Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:09, курсовая работа
Формирование рыночных отношений приводит к постепенному восстановлению в России института коммерческого кредитования, связанного с предоставлением поставщиками (производителями) товаров (работ, услуг) своим покупателям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемого либо векселем, либо открытием на имя покупателя банковского счета, в дебет которого и относится соответствующая задолженность.
Введение……………………………………………………………... ..4
1. Основы вексельного обращения………………………………… ..5
1.1. История становления вексельного обращения………………. .5
1.2. Вексельное право в России …………………………………….8
2. Вексельное обращение в современных условиях………………..15
2.1. Государство и его работа с векселями………………………..15
2.2. Операции банков и предприятий с векселями……………….21
3. Возможные перспективы развития вексельного обращения…...31
Заключение…………………………………………………………..33
Список литературы ………………………………………………….35
Вексель как воплощение обязательства.
Вексельное обязательство можно охарактеризовать как обязательство одностороннее, абстрактное, формальное и создаваемое односторонним волеизъявлением векселедателя. Обязательства, как и другие гражданские правоотношения, возникают на основе определенных юридических фактов. Эти факты принято называть основаниями возникновения обязательств. Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве оснований возникновения обязательств называет договоры, односторонние сделки, административные акты, события и т.д. (статьи 8 ГК РФ). Я разделяю позицию, в соответствии с которой основанием возникновения вексельного обязательства является односторонняя сделка. Существуют и другие мнения по этому вопросу. Причем следует заменить, что в качестве односторонней сделки мы рассматриваем составление векселя, иными словами вексель, в соответствии с высказанной точкой зрения, есть сделка. А сделка в свою очередь есть один из видов юридических фактов. Следовательно, в высказывании о том, что вексель может быть рассматриваем в двух аспектах: как ценная бумага и как воплощение обязательства, можно внести коррективы. Таким образом, вексель можно рассматривать, во-первых, как ценную бумагу, во-вторых, как воплощение обязательства, в-третьих, как сделку.
Вексельное обязательство является односторонним. Из векселя вытекает обязанность вексельного должника уплатить денежную сумму векселедержателю, который не несет по отношению к вексельному должнику никаких обязанностей. Напротив, являясь кредитором, он вправе требовать оплаты векселя.
Считается, что вексельное обязательство является абстрактным, то есть оно не зависит от хозяйственной сделки, явившейся основанием выдачи векселя. Это обязательство ничем не обусловлено. Должник должен оплатить вексель только потому, что последний предъявлен к оплате. Вексельное обязательство является формальным. Оно всегда облекается в письменную форму, притом необходимо строго соблюдать все вексельные реквизиты, установленные законодательством. Дефект формы векселя влечет ничтожность вексельного отношения.
Индоссамент.
Владелец векселя имеет несколько принципиальных возможностей по его использованию. Наиболее простой вариант заключается в том, чтобы сохранять этот вексель до срока платежа, а затем предъявить его к оплате. Но этот способ имеет существенный недостаток, связанный с замораживанием денежных средств, которые можно досрочно получить по векселю. Второй вариант – это оплата векселем своих обязательств перед другим предприятием, по отношению к которому держатель векселя выступает должником. Для этого на оборотной стороне векселя пишется передаточная надпись - заявление о передаче своих требований по векселю другому предприятию; она называется индоссаментом (от in dosso (ит.) - на обороте). Его примерный текст может быть следующим: "Платите приказу предприятия "Х", находящегося по адресу.... Должности, подписи индоссанта (лица, расплачивающегося векселем), число, печать. "Вообще, официально утвержденных форм индоссаментов в положении о векселях не имеется, поэтому на практике могут использоваться различные их варианты. В частности, используется так называемый бланковый индоссамент, или индоссамент на предъявителя, при котором на вексель может ставится надпись "Платите приказу предъявителя".
Таких записей может быть
достаточно много (вексель может переадресовываться
до наступления срока платежа, т.е. он может покрыть
несколько различных денежных обязательств),
и если на векселе для них уже не хватает места,
то к векселю присоединяется добавочный
лист - аллонж. Погашение векселя может происходить двумя
Акцептованный вексель - вексель, имеющий акцепт плательщика (трассата) на его оплату, оформляемый надписью типа "акцептован", "принят", "обязуюсь оплатить" или просто подписью плательщика. Последний становится акцептантом - главным вексельным должником, отвечающим за оплату в установленный срок. В случае неплатежа держатель векселя имеет право на прямой иск против акцептанта. Акцепт должен быть безусловным, но может быть ограничен частью вексельной суммы (частичный акцепт).
Аваль - это данная третьим лицом полная или частичная гарантия уплатить указанную сумму в случае неоплаты её плательщиком. Аваль дается на векселе или на добавочном листе. Выражается словами "считать за аваль" или всякой иной равнозначной формулой. Для аваля достаточно одной лишь подписи. В авале должно быть указано, за чей счет он дан. При отсутствии такого указания он считается данным за векселедателя. Оплачивая вексель, авалист приобретает права, вытекающие из векселя, против того, за кого он дал гарантию.
На практике, при работе с векселем очень важным является вопрос о том, что происходит при неоплате векселя и что необходимо делать.
Вексель должен предъявляться к платежу либо непосредственно в день, когда он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней. При неоплате векселя в срок отказ от платежа должен быть своевременно (на следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего дня) удостоверен в нотариальной конторе, т.е. следует заявить протест в неплатеже (однако этого можно не делать, если в векселе есть оговорка "без расходов (протеста)"). После этого в течение четырех рабочих дней, векселедержатель может предъявить претензии индоссантам (если они были) и выставителю векселя. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней после получения соответствующего извещения сообщить его суть своему индоссанту; одновременно извещаются авалисты (в данном случае действует следующее правило: по векселю солидарно обязаны перед ремитентом все те, кто поставил на нем свою подпись, за исключением индоссантов, поместивших слова "без оборота на меня"). При этом держатель векселя имеет право предъявления иска ко всем этим лицам вместе и к каждому в отдельности, причем без соблюдения последовательности, в которой они обязались; такое же право принадлежит каждому, подписавшему вексель, после того как он его оплатил. Если же векселедержатель не предъявил своевременно вексель к оплате, не опротестовал его при необходимости в соответствующие сроки, то он теряет свои права на предъявление претензий к трассанту, всем индоссантам и авалисту (но не к самому должнику). И в конечном счете при неоплате векселя дело передается в суд
2. Вексельное обращение в современных условиях
2.1. Государство и его работа с векселями
Рынок векселей России в настоящей время- загадка экономики. Даже соответствие на законодательном уровне мировым "стандартам" не говорит о всё ясности и понятности. В следствие этого и было принято решение об учреждении Федеральной комиссии по ценным бумагам, которая смогла бы разобраться во всех функциональных вопросах.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФКЦБ России создана в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Указом Президента Российской Федерации от 01.06.1996г., подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
ФКЦБ России разрабатывает основные
направления развития фондового рынка,
координирует деятельность государственных
органов по вопросам его регулирования,
устанавливает требования к проспектам
эмиссии и операциям с ценными
Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка - инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.
Результатом деятельности столь важного органа находим например: "Положение об обращении бездокументарных простых векселей", "Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей", "Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей". Однако если рассмотреть даже только название ... бездокументарных простых векселей, мы обнаруживаем странную безграмотность ФКЦБ России, которая обязалась в точности исполнять законы и положения , где говориться об обязательности бумажного носителя. Потому неудивительно, что через четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ, где говориться о несоответствии термина и понятия бездокументарный - Женевской конвенции. Поэтому непонятно, чего дальше ждать от этого государственного органа.
Рассмотрим государственные казначейские векселя и обязательства, которые были выпущены под реализации различных проектов и ликвидацию задолженностей.
К марту 1994 года задолженность государства
предприятиям-поставщикам
Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.
Выпуск Казначейских Обязательств, представляющих собой в сущности те же векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель – безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.
Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.
Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующем депозитарии.
Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. К числу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только для погашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам, минимальное число "передаточных надписей", сроки предъявления к погашению и обмену на налоговые освобождения.
Использование КО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной, так как в этом случае они абсолютно ликвидны. Суть их в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятием путем зачета (не взимания) платежей в федеральный бюджет.
Казначейско налоговое освобождение является именным и не подлежит передаче другому предприятию. К зачету принимаются вся сумма недоимок в федеральный бюджет на дату представления освобождения.
Государственные векселя не были встречены на ура, однако вслед за первой эмиссией последовали новые. Так например имеем проект поддержки коммерческих банков.
"О выпуске векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими централизованных кредитов и процентов по ним ЦБ России ...(с изменениями на 29 апреля 1996 года)", Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.1995 №92, где в частности говориться:
1. Для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческим банкам, осуществившим в 1992 - 1994 годах кредитование организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, обеспечить в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1995 год выпуск с 1 сентября 1995 года свободно обращающихся простых векселей Министерства финансов Российской Федерации в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 года, образовавшейся в результате погашения с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками.
2. Определить следующие параметры эмиссии:
- общая сумма выпуска
векселей определяется подтвержденным
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также отдельными
коммерческими банками, являвшимися непосредственными
получателями централизованных кредитных
ресурсов, размером превышения задолженности
по централизованным кредитам и процентам по ним,