Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:52, реферат
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель данной работы - проанализировать современное состояние внешней задолженности России, её проблематику, зависимость и перспективы развития ситуации.
Введение
Глава 1. Определение и значение внешнего долга
1.1 Понятие государственного долга
1.2 Сущность и влияние внешней задолженности на экономику страны
Глава 2. Формирование внешнего долга РФ, структура и кредиторы
2.1 Динамика внешнего долга
2.2 Структура внешнего долга
2.3 Основные кредиторы РФ
2.3.1 Парижский клуб
2.3.2 Лондонский клуб
2.3.3 МВФ
2.3.4 Всемирный банк
Глава 3. Анализ современного состояния внешней задолженности, её проблемы и перспективы
3.1 Современное состояние внешнего долга
3.2 Перспективы долговой политики на 2012- 2014 гг
Заключение
Список использованной литературы
Второй этап (1999–2001 гг.) – период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть – с 90 до 68 млрд. долл. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. долл. (против прежнего максимума – на 42 млрд. долл., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.
Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002–2011 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился до 2511 млн. долл. что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 542639 млн. долл., что довело величину общего внешнего долга до 545150 млн. долл.
Таблица 1. Внешний долг РФ 1991-1998 гг. (на конец периода).
1991 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
В млрд. долл. Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг |
96,6
96,6 |
104,5 13,4 117,9 |
110 16,7 126,7 |
105,7 27 132,7 |
103,7 49,3 153 |
95,1 87,7 182,8 |
98,2 90,2 188,4 |
В % к итогу Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг |
100
100 |
88,6 11,4 100 |
86,8 13,2 100 |
79,6 20,4 100 |
67,7 32,3 100 |
52 48 100 |
52,1 47,9 100 |
Таблица 2. Внешний долг 1998-2013 гг. (на конец периода)
2001 |
2002 |
2005 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
В млрд. долл. Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг |
65,8 94,2 160 |
61 85,3 146,3 |
55,9 157,6 213,5 |
9,3 301,3 310,6 |
4,5 476 480,5 |
3,1 464,1 467,2 |
2,9 486 488,9 |
2,5 542,6 545,1 |
В % к итогу Долг бывшего СССР Долг РФ Весь внешний долг |
41,1 58,9 100 |
41,7 58,3 100 |
26,1 73,9 100 |
2,9 97,1 100 |
1 99 100 |
0,7 99,3 100 |
0,5 99,5 100 |
0,4 99,6 100 |
Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994– 2013 гг. показывают следующее:
- общая сумма долга
при колебаниях вверх и вниз
выросла, в конечном счете,
почти на 427,2 млрд. долл., или без
малого в 4 раза. За это время
долги бывшего СССР перестали
играть главенствующую роль в
проблеме внешней
Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 30 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).
2.2 Структура внешнего долга
В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное – это новый российский долг, государственный или частный.
Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.
Таблица 3. Структура внешнего долга.
Государственный внешний долг России в преобладающей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 85%, в том числе более 60% – на долги бывшего СССР. Всю внешнюю задолженность за пределами компетенции федеральных органов управления, субъектов Федерации и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики. За период 2002-й – I квартал 2008 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации их еще именуют корпоративным долгом) увеличилась более чем в 12 раз, превысив задолженность государственного сектора почти в 11 раз. Преобладающая доля частных долгов (примерно 60%) приходится на прочие секторы, однако по темпам роста лидируют долги банков: за указанный период они выросли в 15 раз (прочие частные долги – в 11 раз).
Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников – банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в
официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.
В новых материалах Банка России
предпринята попытка
Таблица 4. Новая структура внешнего долга.
*Внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.
В свете данных обстоятельств динамика государственного внешнего долга России выглядит не столь однозначно, как об этом писалось ранее, т.к. некоторую часть долга банков стоит отнести все же к государственному. С одной стороны, задолженность органов управления и денежно-кредитного регулирования (собственно государственный долг), действительно, сокращается и будет сокращаться, поскольку власти к новым заимствованиям практически больше не прибегают. Но, с другой стороны, интенсивно увеличивается задолженность банков и предприятий с государственным участием (государственный корпоративный долг), что предопределяет общую тенденцию роста ответственности российских властей перед зарубежными кредиторами, причем в значительных масштабах.
2.3 Основные кредиторы России
2.3.1 Парижский клуб
Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое
объединение лидеров мировой экономики.
Парижский клуб более влиятелен, чем, например,
Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей
банков-кредиторов 19 стран - Австралия,
Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия,
Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада,
Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия,
Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский
клуб кредиторов был создан в 1956 году для
обсуждения и урегулирования проблем
задолженности суверенных государств.
Главная идея деятельности Парижского
клуба - проявлять заботу о наиболее бедных
странах, имеющих явно безнадежную внешнюю
задолженность. Общественное мнение вполне
поддерживает списание беднейшим странам
части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский
клуб решил, что в отдельных случаях может
быть списано до 67 % долга той или иной
страны.
В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ.
В конце августа 2006 г. Россия перевела платежи странам- кредиторам на общую сумму в 21,3 млрд. долларов и перестала быть клиентом Парижского клуба, сэкономив на досрочном погашении 7,7 млрд. долларов. Премия за досрочное погашение, которую уплатила Россия, составила около 1 млрд евро.
2.3.2 Лондонский клуб
Лондонский клуб кредиторов - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. В отличие от Парижского клуба занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление новых кредитов.
В конце 2009 г. Россия перевела в пользу кредиторов Лондонского клуба средства на общую сумму около 1 млн. долл., тем самым выполнив свои долговые обязательства по внешнему долгу перед клубом.
2.3.3 МВФ
Международный Валютный
Фонд - ведущая международная валютно-
В начале 2005 года Россия досрочно погасила весь долг перед МВФ, заплатив 3.3 млрд. долларов. Благодаря досрочным погашениям, государство
снизило расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, тем самым, позволив себе более эффективное использование финансовых ресурсов.
Россия 8 раз обращалась к МВФ за помощью, получив в общей сложности финансовую поддержку в размере $22 млрд.
Информация о работе Валютный долг России и пути его уменьшения