Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:32, курсовая работа
Большое количество промышленно-торговых фирм, банков, правительств и физических лиц осуществляют различные международные валютно-финансовые операции. Эти операции могут иметь существенное влияние на общую эффективность деятельности экономических субъектов, которые в последние годы активно участвуют в международных валютно-финансовых операциях. С этим обстоятельством связана актуальность и практическая значимость изучения мировой валютной системы. Ведь мало кто задумывается, как происходит осуществление валютно-финансовых операций, как, например, одна фирма осуществляет расчеты с другой, с иностранной фирмой.
Введение 3
Глава 1. Виды валютных систем 4
Глава 2. Эволюция валютных систем
2.1 Парижская валютная система 8
2.2 Бреттон-Вудсская валютная система 13
2.3 Ямайская мировая валютная система 18
2.4 Европейская валютная система (ЕВС) 23
Глава 3. Направление эволюции мировой валютной
системы 29
Заключение 37
Список литературы
Наиболее реальные достижения ЕВС:
> успешное
развитие ЭКЮ, которая
> режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения;
> объединение 20 % официальных золотодолларовых резервов;
> развитие
кредитно-финансового
> межгосударственное
и частично наднациональное
Достижения ЕВС обусловлены поступательным развитием западноевропейской интеграции.
Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие:
1. ЕВС не включает все европейские валюты.
2. Хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются.
3. Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и темпах экономического развития, инфляции, состоянием платежного баланса.
4. Координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.
5. Частные ЭКЮ не связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.
6. Выпуск ЭКЮ довольно скромно влияет на взаимные операции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.
7. Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами.
Нестабильность
мировой валютной
системы и доллара
оказывают дестабилизирующее воздействие
на ЕВС. При снижении курса
доллара курсы западноевропейских
валют повышаются, а при повышении –
снижаются в разной степени, что
требует пересмотра их курсовых
соотношений. ЕВС продолжает испытывать
влияние доллара, так как 60
% международных расчетов в ЕС
осуществляется в американской валюте.
Глава 3. Направление эволюции мировой валютной системы
В настоящий момент в мире сложились
две мощные валютные системы: Ямайская,
с доминирующей валютной - долларом США,
и Европейская система, в которой в скором
будущем будет одна валюта - Евро. Основы
современной международной валютной системы
были, как известно, выработаны МВФ в январе
1976 году в Кингстоне. Реально новый валютный
механизм действует с 1 апреля 1978 году,
то есть с момента официального вступления
в силу поправок к уставу МВФ, в которых
и были реализованы кингстонские договоренности,
означавшие радикальный отход от принципов
Бреттон-Вудса.
Отсутствие в нынешних условиях общепризнанных, универсальных мировых денег, каким было в свое время золото, может в определенной мере компенсироваться наличием эффективно действующего механизма выравнивания платежных балансов, который мог бы упорядочить платежно-расчетные взаимоотношения в первую очередь между основными мировыми валютными полюсами. Речь идет о формировании структуры международного экономического обмена, исключающей возможность возникновения затяжных, неприемлемых по своим масштабам дисбалансов и накопления непомерной внешней задолженности.
Функционирование
механизма уравновешивания
Однако в данном случае это богатство выступает не в виде единого денежного товара - золота, а как совокупность разнообразных товаров и услуг, играющих роль как бы "множественных мировых денег". Эта роль проявляется особенно рельефно, если движение благ в заданном направлении стимулируется благодаря целенаправленным мерам государственного воздействия.
Многие экономисты, придерживающиеся монетаристского подхода, считали оптимальным механизмом выравнивания платежных балансов плавающие валютные курсы. С конца 60-х начала 70-х годов эта концепция стала оказывать доминирующее воздействие на валютную политику ведущих стран Запада. Однако в 80-е годы наступило разочарование результатами функционирования механизма плавающих курсов. Выяснилось, что этот механизм недостаточно эффективен в качестве автоматического регулятора платежных балансов, не обеспечивает их устойчивого равновесия.
Плавающим валютным курсам присущи резкие, непредсказуемые колебания, которые во многих случаях обусловлены разными привходящими обстоятельствами, а также целенаправленными действиями властей, вызванными стремлением к приобретению конкурентных преимуществ, и потому не могут считаться экономически обоснованными. На микроуровне неустойчивость обменных курсов увеличивает риск валютных потерь, затрудняет международные сопоставления производства. Подобные явления создают ощутимые помехи для предпринимательской деятельности, инвестиционного процесса. В области макроэкономики скачки валютных курсов вызывают инфляционные импульсы, провоцируют нарушения равновесия платежных балансов. Таким образом, они чреваты серьезным ущербом, как для внутренней экономики стран, так и для международных экономических отношений. В результате стало нарастать недовольство механизмом валютного плавания.
Начавшееся с середины 80-х годов переосмысление механизма регулирования платежных балансов реализуется в практических действиях, которые осуществляются в двух направлениях.
Во-первых, предпринимаются меры, способные обеспечить большую стабильность рыночных курсов ведущих западных валют. Они предполагают усиление воздействия официальных органов на эти курсы с тем, чтобы корректировать направление движения и ограничивать амплитуду их колебаний. В то же время опасность возникновения разорительных "валютных войн" заставляет власти искать пути межгосударственного согласования вмешательства в функционирование валютных рынков.
Предвестником тенденции к усилению контроля за движением валютных курсов стало принятие совещанием "семерки" на высшем уровне (в июне 1982 г. в Версале) по настоянию Франции "Совместного заявления о международных валютных обязательствах". "Мы принимаем на себя, - говорится в документе, - совместную ответственность добиваться укрепления стабильности мировой валютной системы. ... Мы полны решимости выполнять это обязательство в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными странами и валютными учреждениями".
Переход ведущими странами Запада, в первую очередь США, от практики невмешательства в функционирование валютных рынков к активному воздействию на состояние этих рынков проявился главным образом в двух совместных мероприятиях. Первое - это совещание министров финансов и управляющих центральными банками пяти государств, состоявшееся в сентябре 1985 г. В Нью-Йорке и завершившееся принятием так называемого "Соглашения Плазы". Страны-участницы договорились прибегнуть к совместным крупным валютным интервенциям с целью понижения завышенного курса доллара, вызванного огромным притоком в первой половине 80-х годов капитала в США. Вторым важным событием стала встреча министров финансов "семерки" в феврале 1987 года в Париже, и на которой они условились совместно "содействовать стабилизации валютных курсов на существующих уровнях ("Луврское соглашение").
"Соглашение
Плазы" и "Луврское соглашение"
Примером действия этого механизма могут
быть решения состоявшегося 8 февраля
1997 года в Берлине совещания министров
финансов и управляющих центральными
банками стран "семерки". Его участники
пришли к выводу, что "отклонение реального
курса доллара от уровня фундаментального
равновесия на валютных рынках" в целом
стабилизировалось. Они приняли решение
ограничить дальнейший рост курса доллара.
Несколькими днями позже представитель
германского Бундесбанка заявил о желательности
стабилизации обменного курса доллара
по отношению к марке на уровне 1,65.
Во-вторых, получило признание мнение о том, что неуравновешенность платежных балансов стран Запада имеет не преходящий, как полагали ранее, а застойный структурный характер. Источником же этой неуравновешенности является "несостыкованность" внутренних экономик, что выражается в различиях темпов повышения цен, неполном совпадении во времени фаз экономического цикла, перепадах процентных ставок в отдельных странах. В соответствии с этим стали раздаваться призывы перенести акцент с попыток стабилизации внешнеторговых и валютно-финансовых отношений как таковых на усилия по устранению глубинных причин возникновения неравновесий обмена между составными частями мирового хозяйства, а для этого - попытаться сначала согласованно навести порядок во внутренней экономике промышленно развитых стран.
С
середины 80-х годов процесс
Управление торговыми и платежными балансами с помощью международной координации внутренних макроэкономических политик рассматривается в определенной степени как альтернатива плавающим валютным курсам.
Среди совместных мер регулирования экономики ведущих западных государств, направленных на упорядочение их международных валютно-финансовых взаимоотношений, главным вновь стал отвергнутый ранее кейнсианский метод дифференцированного по странам воздействия на объем совокупного общественного спроса. На совещании "семерки" в 1987 году в Венеции координация макроэкономических политик, ориентированных на регулирование объемов спроса, была названа одним из важнейших путей решения задачи уменьшения внешнеэкономических неравновесий и достижения более стабильных соотношений валютных курсов основных стран Запада.
Решение "семерки" предусматривают, что странам, чьи торговые и платежные балансы сводятся с превышением поступлений над платежами (Япония, Германия), следует проводить политику, направленную на стимулирование экономического роста, и соответственно, внутреннего спроса, имея в виду уменьшить внешние избыточные сальдо при сохранении стабильности цен.
Страны с дефицитными платежными балансами (в первую очередь США) "должны проводить политику, которая будет благоприятствовать значительному сокращению их дефицитов" (Вашингтон 1986 г.). В частности, они обязуются "добиваться дальнейшего прогресса в уменьшении дефицитов их бюджетов с целью высвобождения ресурсов для внешнего сектора".
Международная координация макроэкономической политики и некоторое ограничение колебаний рыночных валютных курсов вряд ли позволяют сделать вывод о том, что в сфере международных денежных расчетов "правила" вновь возобладали над "действием по усмотрению". Но можно, по крайне мере, утверждать о движении в данном направлении. Очевидно, что национальные государственные органы не могут уйти от ответственности за обеспечение равновесия макроэкономического обмена и платежного оборота своих стран с внешним миром. Однако чтобы действия властей одних стран не причиняли ущерба другим, они должны быть подчинены международным правилам - достаточно твердым, внушающим доверие и отвечающим унифицированным стандартам целесообразности и справедливости.
Еще
одно направление происходящей ныне
эволюции международного валютного механизма
состоит в расширении сферы либерализации
валютных отношений, которая стала одним
из важных аспектов неолиберальной системы
ценностей. Это процесс имеет как бы две
ступени. Одна из них - усиление с начала
1993 года нажима МВФ на страны-члены, имеющие
целью принять обязательства по статье
VIII устава МВФ. Эта статья запрещает вводить
ограничения на осуществление платежей
и переводов по текущим международным
операциям, участвовать в дискриминационных
валютных соглашениях и прибегать к практике
множественности валютных курсов без
одобрения со стороны МВФ. К концу 1996 г.
к статье VIII официально присоединились
134 страны-члены из 181, то есть почти 3/4 общего
их числа, причем с 1993 г. - 59 стран.
Второе - отмена ограничений, помимо текущих
операций, также и на международное движение
капиталов, то есть установление свободной
конвертируемости валют в полном объеме.
Снятие ограничений в сфере движения капиталов между странами связывают главным образом с двумя обстоятельствами - глобализацией рынка капиталов и введением плавающих валютных курсов. В этой связи в апреле 1996 г. МВФ внес поправки в принятое в 1997 г. положение о надзоре за политикой стран-членов в области валютных курсов, которые включают в сферу такого надзора оценку роли движения капиталов. Поскольку практически все промышленно развитые страны к настоящему времени отказались от валютного контроля над рынками капиталов, то соответствующее давление "семерки" и МВФ адресовано развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Некоторые из стран третьего мира" (к примеру, Аргентина, Индонезия, Парагвай, Перу) сняли ограничения на трансграничное движение капиталов, сделав свои валюты полностью конвертируемыми.