  учреждениям экономические нормативы,  издает нормативные акты, регулирующие  их деятельность;

      - в-третьих, осуществляет непосредственный  контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

      Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. 
Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы.

      Таким образом, для положительного развития любой системы, в том числе и кредитной, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка – обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования кредитных учреждений. Банк России обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития кредитной системы России.

      Так же напрашивается вывод о необходимости:

      - наладить постоянный мониторинг  и глубокий анализ функционирования  кредитной системы государства;

      - обеспечить соответствие принимаемых  решений потребностям государства,  исключить возможность влияния  на готовящиеся к принятию решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в стиле и методах высшего руководства государства).

      Огромное  значение имеет привлечение к разработке управленческих решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными организациями рецепты выхода из кризисного состояния. 
 
 
 
 

    Список  использованных источников.

    Нормативные документы:

1. Конституция  Российской Федерации: принята все народным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4, ст. 445.

2. О Центральном Банке Российской Федерации (банке России): федер. закон Рос. Федерации от 10 июля 2002 г. // Российская газета. № 127, 13.07.2002.

3. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР": федер. закон.Рос. Федерации от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ // Российская газета. № 27, 10.02.1996.

4. О порядке предоставления Банок России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительством:  положение ЦБ РФ от 12 ноября 2007 г. N 312-П // Вестник Банка России, N 69, 17.12.2007.

5. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой ценных бумаг): положение ЦБ РФ от 4 августа 2003 г. N 236-П // Вестник Банка России, N 62, 19.11.2003.

6. О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций кредитной организации: инструкция ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И // Вестник Банка России, N 16, 28.03.2007.

7. О размере  ставки рефинансирования Банка  России: указание ЦБ РФ от 19 февраля  2010 г. N 2399-У //  Вестник Банка России, N 10, 25.02.2010. 

Литература:

1. Большой экономический словарь / под ред. Азрилиян А.Н. – М.: Институт новой экономики, 2008. 1426 с.

Информация о работе Влияние центрального банка на кредитную систему страны