Валютная система России: сущность, структура, механизмы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей данной курсовой работы является рассмотреть валютную систему страны, выявить её основные элементы, на основе чего попытаться провести анализ становления валютной системы Российской Федерации, показать развитие валютной системы в России на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок, а также выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в России, и рассмотреть возможные пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие валютной системы страны 5
1.1. Сущность валютной системы, её задачи и роль 5
1.2. Элементы валютной системы, валютный курс, его регулирование и контроль 8
Глава 2. Анализ развития валютной системы в России и её особенности 20
2.1.Анализ динамики валютного курса в России с начала экономических реформ 20
2.2. Становление и развитие валютного рынка в Российской Федерации 25
2.3. Система валютного регулирования и контроля на современном этапе 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение 1 40

Работа содержит 1 файл

051506_B05E7_kursovaya_rabota_valyutnaya_sistema_rossii_sushnost_struktur (1).doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Рынок срочных операций (форвардный и фьючерсные рынки). Главной причиной появления данного сегмента валютного рынка было стремление банков и их клиентов использовать возможности страхования валютных операций и совершения прибыльных спекулятивных сделок. К услугам форвардного рынка в основном прибегают экспортеры, ожидающие получения валютной выручки, либо импортеры, намеревающиеся осуществить платеж за импорт. Участники фьючерсного рынка – банки и небанковские организации, стремящиеся получить доход в результате изменения курсов валют.

Рынок форвардных операций возник в России в ноябре 1993 г., когда отдельные коммерческие банки стали заключать со своими клиентами договоры о покупке и продаже долларов США на срок. Он формировался в основном как клиентский рынок и наиболее значительных масштабов достиг в 1994 г. На нем работало около 30 банков Москвы. В дальнейшем рынок форвардных контрактов периодически то расширялся, то сужался в зависимости от характера денежно-кредитной политики властей и изменения конъюнктуры валютного рынка. По данным ММВБ, в среднем еженедельный его оборот колебался в пределах 80-200млн. долл.

С введением валютного  коридора и установлением жесткого контроля Банка России над динамикой  валютного курса объемы операций на форвардном рынке заметно сократились. Однако в 1996 г. этот рынок вновь существенно активизировался. Основной причиной этого стал допуск нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг. Дело в том, что Банк России поставил условием участия нерезидентов в операциях на рынке ГКО покупку ими при обмене иностранной валюты на рубли соответствующих форвардных контрактов. Однако валютно-финансовый кризис 17 августа 1998 г. создал большие препятствия для исполнения заключенных банками форвардных контрактов и привел к банкротству ряда банков.

Объектом сделок фьючерсного валютного рынка являются срочные контракты на поставку валюты, имеющие стандартные величины и сроки исполнения. На этом рынке порядок заключения сделок, гарантия выполнения взятых обязательств и окончательные расчеты обеспечиваются соответствующим расчетным механизмом. Фьючерсный рынок возник в России вслед за введением с июля 1992 г. единого плавающего валютного курса рубля. Первые по фьючерсным валютным контрактам были проведены на Московской товарной бирже (МТБ) в октябре 1992 г. К весне 1996 г. на московских торговых площадках действовало около 100 фирм - профессиональных участников фьючерсного рынка. Большинство из них работали одновременно на двух или трех биржах. Особенностью российского фьючерсного рынка с самого начала являлся преимущественно спекулятивный характер. Поэтому после введения валютного коридора с конца 1995 г. начался отток средств с этого рынка, произошло почти десятикратное снижение его оборотов. Одновременно уменьшилась амплитуда колебаний фьючерсных котировок. Отмена в 1998 г. валютного коридора и возвращение к свободно плавающему курсу открывают возможность для расширения фьючерсных операций. При сохранении колебаний валютного курса рубля эти операции будут по-прежнему ориентированы на извлечение спекулятивного дохода.

Рынок наличных валютных сделок. Легальный рынок наличной иностранной валюты возник в России в 1992 г., когда граждане получили право осуществлять валютные операции на основе Указа Президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности" от 15 ноября 1991 г. Впервые российские граждане смогли выбирать, в какой форме лучше держать сбережения - в наличных рублях, в рублевых вкладах в банках, в наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках.

С 1992 г. рынок наличных валютных сделок стал составной частью инфраструктуры валютного рынка. Функционирование этого рынка обеспечивается разветвленной  сетью пунктов обмена валюты. В  Москве в конце 1994 г. действовало свыше 1100 обменных пунктов, которые принадлежали 200 банкам. Право на открытие обменного пункта имеют лишь уполномоченные банки, обладающие лицензией Банка России на совершение валютных операций.

Развитие рынка наличной валюты зависит от проводимой властями финансовой, денежно-кредитной и валютной политики. Ключевую роль среди факторов, предопределивших большой спрос граждан на иностранную валюту, сыграли значительное снижение курса рубля по сравнению с ростом внутренних цен и потери граждан от обесценения вкладов в Сбербанке. Рынок наличной валюты активно реагирует на нестабильность курса рубля. Поэтому, даже после подавления инфляции и достижения определенной финансовой стабилизации в 1995-1997 гг. спрос на наличную валюту постоянно превышал предложение, в связи со значительным ухудшением финансового положения многих банков и снижением уровня процентных ставок, что стимулировало ввоз наличной иностранной валюты.[6.C510-512] А кризис на рынке МБК, разразившийся в конце августа 1995 г., лишь подстегнул спрос на валюту, покрываемый за счет ее импорта и продажей ранее купленной валюты. Спрос на наличную валюту продолжал возрастать и в 1996 г., чему в большей степени способствовала нестабильность банковской системы, неясность в исходе президентских выборов, обострение бюджетных проблем, плохое финансовое состояние экономики, рост покупательной способности населения (погашалась задолженность по зарплате), компенсация вкладов некоторых категорий граждан.

В результате огромные масштабы приобрела долларизация экономики, по некоторым оценкам, она составила 50-70 млрд. долл., что намного превышает рублевую наличность в обращении. Валютный кризис 1998 г. стимулировал накопление иностранной валюты в связи с опасениями россиян за сохранность рублевых активов при отсутствии альтернативных возможностей надежного и прибыльного инвестирования сбережений. Для дедолларизации денежных сбережений населения стало необходимо создать систему страхования банковских вкладов населения. В 1999 г. на территории России в наличном обращении находилось американских долларов больше, чем в наличном обороте США, и примерно 1/3 всех наличных долларов в мире[1.C41-42].

2.3. Система валютного регулирования  и контроля на современном  этапе

Валютное регулирование  является неотъемлемой частью экономической политики стран с внутренне конвертируемой валютой. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции. Ключевые аспекты валютного контроля могут быть объединены в три основных принципа:

  • централизованное принятие решений регулирующим органом, а также необходимость централизации процесса принятия решений;
  • сочетание регулирующих и стимулирующих мер (экономические агенты поощряются к сотрудничеству с органами регулирования);
  • последовательная интеграция в согласованную экономическую стратегию, то есть, если валютный контроль используется в нечестной политической игре, то его эффективность значительно снизится, так как контроль будет рассматриваться как нелегитимный.

Основные цели на современном этапе реформирования экономики РФ заключается в следующем:

– сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, а также уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров;

– поэтапное обеспечение конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены;

– создание необходимых условия для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;

– предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включаю возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;

– противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.

 По состоянию на  сегодняшний день Банк России  имеет право констатировать, что  в результате предпринятых регулирующих  мер и усиления контрольно-инспекционной  работы выполняется самая неотложная задача по обеспечению полноты и своевременности репатриации в страну экспортной выручки и увеличению предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Основные меры, которые были предприняты Банком России:

  • совместно с ГТК России разработаны нормативные документы, усилившие контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров и повысившие ответственность экспортеров за её не начисление на счета в уполномоченных банках в сроки, указанные  в документах таможенно - банковского контроля;
  • изменена система торгов на межбанковских валютных биржах, что обеспечило более обоснованный механизм курсообразования и отделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок;
  • установлен более жесткий контроль за уполномоченными банками и их клиентами при осуществлении покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем рынке и целевым использованием приобретенной валюты;
  • организовано ежедневное статистическое наблюдение и контроль за движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и продажей экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах.[9.C5-8]

В настоящее время  главная задача валютного регулирования  и валютного контроля состоит  в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном  поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Перечислю основные направления валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

1. Таможенно - банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным  Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям.

2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

Необходимость введения таможенно - банковского контроля за импортными операциями была вызвана  широким применением отечественными импортерами при расчетах - предоплаты, завышением импортных цен по сравнению  с мировыми и т.п., что привело  к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров. Методическое и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

3. Осуществление валютного контроля при бартерных операциях.

Следующим шагом в  деле создания эффективной системы  валютного регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996г. ряда законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость принятия мер по упорядочению бартерных операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

При перемещении иностранной  валюты физические лица могут ввозить  иностранную валюту без ограничений  при условии заполнения таможенной декларации.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного  контроля. К органам валютного контроля относятся Правительство Российской Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю. Агентами валютного контроля в России являются подотчетные соответствующим органам валютного контроля организации, осуществляющие свои функции в соответствии с законодательством. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России. Таким образом, организационная структура системы валютного контроля может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 4):

 

 

Правительство России                                  Центральный банк России




Фед. служба               ГТК России

 валютно -                                                                                                         


экспортного

контроля     

                                                       


Территориальные            Таможенные                  Уполномоченные


   Органы ВЭК                      Органы                              Банки


                                                                                                                            


Рис. 4 Организационная структура схемы валютного контроля

 

Исключительно важное место среди  субъектов валютного контроля занимают таможенные органы. Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст. 199). В компетенцию таможенных органов входит:

Информация о работе Валютная система России: сущность, структура, механизмы регулирования