Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:26, курсовая работа
Цель работы - рассмотрение видов международного банковского кредита, а также выявление неиспользуемого потенциала международного кредитного рынка для финансирования национальной экономики.
Введение….…………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность международного банковского кредита и его виды………………………………………….……………………………………….6
1.1 Понятие и экономическая сущность международного кредита……….……6
1.2 Виды и формы международного кредита……………………………….……8
1.3 Структура международного кредитного рынка…………………………….10
1.4 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финанси-ровании национальной экономики……………..………………………..………..13
2. Анализ использования финансовых ресурсов международного кредитного рынка в Республике Беларусь……………...………………………………………16
2.1 Анализ кредитования реального сектора экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………….……….16
2.2 Анализ использования международных кредитных ресурсов банковской системой Республики Беларусь……………………………………………………22
3. Способы привлечения международных кредитных ресурсов в национальную экономику Республики Беларусь………………………………………………….25
3.1 Проектное финансирование как инструмент привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики…………………………………………..25
3.2 Выпуск еврооблигаций как источник финансирования дефицита бюджета……………………………………………………………………………..28
3.3 Расширение ресурсной базы банков за счет международного кредитного рынка………………………………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………...…………
Структура ресурсной базы банков в настоящее время представлена средствами резидентов и нерезидентов, а также иными источниками, среди которых значительное место занимает банковский капитал. Анализ статистических данных показывает, что за период с 2003-го по 2009 год пассивы банковского сектора увеличились в 11,5 раза, а по состоянию на 01.07.2009 - в 13,5 раза. В абсолютных цифрах за указанный период пассивы банков увеличились с 2,5 до 28,9 триллиона рублей, на 01.07.2009 - до 34,1 триллиона рублей. При этом произошли определенные изменения в структуре ресурсной базы (пассивов) банков.
По состоянию на 01.01.2003 г. объем привлеченных средств от резидентов Республики Беларусь составлял 1,8 триллиона рублей, на 01.01.2009 г. - 20 триллионов и на 01.07.2009 г. - 21,9 триллиона рублей. При этом в процентном отношении средства резидентов распределились следующим образом: на 01.01.2003 г. - 72,2 процента в ресурсной базе банков, на конец 2008 года эта доля находилась на уровне 69 процентов, а по состоянию на 01.07.2009 г. снизилась до 64,2 процента. Данное снижение объясняется более быстрым ростом средств нерезидентов и прочих пассивов [10, с.39].
В рассматриваемый период наблюдался рост доли привлеченных средств от нерезидентов с 5,3 до 10,2 процента, а на 01.07.2009 - 14,2 процента. В абсолютных цифрах увеличение произошло со 134,2 миллиарда до 2,9 триллиона рублей, на 01.07.2009 г. - до 4,8 триллиона рублей. Активизация деятельности белорусских банков по привлечению средств с зарубежного финансового рынка позволяет надеяться, что в ближайшее время показатель не резидентов в структуре ресурсной базы будет только расти.
Отличительной особенностью 2008 г. стал интенсивный приток иностранного капитала в форме кредитов в банковский сектор страны. Чистое привлечение долгосрочных иностранных кредитов составило 278,9 млн. долл. США (38,1% от общего объема). При этом в 2008г. банки должны были только за счет внешних источников привлечь не менее 1 млрд. долл. США инвестиционных (долгосрочных) ресурсов для кредитования реального сектора экономики [3]. На 2009 г., в соответствии с заданием Правительства, еще больше - 1315 млн. долл. США [4]. В итоге в 2008 г. на долгосрочной основе привлечено иностранных кредитных ресурсов в размере 895,7 млн. долл. США.
Так, ОАО "Белагропромбанк" в декабре 2008 года успешно разместил дебютные CLN на 70 миллионов евро сроком на 1 год, а 20.06.2009 было подписано соглашение о привлечении синдицированного кредита в российских рублях на 1 миллиард российских рублей (почти 40 миллионов долларов). При этом ОАО "Белагропромбанк" стал не только первым банком в Беларуси, который привлек синдицированный кредит в российских рублях, но и первым среди банков СНГ. Кроме того, впервые российский банк организовал рублевый синдицированный кредит для банка-нерезидента. И летом 2009 года этот же банк разместил CLN на 200 миллионов долларов сроком на 2 года. Необходимо отметить, что сделка по привлечению внешних ресурсов такого объема и на такой срок будет является первой среди белорусских банков.
АСБ "Беларусбанк" в апреле 2009 года привлек сроком на 6 месяцев клубный синдицированный кредит на 38 миллионов долларов, а в мае текущего года банк разместил дебютные кредитные ноты LPN на 125 миллионов долларов сроком на 1 год. АСБ "Беларусбанк" является первым белорусским банком, применившим этот инструмент заимствования.[10,с.40]
ОАО "Белгазпромбанк" в ноябре 2007 года привлекло дебютный синдицированный кредит на 15 миллионов долларов. Кредит был пролонгирован в ноябре 2008 года еще на 1 год с увеличением суммы до 21 миллиона долларов. В августе 2008 года ОАО "Белгазпромбанк" привлекло синдицированный кредит сроком на один год. Кредит состоял из двух траншей объемом 14 и 5 миллионов евро. Ставка по кредиту складывалась из LIBOR плюс 4,45% .
Ставка LIBOR для заимствований с трехмесячным сроком выплаты процентов составила по долларам США 4,37, а по евро - 2,35%, поскольку эта часть кредита привязана к ставке LIBOR по евро, зависящей в свою очередь от учетной ставки Европейского центрального банка. Следовательно, цена первого транша кредита составила 8,82% годовых (4,37 + 4,45), а второго - 6,8% годовых (2,35 + 4,45).
Однако необходимо отметить, что по стандартной схеме расчета цена кредита была бы не менее 10,5 - 11% годовых. Банк добился скидок только благодаря высокому рейтингу главных акционеров - Газпрома и Газпромбанка Российской Федерации [11, с.74].
В июне 2009 года привлек синдицированный кредит на 35 миллионов долларов сроком на 1 год.
Кроме АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "Белгазпромбанк" синдицированные кредиты привлекали ОАО "Белинвестбанк" и ОАО "Белпромстройбанк".
Синдицирование обеспечивает доступ к международным финансам, скорость и гибкость кредитования, позволяет диверсифицировать источники международного кредитования и получать крупные займы.
Используя
этот кредит, заемщики платят процент
и комиссию так же, как при обычном
кредитовании. Если они его не используют,
то платят только комиссию и, возможно,
небольшой гонорар. Такой способ финансирования
особенно интересен заемщикам с доступом
на другие сегменты международного финансового
рынка, которые постоянно нуждаются в
альтернативном финансировании и находят
условия на других рынках менее благоприятными.
Данный кредит в отличие от большинства
кредитов, привлекаемых белорусскими
банками, носит нецелевой характер и направлен
на кредитование клиентов банка, что является
несомненным преимуществом для заемщика
в плане удобства использования.
3
Способы привлечения
международных кредитных
ресурсов в национальную
экономику Республики
Беларусь
3.1
Проектное финансирование
как инструмент
привлечения финансовых
ресурсов в реальный
сектор экономики
Стремительный рост мировой экономики, ее инновационная направленность, а также активно протекающие процессы глобализации приводят к значительному расширению инвестиционных потребностей не только субъектов хозяйствования, но и всего общества. Усложнение инвестиционной сферы в свою очередь ведет к совершенствованию традиционных и разработке новых инструментов инвестирования. Одной из наиболее эффективных форм организации инвестиционных процессов стало проектное финансирование (ПФ). Только в 2008 г. на инвестиционные проекты, реализуемые в рамках такого финансирования, было направлено более 180 млрд. долл. США, а общее их количество составляло 541. Для сравнения: в 2007 г. осуществлено 513 проектов, направлено 139,2 млрд. долл. США; в 2006 г. -соответственно 468 проектов и 116,7 млрд. долл. США [14, с.54].
Проектное финансирование основано на том, что гарантией возврата заемных средств, полученных инвестором на осуществление проекта, являются будущие (расчетные) финансовые потоки, генерируемые самим проектом. В связи с этим система данного вида инвестирования тесно связана с качественной работой, бизнес-идеями и основана на качественно осуществленных прогнозах, а также на тщательно разработанных бизнес-планах. Зависимость от текущего состояния заемщика незначительна, главное - изучение проекта и его влияния на будущие показатели хозяйствующего субъекта.
В
отличие от обычного кредита, при
котором заемщик или
ПФ представляет собой финансирование самостоятельной хозяйственной единицы из различных источников: национальных и зарубежных, частных и государственных, из кредитных организаций, компаний нефинансового сектора экономики и т.д., при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является не кредитоспособность кредитополучателя, а сам проект, т.е. доходы, которые будут получены в перспективе созданным или реконструируемым предприятием. Что очень актуально для Республики Беларусь, поскольку многие предприятия нуждаются в переоснащении производства, но не обладают достаточными средствами и не могут позволить себе пользоваться ресурсами банков в необходимых объемах.
Объективным следствием бурного развития кредитно-финансового рынка явилось дальнейшее совершенствование форм и способов предоставления средств, которые могут использоваться для реализации инвестиционного проекта в рамках проектного финансирования. Одним из них является финансирование на базе концессионных соглашений. Использование концессионных соглашений приобретает новую значимость в свете поиска государством дополнительных необременительных, в том числе внебюджетных способов привлечения средств в национальные проекты.
В практике проектного финансирования использование концессионных соглашений является одной из альтернативных форм участия государства в инвестиционных проектах, имеющих макроэкономический эффект и направленных на поддержку стратегически значимых отраслей хозяйственной деятельности. Альтернативность обусловлена тем, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в интересующую его сферу и в конечном итоге в ее развитии. Однако, с одной стороны, оно на текущем этапе не обладает достаточными для этого финансовыми, организационными и управленческими ресурсами для прямого участия, а с другой стороны, не желает утрачивать контроль над этими сферами хозяйственной деятельности.
Во
второй половине 80-х годов в практике
развивающихся стран появились
новые схемы организации
«строй-эксплуатируй - передай право собственности» (ВОТ = Build, Operate and Transfer);
«строй-владей-передай право собственности и получай дивиденды» (ВОТ = Build, Own and Transfer); и комбинированные схемы «строительство - приобретение прав собственности - эксплуатация - передача прав собственности и получение дивидендов» (BOOT = Build, Own, Operate and Transfer).
Все
они представляют собой компромисс
между проектным
Иногда схемы ВОТ и BOOT рассматриваются как вид приватизации, но такого рода мнение зачастую ошибочно. Их сущностью является передача работающего проекта назад, в собственность соответствующих госорганов. Поэтому лучше назвать эти схемы проектного финансирования временным переключением на частный сектор, развитием и первичной эксплуатацией того, что изначально предполагалось как государственный проект.
Использование ВОТ или BOOT особенно выгодно для государства, так как позволяет:
♦ стимулировать иностранных инвесторов и приток новых технологий.
Следует отметить также, что таким способом государство, играя существенную роль в реализации проекта, может иметь меньшую связь с кредиторами (отсюда и меньше обязательств). Но для организации проектного кредитования по такой схеме, исключительно важно правильно оценивать роль кредиторов. Концессионное или франчайзинг соглашения в обязательном порядке должны учитывать мнение кредиторов по распределению рисков.
Заключение соглашений, которые предусматриваются в схемах ВОТ и BOOT, повышает ответственность инициаторов в реализации проекта и одновременно является в некоторой степени гарантией стабильности во взаимоотношениях с государством, где осуществляется проект. Это, в свою очередь, позволяет более разнообразить структуру капитала и используемые финансовые инструменты для проектов, имеющих стратегическое значение.
Проектное финансирование обычно используется в капиталоемких отраслях экономики. Их спонсоры, как правило, недостаточно кредитоспособны и либо не могут получить традиционное финансирование, либо не желают рисковать и принимать долговые обязательства, связанные с ним. Проектное финансирование позволяет привлечь значительные объемы иностранных ресурсов и при этом разделить риски, связанные с такими проектами, среди множества участников и снизить их до уровня, приемлемого для каждой из сторон.
Рост заинтересованности в применении данной формы инвестиционной деятельности обусловлен ее явными преимуществами. При необходимости модернизации и создания новых мощностей капиталоемких отраслей белорусской экономики проектное финансирование, основанное на качественной подготовке проектов, представляется весьма эффективным инструментом привлечения и использования инвестиций [14, с.59].
Несмотря на очевидную привлекательность для Беларуси данной формы инвестирования, в стране, в силу специфики белорусской экономики и сложившейся институциональной среды, практически отсутствуют тщательно проработанные долгосрочные крупномасштабные проекты, реализация которых может быть осуществлена на принципах ПФ, а также мало инвесторов, готовых рисковать своими средствами в особо крупных масштабах. В связи с этим большинство негосударственных банков вынуждено заниматься финансированием небольших по масштабам, но исключительно высокодоходных проектов либо проектов с «сильным» залогом. Это делает нецелесообразным создание проектной компании с «чистым балансом», что является общим правилом для проектного финансирования, а также создает серьезные трудности при кредитовании предприятия со «слабым» балансом или только начинающего свою деятельность [12, с.65].
Информация о работе Виды международного банковского кредита, их развитие в Республике Беларусь