Валютное регулирование и валютный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы заключается в анализе процесса валютного регулирования и контроля, обзоре методов валютного регулирования и контроля, исследовании и систематизации факторов и механизмов, влияющих на процесс валютного регулирования и контроля и составлении модели.

Содержание

Введение 2
1.Анализ процесса валютного регулирования и контроля 4
2.Обзор форм и методов валютного регулирования и контроля 15
3.Исследование и систематизация факторов, влияющих на развитие валютных отношений в РФ и на воздействие государственного валютного контроля на экономику России 19
4. Моделирование процесса валютных операций 25
Заключение 42
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Федорова.docx

— 846.56 Кб (Скачать)

В последние годы (до нынешних кризисных событий) население и бизнес стали более охотно работать с рублями и сберегать в рублях. Эта тенденция была крайне важна, ведь доверие и предпочтения в валютной сфере - вещи очень инерционные, они формируются в течение длительного времени, и их весьма трудно переломить. И вот с начала острой фазы финансового кризиса за какие-то неполные шесть месяцев доля валютных депозитов предприятий и граждан вновь возросла до уровня восьмилетней давности, и этот показатель продолжает быстро расти. Как же можно рассчитывать на оживление внутреннего спроса, необходимое для оживления всей экономики, когда обесценение национальной валюты ведет к прямо обратному - обесценению рублевых активов и депозитов населения и бизнеса и, следовательно, сжатию спроса?

Конечно, роль валюты определяется в первую очередь положением внутри самой экономики, но с помощью целенаправленной курсовой политики можно ситуацию как улучшить, так и ухудшить, причем существенно.

В условиях кризиса весь мир переходит на принципиально иную идеологию и иные подходы в регулировании.

В российской ситуации проблемы должны решаться с учетом глобальных изменений качественного плана. Если снижение резервов и связанное с этим обесценение рубля приближаются к границам, создающим угрозу платежеспособности компаний и страны в целом, необходимо, чтобы участники рынка знали, какие рычаги могут быть применены для нормализации положения.

В первую очередь важны не запретительные меры, а экономические стимулы, делающие операции с рублями более оправданными.

Акцент может быть сделан на нормативно-регулирующие механизмы, которые должны установить более привлекательный режим работы с национальной валютой. Балансовые и иные нормативы (норматив достаточности капитала, нормы резервирования и др.) в этом случае должны будут трактовать операции с рублями как предпочтительные по сравнению с размещением средств в валюте, делая рублевые инвестиции экономически более целесообразными.

В российских условиях при расчете действующих нормативов, таких как достаточность капитала, риск на одного заемщика и т. п., целесообразно принимать во внимание фактор риска с учетом страновых критериев, специфики контрагентов (резидентов, нерезидентов и др.), отдельных финансовых инструментов, с тем чтобы стимулировать рублевые операции. При этом важно, чтобы переход в рублевые активы подкреплялся соответствующими изменениями в пассивах, чтобы избежать нарушений в валютной позиции.

Одним из стимулов, способствовавших использованию трансграничных операций и наращиванию внешнего корпоративного долга в России в 2000-е годы, был более льготный режим резервирования по обязательствам перед банками-нерезидентами по сравнению с ресурсами, привлеченными с внутреннего рынка (нормы составляли 2 и 3,5% соответственно).

Эти преференции в пользу валюты и банков-нерезидентов действовали с августа 2004-го по сентябрь 2006 года, когда формировались новые опоры внешних связей в условиях валютной либерализации, и на том этапе в комплексе с другими факторами дали импульс увеличению иностранных заимствований. Лишь когда рост внешних заимствований стал чрезмерно быстрым, в течение примерно одного года (с середины 2010-го до октября 2011 года) Банк России начал применять более высокие нормы резервирования по внешним ресурсам. Затем, в разгар кризиса, ставки были резко снижены и выровнены по всем источникам привлечения. Возможно, в настоящий момент, для того чтобы переломить курсовую тенденцию и дать рублю дополнительные точки опоры, стоило бы вновь рассмотреть дифференцированное резервирование, создав преимущество для рублевых операций? А запланированное на май повышение нормы резервирования по рублям осуществить не в полном размере? Естественно, этот шаг должен дополняться комплексом других мер по увеличению привлекательности операций в рублях.

Для недопущения неоправданного сокращения резервов можно рассмотреть и те рычаги, которые применялись в разгар валютно-финансового кризиса в конце 1998 года, когда ЦБ сделал для банков обязательным поддержание нулевой валютной позиции по конверсионным операциям. По существу, действовавший тогда порядок строго ограничивал нетранзакционный (отличный от обеспечения внешнеторговой деятельности клиентов, бесперебойной работы обменных пунктов и операций с банковскими картами) спрос банков на валюту. Эта мера была достаточно жесткой, но в условиях кризиса помогла восстановить стабильность на валютном рынке.

Кроме того, для пополнения резервов можно вновь обратиться к практике частичной продажи валютной выручки. Для начала эти нормативы могут быть достаточно низкими и выполнять скорее сигнальную функцию для участников внешнеэкономической деятельности, и лишь при ухудшении положения они могут затем повышаться.

Возможно, эти шаги не потребуются и будут применены совсем иные меры. Но в любом случае не нужно бояться использовать те механизмы, которые диктуются новыми условиями.

Так же в области совершенствования валютного контроля Министерство финансов РФ подготовило законопроект «О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым уточняется перечень нарушений норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, предусматривающих административную ответственность.

В частности, предлагается предусмотреть административную ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также за нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов по валютным операциям. Предполагается, что закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

 

  1. Обзор форм и методов валютного регулирования и контроля

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической  политики стран с неконвертируемой и частично конвертируемой валютой.

Валютная политика реализуется  посредством механизма валютного  регулирования. В экономической  литературе нет единого мнения по вопросу о том, что представляет собой валютное регулирование. Так, Б. Райзберг рассматривает валютное регулирование как деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

По мнению М. Пебро, регулирование валютных отношений – регулирование отношений между субъектами валютных отношений по поводу проводимых ими операций. Мы за основу возьмем определение, данное И. Платоновой. Валютное регулирование – комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), представляющих часть валютной политики страны, направленной на установление порядка проведения операций с валютными ценностями и включения страны в мировой валютный рынок.

Рис. 4. Общее определение валютного регулирования

Законодательство  Российской Федерации не декларирует  задач валютного регулирования  в связи с их оперативными изменениями.

Финогенов Алексей Викторович, к.э.н., доцент РГТЭУ считает, что роль государства в вопросах валютного регулирования должна возрастать и быть под полным контролем. Н.М. Артемов же считает, что полное ужесточение и жесткие рамки не имеют необходимости.

Цели  и задачи валютного регулирования  определяются текущим состоянием и  перспективами развития российской экономики, проводимой денежно-кредитной  политикой и направлены на защиту российской экономики от противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений.

Содержание  понятия "валютное регулирование" многообразно.

Рис. 5. Цели валютного регулирования

Это по существу совокупность таких процессов, как:

- Воздействие на курс национальной валюты;

- Деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

- Ограничение использования иностранной валюты на территории страны;

- Совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями;

- Контроль государства за валютными операциями.

Политика валютного регулирования  реализуется на различных уровнях  с применением разнообразных  методов и инструментов, взаимодействие и взаимосвязи которых представлены на рисунке.

Валютное  регулирование реализуется через  механизм валютного контроля

Механизмы валютного регулирования  рассматривают многие российские экономисты. В частности Артемов Н.М., Тосунян Г.А., Дорофеев Б.Ю., Ерпылева Н.Ю. Все они утверждают, что методы валютного регулирования можно структурировать следующим образом:

Рис. 6. Структура процесса валютного регулирования

 

  1. Исследование  и систематизация факторов, влияющих на развитие валютных отношений в  РФ и на воздействие государственного валютного контроля на экономику России

Основные направления воздействия  механизма государственного валютного  контроля, как:

  1. воздействие на макроэкономическую ситуацию;
  2. влияние на поведение хозяйствующих субъектов;
  3. социальные последствия применения государственного валютного контроля.

Механизм воздействия системы  государственного валютного контроля на макроэкономическую ситуацию является близкой аналогией воздействию  на последнюю количественных ограничений  импорта (квотирования). Последствия для национальной экономики в целом валютного контроля можно представить как последствия введения импортных квот, которые распространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том, что импортная квота также негативна, как и импортный тариф не приходится, то же самое и с валютным контролем: валютные ограничения имеют отрицательный эффект, похожий на действие единого налога на все международные сделки.

Что касается влияния использования  государством валютного контроля на поведение отдельных хозяйствующих  субъектов, то можно отметить то, что  в условиях жесткого государственного валютного контроля предприятия  и организации, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность, либо прекращают развивать  данное направление, либо идут на нарушения  государственного валютного законодательства. Это происходит вследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, снижения конкурентоспособности  импортных товаров из-за повышения  цен, отказа иностранных партнеров  сотрудничать с отечественными фирмами  из-за задержки платежей, вызванных прохождением административных процедурами государственного валютного контроля.

Относительно социальных последствий  можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными  издержками. Чтобы получить право  покупать иностранную валюту, хозяйствующие  субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что  покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для  предприятий, без которых они  работали бы не в полную мощность, относится  к разряду приоритетных при получении  права на покупку иностранной  валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов  на депозиты в иностранных частных  банках.

Столкновение интересов государства  и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность, ведет к возникновению  следующих конфликтных ситуаций:

а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в  валюте, из-за необходимости обязательного  прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет  к снижению общего уровня экономической  рентабельности внешнеэкономической  деятельности;

б) так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;

в) крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.

Несмотря на возросшую эффективность  таможенно-банковского валютного  контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления  экспортной валютной выручки произошло  значительное снижение предложения  валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.

При дефиците валютных средств, необходимых  для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать  основным фактором, генерирующим ухудшение  состояния платежного баланса и  подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.

Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль