Виды международного банковского кредита, их развитие в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение видов международного банковского кредита, а также выявление неиспользуемого потенциала международного кредитного рынка для финансирования национальной экономики.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………………..4
1. Экономическая сущность международного банковского кредита и его виды………………………………………….……………………………………….6
1.1 Понятие и экономическая сущность международного кредита……….……6
1.2 Виды и формы международного кредита……………………………….……8
1.3 Структура международного кредитного рынка…………………………….10
1.4 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финанси-ровании национальной экономики……………..………………………..………..13
2. Анализ использования финансовых ресурсов международного кредитного рынка в Республике Беларусь……………...………………………………………16
2.1 Анализ кредитования реального сектора экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………….……….16
2.2 Анализ использования международных кредитных ресурсов банковской системой Республики Беларусь……………………………………………………22
3. Способы привлечения международных кредитных ресурсов в национальную экономику Республики Беларусь………………………………………………….25
3.1 Проектное финансирование как инструмент привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики…………………………………………..25
3.2 Выпуск еврооблигаций как источник финансирования дефицита бюджета……………………………………………………………………………..28
3.3 Расширение ресурсной базы банков за счет международного кредитного рынка………………………………………………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………...…………

Работа содержит 1 файл

курсовая по ДКБ.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     Структура ресурсной базы банков в настоящее  время представлена средствами резидентов и нерезидентов, а также иными источниками, среди которых значительное место занимает банковский капитал. Анализ статистических данных показывает, что за период с 2003-го по 2009 год пассивы банковского сектора увеличились в 11,5 раза, а по состоянию на 01.07.2009 - в 13,5 раза. В абсолютных цифрах за указанный период пассивы банков увеличились с 2,5 до 28,9 триллиона рублей, на 01.07.2009 - до 34,1 триллиона рублей. При этом произошли определенные изменения в структуре ресурсной базы (пассивов) банков.

     По  состоянию на 01.01.2003 г. объем привлеченных средств от резидентов Республики Беларусь составлял 1,8 триллиона рублей, на 01.01.2009 г. - 20 триллионов и на 01.07.2009 г. - 21,9 триллиона рублей. При этом в процентном отношении средства резидентов распределились следующим образом: на 01.01.2003 г. - 72,2 процента в ресурсной базе банков, на конец 2008 года эта доля находилась на уровне 69 процентов, а по состоянию на 01.07.2009 г. снизилась до 64,2 процента. Данное снижение объясняется более быстрым ростом средств нерезидентов и прочих пассивов [10, с.39].

     В рассматриваемый период наблюдался рост доли привлеченных средств от нерезидентов с 5,3 до 10,2 процента, а на 01.07.2009 - 14,2 процента. В абсолютных цифрах увеличение произошло со 134,2 миллиарда до 2,9 триллиона рублей, на 01.07.2009 г. - до 4,8 триллиона рублей. Активизация деятельности белорусских банков по привлечению средств с зарубежного финансового рынка позволяет надеяться, что в ближайшее время показатель не резидентов в структуре ресурсной базы будет только расти.

     Отличительной особенностью 2008 г. стал интенсивный приток иностранного капитала в форме кредитов в банковский сектор страны. Чистое привлечение долгосрочных иностранных кредитов составило 278,9 млн. долл. США (38,1% от общего объема). При этом в 2008г. банки должны были только за счет внешних источников привлечь не менее 1 млрд. долл. США инвестиционных (долгосрочных) ресурсов для кредитования реального сектора экономики [3]. На 2009 г., в соответствии с заданием Правительства, еще больше - 1315 млн. долл. США [4]. В итоге в 2008 г. на долгосрочной основе привлечено иностранных кредитных ресурсов в размере 895,7 млн. долл. США.

     Так, ОАО "Белагропромбанк" в декабре 2008 года успешно разместил дебютные CLN на 70 миллионов евро сроком на 1 год, а 20.06.2009 было подписано соглашение о привлечении синдицированного кредита в российских рублях на 1 миллиард российских рублей (почти 40 миллионов долларов). При этом ОАО "Белагропромбанк" стал не только первым банком в Беларуси, который привлек синдицированный кредит в российских рублях, но и первым среди банков СНГ. Кроме того, впервые российский банк организовал рублевый синдицированный кредит для банка-нерезидента. И летом 2009 года этот же банк разместил CLN на 200 миллионов долларов сроком на 2 года. Необходимо отметить, что сделка по привлечению внешних ресурсов такого объема и на такой срок будет является первой среди белорусских банков.

     АСБ "Беларусбанк" в апреле 2009 года привлек сроком на 6 месяцев клубный синдицированный кредит на 38 миллионов долларов, а в мае текущего года банк разместил дебютные кредитные ноты LPN на 125 миллионов долларов сроком на 1 год. АСБ "Беларусбанк" является первым белорусским банком, применившим этот инструмент заимствования.[10,с.40]

     ОАО "Белгазпромбанк" в ноябре 2007 года привлекло дебютный синдицированный кредит на 15 миллионов долларов. Кредит был пролонгирован в ноябре 2008 года еще на 1 год с увеличением суммы до 21 миллиона долларов. В августе 2008 года ОАО "Белгазпромбанк" привлекло синдицированный кредит сроком на один год. Кредит состоял из двух траншей объемом 14 и 5 миллионов евро. Ставка по кредиту складывалась из LIBOR плюс 4,45% .

     Ставка  LIBOR для заимствований с трехмесячным сроком выплаты процентов составила по долларам США 4,37, а по евро - 2,35%, поскольку эта часть кредита привязана к ставке LIBOR по евро, зависящей в свою очередь от учетной ставки Европейского центрального банка. Следовательно, цена первого транша кредита составила 8,82% годовых (4,37 + 4,45), а второго - 6,8% годовых (2,35 + 4,45).

     Однако  необходимо отметить, что по стандартной  схеме расчета цена кредита была бы не менее 10,5 - 11% годовых. Банк добился скидок только благодаря высокому рейтингу главных акционеров - Газпрома и Газпромбанка Российской Федерации [11, с.74].

     В июне 2009 года привлек синдицированный кредит на 35 миллионов долларов сроком на 1 год.

     Кроме АСБ "Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк" и ОАО "Белгазпромбанк" синдицированные кредиты привлекали ОАО "Белинвестбанк" и ОАО "Белпромстройбанк".

     Синдицирование обеспечивает доступ к международным финансам, скорость и гибкость кредитования, позволяет диверсифицировать источники международного кредитования и получать крупные займы.

     Используя этот кредит, заемщики платят процент  и комиссию так же, как при обычном кредитовании. Если они его не используют, то платят только комиссию и, возможно, небольшой гонорар. Такой способ финансирования особенно интересен заемщикам с доступом на другие сегменты международного финансового рынка, которые постоянно нуждаются в альтернативном финансировании и находят условия на других рынках менее благоприятными. Данный кредит в отличие от большинства кредитов, привлекаемых белорусскими банками, носит нецелевой характер и направлен на кредитование клиентов банка, что является несомненным преимуществом для заемщика в плане удобства использования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Способы привлечения  международных кредитных  ресурсов в национальную  экономику Республики  Беларусь 

     3.1 Проектное финансирование  как инструмент  привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики 

     Стремительный рост мировой экономики, ее инновационная  направленность, а также активно протекающие процессы глобализации приводят к значительному расширению инвестиционных потребностей не только субъектов хозяйствования, но и всего общества. Усложнение инвестиционной сферы в свою очередь ведет к совершенствованию традиционных и разработке новых инструментов инвестирования. Одной из наиболее эффективных форм организации инвестиционных процессов стало проектное финансирование (ПФ). Только в 2008 г. на инвестиционные проекты, реализуемые в рамках такого финансирования, было направлено более 180 млрд. долл. США, а общее их количество составляло 541. Для сравнения: в 2007 г. осуществлено 513 проектов, направлено 139,2 млрд. долл. США; в 2006 г. -соответственно 468 проектов и 116,7 млрд. долл. США [14, с.54].

     Проектное финансирование основано на том, что  гарантией возврата заемных средств, полученных инвестором на осуществление  проекта, являются будущие (расчетные) финансовые потоки, генерируемые самим проектом. В связи с этим система данного вида инвестирования тесно связана с качественной работой, бизнес-идеями и основана на качественно осуществленных прогнозах, а также на тщательно разработанных бизнес-планах. Зависимость от текущего состояния заемщика незначительна, главное - изучение проекта и его влияния на будущие показатели хозяйствующего субъекта.

     В отличие от обычного кредита, при  котором заемщик или организатор  проекта берет на себя полностью все риски, при проектном финансировании они распределяются между заемщиком, кредитором и, как правило, третьей стороной. Гарантией кредита является только экономический эффект от реализации проекта (в дополнение к этому в качестве залога могут выступать активы заемщика - специально созданной проектной компании, но их размер не сопоставим со стоимостью проекта). Таким образом, даже обремененная долгами компания, начавшая реализацию перспективного проекта, может рассчитывать на проектное финансирование [12, с.63].

     ПФ  представляет собой финансирование самостоятельной хозяйственной единицы из различных источников: национальных и зарубежных, частных и государственных, из кредитных организаций, компаний нефинансового сектора экономики и т.д., при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является не кредитоспособность кредитополучателя, а сам проект, т.е. доходы, которые будут получены в перспективе созданным или реконструируемым предприятием. Что очень актуально для Республики Беларусь, поскольку многие предприятия нуждаются в переоснащении производства, но не обладают достаточными средствами и не могут позволить себе пользоваться ресурсами банков в необходимых объемах.

     Объективным следствием бурного развития кредитно-финансового  рынка явилось дальнейшее совершенствование  форм и способов предоставления средств, которые могут использоваться для реализации инвестиционного проекта в рамках проектного финансирования. Одним из них является финансирование на базе концессионных соглашений. Использование концессионных соглашений приобретает новую значимость в свете поиска государством дополнительных необременительных, в том числе внебюджетных способов привлечения средств в национальные проекты.

     В практике проектного финансирования использование  концессионных соглашений является одной из альтернативных форм участия государства в инвестиционных проектах, имеющих макроэкономический эффект и направленных на поддержку стратегически значимых отраслей хозяйственной деятельности. Альтернативность обусловлена тем, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в интересующую его сферу и в конечном итоге в ее развитии. Однако, с одной стороны, оно на текущем этапе не обладает достаточными для этого финансовыми, организационными и управленческими ресурсами для прямого участия, а с другой стороны, не желает утрачивать контроль над этими сферами хозяйственной деятельности.

     Во  второй половине 80-х годов в практике развивающихся стран появились  новые схемы организации проектного финансирования с использованием концессии, Эти схемы известные под названием: «строй-владей-эксплуатируй» (BOO = «Build, Own and Operate»);

       «строй-эксплуатируй - передай право собственности» (ВОТ = Build, Operate and Transfer);

     «строй-владей-передай право собственности и получай дивиденды» (ВОТ = Build, Own and Transfer); и комбинированные схемы «строительство - приобретение прав собственности - эксплуатация - передача прав собственности и получение дивидендов» (BOOT = Build, Own, Operate and Transfer).

     Все они представляют собой компромисс между проектным финансированием  с ограниченным регрессом и привлечением ресурсов, гарантированных государством [14, с.56].

     Иногда  схемы ВОТ и BOOT рассматриваются как вид приватизации, но такого рода мнение зачастую ошибочно. Их сущностью является передача работающего проекта назад, в собственность соответствующих госорганов. Поэтому лучше назвать эти схемы проектного финансирования временным переключением на частный сектор, развитием и первичной эксплуатацией того, что изначально предполагалось как государственный проект.

     Использование ВОТ или BOOT особенно выгодно для государства, так как позволяет:

  • минимизировать влияние на госбюджет - позволяет осуществлять проект в то время, когда нет достаточных средств или их нужно направить на другие цели, не представляющие интереса для частного сектора;
  • использовать более высокую эффективность частного сектора;
  • на конкурсной основе выбрать подрядчиков;

     ♦ стимулировать иностранных инвесторов и приток новых технологий.

     Следует отметить также, что таким способом государство, играя существенную роль в реализации проекта, может иметь меньшую связь с кредиторами (отсюда и меньше обязательств). Но для организации проектного кредитования по такой схеме, исключительно важно правильно оценивать роль кредиторов. Концессионное или франчайзинг соглашения в обязательном порядке должны учитывать мнение кредиторов по распределению рисков.

     Заключение  соглашений, которые предусматриваются  в схемах ВОТ и BOOT, повышает ответственность инициаторов в реализации проекта и одновременно является в некоторой степени гарантией стабильности во взаимоотношениях с государством, где осуществляется проект. Это, в свою очередь, позволяет более разнообразить структуру капитала и используемые финансовые инструменты для проектов, имеющих стратегическое значение.

     Проектное финансирование обычно используется в капиталоемких отраслях экономики. Их спонсоры, как правило, недостаточно кредитоспособны и либо не могут получить традиционное финансирование, либо не желают рисковать и принимать долговые обязательства, связанные с ним. Проектное финансирование позволяет привлечь значительные объемы иностранных ресурсов и при этом разделить риски, связанные с такими проектами, среди множества участников и снизить их до уровня, приемлемого для каждой из сторон.

     Рост  заинтересованности в применении данной формы инвестиционной деятельности обусловлен ее явными преимуществами. При необходимости модернизации и создания новых мощностей капиталоемких отраслей белорусской экономики проектное финансирование, основанное на качественной подготовке проектов, представляется весьма эффективным инструментом привлечения и использования инвестиций [14, с.59].

     Несмотря  на очевидную привлекательность  для Беларуси данной формы инвестирования, в стране, в силу специфики белорусской экономики и сложившейся институциональной среды, практически отсутствуют тщательно проработанные долгосрочные крупномасштабные проекты, реализация которых может быть осуществлена на принципах ПФ, а также мало инвесторов, готовых рисковать своими средствами в особо крупных масштабах. В связи с этим большинство негосударственных банков вынуждено заниматься финансированием небольших по масштабам, но исключительно высокодоходных проектов либо проектов с «сильным» залогом. Это делает нецелесообразным создание проектной компании с «чистым балансом», что является общим правилом для проектного финансирования, а также создает серьезные трудности при кредитовании предприятия со «слабым» балансом или только начинающего свою деятельность [12, с.65].

Информация о работе Виды международного банковского кредита, их развитие в Республике Беларусь