Валютно-обменные операции по законодательству в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Либерализация внешнеэкономической деятельности, режима иностранных инвестиций и порядка въезда и выезда граждан за рубеж обусловила выход на международный рынок тысяч российских самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих масштабные операции в иностранной валюте, значительное двустороннее движение капитала и репатриацию валютной прибыли, многочисленные потоки выезжающих за границу туристов.

Содержание

Введение 3
1 Валютно-обменные операции по законодательству в Российской Федерации 5
2 Федеральный Закон "О валютном pегулиpовании и валютном контpоле" 11
Заключение. 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Контр ВО операции.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

1 Валютно-обменные  операции по законодательству  в Российской Федерации 5

2 Федеральный  Закон "О валютном pегулиpовании  и валютном контpоле" 11

Заключение. 16

Список использованной литературы 17

 

 

 

Введение

Либерализация внешнеэкономической  деятельности, режима иностранных инвестиций и порядка въезда и выезда граждан  за рубеж обусловила выход на международный  рынок тысяч российских самостоятельных  хозяйствующих субъектов, проводящих масштабные операции в иностранной  валюте, значительное двустороннее движение капитала и репатриацию валютной прибыли,  многочисленные потоки выезжающих за границу туристов.

Иностранная валюта стала  теперь доступной любому юридическому лицу и любому гражданину.  Ее можно  покупать в  практически неограниченных  размерах  как для импорта товаров, так и в личных целях.

В таких условиях резко  возрастает роль валютного регулирования  и валютного контроля в стране. Есть определенная закономерность, которую подтвердила международная практика: деньги, которые убежали из страны, даже при установлении нормального инвестиционного климата не возвращаются полностью.  Дело в том, что за период нахождения за рубежом они находят сферу прибыльного вложения  -  покупается  недвижимость, делаются долгосрочные инвестиции.

Финансовых средств, которые  могли бы на нас работать, тратиться на  покупку новых технологий, нет. Не хватает средств даже банкам, которые кредитуют крупные предприятия.  Мало какой банк может осилить  инвестиционную  программу для предприятия - гиганта.  Если предприятие оставило сегодня выручку за рубежом, завтра оно оказывается  неплательщиком.  Послезавтра  - начинает обращаться за помощью к правительству. Нужно платить зарплату, делать какую-то реконструкцию и т.д

Одновременно недостаток валюты у экспортера приводит к тому,  что наши банки порой не имеют  достаточно средств, чтобы начать работать с валютой.

Говоря о системе валютного  контроля,  не следует забывать, что  она ориентирована на  принятие  ряда  административных  мер, препятствующих утечке капитала из страны. Однако главная  причина бегства капитала заключается  в экономической ситуации, складывающейся в государстве. Государственный  валютный контроль постоянно совершенствуется.  Поэтапно вводятся системы отслеживания  не только  экспортных  и  импортных  операций,  но также бартерных  и связанных с экспортом-импортом услуг.

Цель контрольной  работы заключается в изучении валютно-обменных операций по законодательству РФ.

 

1 Валютно-обменные  операции по законодательству  в Российской Федерации

С развитием внешнеэкономической  деятельности, зарубежного туризма, финансово-экономических институтов в России появилась потребность  в валютно-обменных операциях.

Нормативными и законодательными актами был определен круг валютно-обменных операций, которые могут совершать  кредитные организации:

  • покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли;  
    покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;  
    прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в иностранной валюте, подлинность которых вызывает сомнение, - в виде обязательной операции;
  • выдача наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, служащие для расчетов по кредитным и дебетным картам;
  • обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;
  • размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства;  
    замена неплатежного денежного знака иностранного государства на платежный(е) денежный(е) знак(и) того же иностранного государства;
  • покупка неплатежных денежных знаков иностранных государств за наличные рубли.

Валютно-обменными операциями могут заниматься кредитные организации (банки и НКО), которые, по законодательству, подпадают под контроль ЦБ РФ. Под  кредитными организациями понимаются организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности") (ред. от 08.04.2008г.)

Помимо банков и НКО, валютнообменными операциями могут заниматься межбанковские  валютные биржи, которые также подпадают  под контроль ЦБ РФ: "межбанковские  валютные биржи - специализированные биржи, имеющие лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже  иностранной валюты за рубли и  проведение расчетов по заключенным  на них сделкам" (ст. 1 Положения  ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-п "О порядке  и условиях проведения торгов иностранной  валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж"). В табл. 1 приведены основные нормативно-правовые акты, регулирующие валютно-обменные операции.

 

Таблица 1

Нормативно-правовые акты, регулирующие валютно-обменные операции

Наименование нормативно-правового  акта

Краткая характеристика

Недостатки и достоинства  нормативно-правового акта

1

2

3

1.  Конституция Российской 
Федерации, принята всенародным    голосованием 12.12.1993 г

Основной закон 
государства, нормативно- 
правовой акт учредительного 
характера и высшей 
юридической силы, сам 
утверждает то демократическое 
устройство общества, которое 
закреплено Конституцией. Закладывает основы управления финансами в нашей стране, определяет федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения.

В Конституции РФ устанавливаются  правовые основы деятельности органов  исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в  ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип  единства экономической системы  Российской Федерации; в ст. 35 — право  частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации  и ее субъектов, в том числе  и в сфере финансовых отношений.

2. Гражданский кодекс  Росийской Федерации (ГК РФ) (части  первая, вторая и третья) (с изм.  и доп.  от 01.09.2008 г.)

 

 

В соответствии с ч. 1. гл. 44. ст.834 договор банковского вклада (депозита) является разновидно-стью договора займа, поскольку денежные средства передаются вкладчиком, являющимся кредито-ром, банку-должнику. Заключение договора банковского  вклада м-у банком и клиентом оформляется  открытием депозитного счета.

В соответствии с ч.1.гл.44.ст. 837 существуют договоры банковского  вклада "до востребования" и «срочные вклады».

Не просто различает два  вида договоров - банковского вклада и банковского счета, но и устанавливает  приоритет последнего. Договор банковского  счета формально не порождает  денежного обязательства.

Вынуждает рассматривать  все вклады, даже долгосрочные, как  средства до востребования.

3.Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть вторая) (с изм.  и доп. от 30.04.2008г.)

Нормы НК РФ регулируют отношения  по установлению, взиманию налогов  и сборов на территории РФ, отно-шения  в области налогового контроля и  ответственности за совершение налоговых  правонарушений.

В механизме исчисления и  уплаты налогов НК сохраняются существенные недостатки, позволяющие налогоплательщикам исполь-зовать схемы минимизации  налоговой базы и уклоняться от уплаты налогов

4. Федеральный Закон

«О Центральном Банке

Российской Федерации»

№86-ФЗ от

10.07.2002.(с изм. от

26.04.2007г.)

В ст. 74 сказано, что в случаях  нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в  соответствии с ними нормативных  актов и предписаний Банка  России, Банк России имеет право  требовать от кредитной организации  устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной  организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

Банк России может применить  санкцию к кредитной организации  только за нарушение такого акта, который  был принят Банком России в соответствии с федеральными законами. Если, допустим, к кредитной организации применяется  санкция за нарушение какого-либо письма или такого нормативного акта, который был принят Банком России с выходом за рамки его компетенции  или с какими-либо другими нарушениями  указанного соответствия, то в этом случае нет оснований для применения санкций.

5. Федеральный Закон «О  банках и банковской деятельности»  №395-1 от 02.12.1990.(с изм. От 26.08.2008г.)

 

 

 

Ст. 1 регламентирует понятие  банк — кредитная организация  которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение средств  от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

По общему правилу, закрепленному  в Федеральном законе “О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)”, нормативные акты Банка  России не имеют обратной силы. Но, что  касается валютного регулирования, то в случаях прямо предусмотренных федеральными законами, они могут иметь обратную силу. Подчеркну, -  это может касаться только валютного регулирования. 

6. Федеральный Закон «0  кредитных историях» №218-ФЗ от 30.12.2004г.

Определяются понятие  и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и  использования кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй.

Принятие этого закона не способствовало повышению уровня и качества информации, имеющейся  у банков о потенциальных заемщиках, и не дало возможности более точного  прогнозирования возвратности ссуд.

7. Федеральный Закон "О  несостоя-тельности (банкротстве)  кредитных организаций» N 40- Ф3 от 25.02.1999 г. (ред. 01.12.07)

В соответствии с законом  могут осуществляться следующие  меры по предупреждению банкротства: финансовое оздоровление;

назначение временной  администрации по управлению кредитной  организацией;

реорганизация кредитной  организации.

Значительная часть закона посвящена не самим ликвидационным процедурам, а финансовому оздоровлению, при этом не указаны конкретные значения параметров финансового оздоровления.

8. Федеральный закон   от 23.12.2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ред от 13.03.2007г.)

ФЗ устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного  страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования  и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию  вкладов (Агентство), порядок выплаты  возмещения по вкладам, регулирует отношения  между банками РФ, Агентством, Центральным  банком РФ  и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов  физических лиц в банках.

В ФЗ «О страховании вкладов  физических лиц» не прописана процедура  идентификации лица, имеющего право  на получение возмещения. В Законе в п.2 ст.2 обозначен лишь вкладчик, то есть «гражданин РФ, иностранный  гражданин или лицо без гражданства», и в отдельных статьях, как, например, в ст. 10 Главы 2 – вместо вкладчика  допускается его представитель. Неясно как представитель вкладчика  должен доказать свои права на распоряжение вкладом (простая (заверенная банком) доверенность, нотариальная доверенность, указание представителя в договоре банковского  вклада, иное).

9. Инструкция Банка России N 110-И "Об обязательных нормативах  банков" от 16.01.2004г. (ред. 01.10.2008)

В соответствии с инструкцией, банки обязаны ежедневно соблюдать  установленные обязательные нормативы:

- достаточности собственных средств банка;

- ликвидности банка;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- максимальный размер кредитов;

- совокупная величина риска по инсайдерам банка;

- использование собственных  средств банка для приобретения  акций других юридических лиц.

Порой факт нарушения требований обязательных нормативов наступает  независимо от воли кредитной организации, но даже такое нарушение, может породить отрицательное заключение Банка  России о соответствии банка требованиям  к участию в системе страхования  вкладов. Необходим пересмотр данного  обстоятельства.

10. Положения ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-п "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж" (ред. от  30.03.2004г.)

Устанавливает порядок и  условия проведения торгов иностранной  валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж.

Более четко упорядочились  условия проведения торгов иностранной  валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж.

11.Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 22.07.2008г.)

Обеспечивает реализацию единой государственной валютной политики, а также устойчивость валюты РФ и  стабильности внутреннего валютного  рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и  международного экономического сотрудничества.

Закон нормами прямого  действия установил порядок проведения значительной части валютных операций и существенно ограничил полномочия органов валютного регулирования, а именно, Правительства РФ и Центрального банка РФ по изданию нормативных  правовых актов


 

Таким образом, банковское законодательство поддерживает определенный консенсус  интересов различных субъектов  – банков и их клиентов и государства. Банковское законодательство с позиции  мирового опыта хотя и отличается определенной стабильностью, но под  влиянием тех или иных причин может  и должно меняться. 

2 Федеральный  Закон "О валютном pегулиpовании и валютном контpоле"

Валютные отношения всех участников внешнеэкономической деятельности в России pегулиpуются Федеральным Законом "О валютном pегулиpовании и валютном контpоле" от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 33.07.2008г.), рассмотрим этот закон более подробно.

Согласно ст. 11 Федерального закона "купля-продажа иностранной  валюты и чеков (в том числе  дорожных чеков), номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки". "Уполномоченные банки - кредитные  организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право  на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в  иностранной валюте, а также действующие  на территории Российской Федерации  в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы  кредитных организаций, созданных  в соответствии с законодательством  иностранных государств, имеющие  право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте" (подп. 8 п. 1 Федерального закона "О  валютном регулировании и валютном контроле").

Втоpой pаздел данного  Закона  ("Валютное pегулиpование") статья  "Валютные операции между резидентами и нерезидентами" (ст.6) вводит важнейшее положение о том,  что pасчеты между pезидентами осуществляются в валюте Pоссийской Федеpации без огpаничений. А в статье 3 подтвеpждено пpаво собственности pезидентов и неpезидентов на валютные ценности в Pоссийской Федеpации, котоpое защищается госудаpством наpяду с пpавом  собственности на  дpугие объекты собственности.

В тексте Закона почти отсуствуют детальные ноpмы валютного pегулиpования. Это объясняется тем, что закpепление  на уpовне Закона на достаточно пpодолжительный сpок того или иного набоpа валютных огpаничений не дало бы пpактической возможности  опеpативного  pешения  отдельных более или менее значительных пpоблем пpоведения субъектами pынка валютных опеpаций в условиях  быстpо меняющейся экономической ситуации.

Основным исполнителем данной задачи стал Центpальный  банк Pоссийской  Федеpации - правопpеемник Госудаpственного  банка СССP как оpгана валютного pегулиpования.

Устанавливая основополагающие  положения валютного законодательства,  законы Pоссии пpедоставляют Центpальному  банку Pоссии  шиpокие полномочия опpеделять  пpавила совеpшения pасчетных, кpедитных  и иных опеpаций, обязательные как  для пpедпpиятий, так и  для коммеpческих банков.  Это могут быть пpавила,  котоpые ЦБ Pоссии издает в pазвитие  законодательных ноpм в связи  с  необходимостью  их конкpетизации и особенностями пpименения. 

В пpоцессе  создания эффективной  системы валютного pегулиpования Банк Pоссии исходит из следующих основных пpинципов.

Валютное pегулиpование  должно своими методами способствовать достижению целей экономической стабилизации, но не  может служить панацеей от всех бед,  поскольку оно подчиняется  макpоэкономическим оpиентиpам,  опpеделяется  общей стpатегией и целями экономической  политики госудаpства;

Валютная политика,  оказывающая  весьма масштабное  влияние на  экономическую  жизнь общества,  должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Как показывает миpовой опыт,  поведение  субъектов хозяйственной деятельности очень чутко pеагиpует на любые,  даже самые незначительные меpы в  области валютного pегулиpования.

Большое значение  имеет  необходимость сочетания активного  ноpмотвоpчества в области валютного pегулиpования с одновpеменным  введением  ноpм контpоля за выполнением установленных  пpавил совеpшения валютых опеpаций.  В этой связи одной из наиболее актуальных задач,  стоящих пеpед Банком Pоссии, является участие в  создании в максимально коpоткие  сpоки комплексной системы  госудаpственного   валютного  контpоля,  обеспечивающей  эффективны контpоль за соблюдением  валютного законодательства pезидентами и неpезидентами Pоссийской Федеpации.

Таким образом, законодательство РФ достаточно жестко регулирует деятельность, связанную с обменом валюты. Следует отметить, что валютно-обменные операции являются высокодоходными и низкорисковыми.

Валютно-обменные операции представляют собой перепродажу  товара (валюты) по более высокой  цене, чем цена покупки. Поскольку  данный процесс происходит непрерывно (одновременно совершаются операции по покупке по одной цене и по продаже по другой цене), то доходность зависит в основном лишь от разрыва  цен (маржи). Чем выше маржа, тем выше доходность.

Однако не следует забывать второй составляющей дохода - спроса на валютно-обменные операции. Изначально для сложившейся в нашей стране ситуации непрерывного колебания уровня инфляции, курса национальной валюты и доходности прочих инструментов финансового  рынка спрос на операции обмена валюты достаточно высок. Иногда обменные операции становятся для кредитных организаций  наиболее выгодным инструментом для  получения дохода. В таких условиях коммерческие банки могут получить (и получают) стабильный и высокий  доход от операций обмена. Для валютных бирж такие операции могут являться основополагающей статьей доходов.

Информация о работе Валютно-обменные операции по законодательству в Российской Федерации