Величина ссудного процента и методы его исчисления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является более подробно и детально оценить ссудный процент, как платы за ссудный капитал, а также анализа его основных форм и видов процентных ставок по нему.

Содержание

Введение 3
1 Сущность ссудного процента и факторы, определяющие его величину 4
2 Виды процентных ставок и методы их определения 12
3 Номинальная и реальная (эффективная) процентные ставки и процентная политика российских банков 19
Заключение 28
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Ссудный.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

 

      3 Номинальная и реальная (эффективная) процентные ставки и процентная политика российских банков 
 

      Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спpoca на кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений.

      Различают номинальную и реальную ставки ссудного процента. Номинальная ставка показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита. Реальная ставка — это ставка процента, скорректированная на инфляцию, то есть выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Именно реальная ставка определяет принятие решений о целесообразности (или нецелесообразности) инвестиций.

      В условиях совершенной конкуренции существует тенденция к установлению единой ставки ссудного процента. Однако реальная конкуренция далека от совершенной. Поэтому даже в развитой рыночной экономике существует широкий диапазон ставок. Величина ставки процента зависит от степени риска (что в значительной мере определяется рейтингом и классом ссудозаемщика, наличием или отсутствием залога в обеспечении займа и так далее); срочности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные); размера ссуды; системы налогообложения (наличие или отсутствие льгот для определенных категорий займов); структуры рынка капитала и так далее.

      Выражаясь математическим языком, взаимосвязь между ставками может быть представлена следующим выражением:

            i = r + e,       (7)

      где  i — номинальная, или рыночная, ставка процента;

          r — реальная ставка процента;

          е — темп инфляции.

      Только в особых случаях, когда на денежном рынке нет повышения цен (е = 0), реальная и номинальная процентные ставки совпадают. Формула может служить для приближенного определения номинальной процентной ставки и дает приемлемые результаты только при небольших значениях r и е. В противном случае применяется другой подход, с учетом необходимости компенсации и по начисляемой сумме платы за кредит.

      Номинальная процентная ставка определяется по формуле

          i = (1 +r) (1 +е) - 1 = r+e + re.    (8)

      Актуальность разделения номинальной и реальной процентных ставок определяется тем, что именно реальная процентная ставка играет важную роль при принятии решений об инвестициях. Причем необходимо подчеркнуть, что при формировании рыночной ставки процента имеет значение именно ожидаемый темп инфляции в будущем с учетом срока погашения долгового обязательства, а не фактическая ставка инфляции в прошлом.

      В современной России особенности ссудного процента определяются состоянием экономики, прежде всего денежно-кредитного рынка, а также денежно-кредитной политикой государства.

      На использование ссудного процента в России влияют следующие основные факторы.

      Большой разрыв в рентабельности между отдельными отраслями экономики определяет преимущественное кредитование предприятий тех отраслей, норма прибыли в которых позволяет наиболее свободно использовать заемные средства: нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, торговля и ряд других.

      Развитие рынка ценных бумаг в нашей стране уже может рассматриваться как один из факторов, влияющих на уровень ссудного процента. Если до 2000 года в России практически не было организованного рынка корпоративных долговых обязательств как альтернативы банковскому кредитованию, то в последнее время все больше эмитентов выходят на рынок. Постепенно складывается и рынок вторичного обращения корпоративных облигаций, растет их ликвидность. То есть расширяется число долговых инструментов, принятых рынком, и одновременно увеличивается доступность операций по купле-продаже ценных бумаг для инвесторов.

      Увеличение объемов привлечения ресурсов международных рынков капиталов положительно сказывается на динамике движения рыночных процентных ставок. Вывод ценных бумаг российских предприятий на зарубежные финансовые рынки, усиление присутствия нерезидентов на российском рынке долговых обязательств, расширение прямых контактов российских предприятий и банков с зарубежными финансовыми институтами стимулирует увеличение объемов предложения кредитных ресурсов й, следовательно, снижение процентных ставок.

      Степень риска является одним из наиболее существенных факторов, определяющих уровень ссудного процента. Макроэкономические и политические риски всегда существенны для переходной экономики. Не является исключением и Россия. Однако некоторая стабилизация экономики в последние годы, прирост ВВП, официальный отказ руководства страны от пересмотра итогов приватизации следует рассматривать как благоприятную основу для снижения процентных ставок.

      Органом, реализующим процентную политику государства, является Центральный Банк России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:

      1. Регулирование процентных ставок по операциям Банка России и официальной учетной ставки ЦБ.

      Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

      2. Рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей). Рефинансирование коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности.

      Цель  рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка  банков.

      Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

      - формы обеспечения (учетные и  ломбардные кредиты);

      - методов предоставления (прямые  кредиты и кредиты, предоставляемые  на основе проведения аукционов);

      - сроков предоставления (среднесрочные  - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);

      - целевого характера (корректирующие  кредиты и продленные сезонные  кредиты).

      3. Установление ориентиров роста денежной массы.

      4. Прямые количественные ограничения, то есть установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Последняя представляют собой минимальную ставку, по которой Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

      5. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования). Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

      ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

      6. Операции на открытом рынке, то есть купля-продажа по заранее установленному курсу Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

      Операции  Центробанка на открытом рынке оказывают  прямое воздействие на объём свободных  ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

      7. Валютное регулирование, купля-продажа  Банком России иностранной валюты  на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях, является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

      8. Регулирование деятельности кредитных  институтов.

      Банк  России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

      Контроль  над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

      Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

      9. Функция финансового агента правительства.  Являясь по своему статусу  финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

      Важная  роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует  его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы. Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

      Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а во некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

Информация о работе Величина ссудного процента и методы его исчисления