Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать динамику, структуру и управление золотовалютными резервами Российской Федерации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать понятие и сущность категории золотовалютные резервы;
рассмотреть составляющие компоненты золотовалютных резервов;
определить основные проблемы нормаривно-правового регулирования золотовалютных резервов
проанализировать структуру и динамику золотовалютных резервов РФ.
показать процесс управления золотовалютными резервами России.
Введение………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ЗВР: сущность, компоненты, нормативно-правовое регулирование……………………………………………………….................5
Понятие, сущность и цели золотовалютных резервов……….…......5
Компоненты золотовалютных резервов…………………………......11
Легитимность российского нормативно-правового регулирования ЗВР……………………………………………………….………..……22
ГЛАВА 2. Золотовалютные резервы РФ, динамика, структура, управление……………………………………………………………………..30
2.1 Структура и динамика золотовалютных резервов РФ……………....30
2.2 Управление золотовалютным резервом Российской Федерации……………………………………….……..……………......…40
Заключение………………………………………….……………………….…48
Литература……………………………………………………………….……..51
Приложения……………………………………
природные
драгоценные камни — алмазы, рубины,
изумруды, сапфиры и александриты
в сыром и обработанном виде, а
также жемчуг, за исключением ювелирных
и других бытовых изделий из этих камней
и лома .
Таким образом,
теоретически можно дать определение
золотовалютных резервов Российской Федерации
как соответствующих резервов Банка России
и Минфина РФ, включающих в себя валютные
ценности и активы, тесно связанные с деятельность
Международного валютного фонда.
Первое,
с чем сталкивается российская правоприменительная
практика, — это распространение режима
государственной тайны на часть золотовалютных
резервов. Согласно Закону “О государственной
тайне” данные об объемах запасов, добычи,
передачи и потребления серебра, металлов
платиновой группы, природных алмазов
относятся к государственной тайне2.
Если названные валютные ценности включаются
в золотовалютные резервы государства,
то на них распространяются нормы статей
Соглашения Международного валютного
фонда. В соответствии с упоминавшейся
статьей VIII каждое государство-член МВФ
берет на себя обязательство сотрудничать
с Фондом и другими государствами-членами
чтобы обеспечить соответствие проводимой
ими политики в отношении резервных активов
целям достижения более эффективного
международного контроля за международной
ликвидностью. В таком случае Закон “О
государственной тайне”, как препятствующий
осуществлению такого контроля, не подлежит
применению в части сведений о драгоценных
металлах и драгоценных камнях, входящих
в Государственный фонд драгоценных металлов
и драгоценных камней. Парадокс заключается
в том, что Закон о государственной тайне
учитывает международные обязательства
России. Так, ст. 7 определяет, что сведения
о размерах золотого запаса и государственных
валютных резервах России не подлежат
отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
Но сопоставляя
различные российские правовые нормы,
можно сделать вывод, что золотой
запас и государственные валютные резервы
и государственные золотовалютные резервы
не одно и то же.
Вторая
по значению проблема состоит в правовом
регулировании использования золотовалютных
резервов. Согласно действующему законодательству
России золотовалютные резервы предназначены
для обеспечения производственных, финансовых,
научных, социально-культурных и иных
потребностей Российской Федерации. Данная
трактовка дается Законом “О драгоценных
металлах и драгоценных камнях” (ст. 6)
и является уникальной, так как ни в международном,
ни в национальном праве не содержится
подобной нормы. Норма о применении золотовалютных
резервов для обеспечения производственных,
научных, социально-культурных и иных
потребностей, что не содержится в статьях
Соглашения МВФ, может не противоречить
обязанности государств по ст. VIII, разд.
7 статей Соглашения МВФ. Особенностью
регулирования является то, что для нефинансовых
целей можно использовать только Государственный
фонд драгоценных металлов и драгоценных
камней Российской Федерации. Закон “О
Центральном Банке Российской Федерации
(Банке России)” исключает подобное использование
той части государственных золотовалютных
резервов, которая принадлежит Центральному
Банку. Для комментария существующего
положения обратимся к уже цитировавшемуся
“International Reserves and Liquidity”. Существует, как
отмечается в исследовании, как национальная,
так и международная цель использования
золотовалютных резервов. И далее: “Валютное
законодательство большинства стран требует,
чтобы центральный банк или другой валютный
орган создали определенный объем золота,
или золота и валют в поддержку выпуска
национальных денег… Главная цель резервов
была международной — обеспечить средства
для урегулирования дефицитов в платежном
балансе, и, в то же время, привнести уверенность
в том, что валютная позиция, включая курс
обмена валют, может быть создана… Цель
резервов — помочь отдельным странам
создать отлажено функционирующую валютную…
систему”. В экономической литературе,
в частности германской, можно встретить
анализ ситуации когда валютным органом
страны могли бы создаваться резервы товаров
для невалютных целей, но в юридическую
плоскость там данная дискуссия так и
не перешла. Юридические последствия существующей
российской нормы заслуживают особого
рассмотрения.
Государственный
фонд драгоценных металлов и драгоценных
камней Российской Федерации включает
ценности, относящиеся к стратегическим
видам полезных ископаемых. Россия не
единственная страна, использующая понятие
“стратегические полезные ископаемые”.
Аналогичные понятия и соответствующее
правовое регулирование существуют во
многих развитых странах, например, США..
В России создан государственный материальный
резерв, который является федеральным
запасом материальных ценностей, предназначенным
для использования в том числе в мобилизационных
целях, для оказания государственной поддержки
различным отраслям народного хозяйства,
организациям, субъектам Российской Федерации
и оказания регулирующего воздействия
на рынок. Законом “О государственном
материальном резерве” установлена единая
федеральная система государственного
резерва Российской Федерации. Формирование,
хранение и обслуживание запасов государственного
резерва, за исключением мобилизационного
резерва, обеспечивается Российским агентством
по государственным резервам3. Возникает
коллизия между единой системой государственного
резерва и правом Гохрана России, как органа,
ответственного за государственный фонд
драгоценных металлов и драгоценных камней,
использовать свои ценности не для целей
валютного регулирования. Если попробовать
провести аналогию с США, то там коллизии
нет: валютные органы используют свои
резервы в соответствии с действующим
законодательством только в целях валютной
политики.
Примеры
международно-правового регулирования
закрепляют роль золота как резервного
актива. Рассматривая драгоценные металлы
в качестве компонентов государственных
золотовалютных резервов в целом, следует
отметить их особенности: ликвидность
и сохранение стоимости при изменении
формы. Данные свойства являются предпосылкой
возможности их рассмотрения в качестве
средства обмена, и соответственно объекта
валютного права.
На уровне российского законодательства данное положение закреплено в Законе “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”. Золото и другие драгоценные металлы могут покупаться, храниться, продаваться, а также выступать обеспечением для кредитов Банка России.Аналогичное регулирование применяется и в отношении коммерческих банков согласно Закону о банках и банковской деятельности ,банки могут вести металлические счета. Исключительной является ситуация с использованием драгоценных камней в золотовалютных резервах. Единственной предпосылкой для использования, но не правового регулирования использования, драгоценных камней в золотовалютных резервах является концентрация в них стоимости.
С правовой
точки зрения золотовалютные резервы
при таком использовании теряют
отчасти валютный характер, то есть
не выступают в полном объеме объектом
регулирования валютного права.
Невалютный характер операций с драгоценными
камнями указан в частности в “Положении
о совершении сделок с природными драгоценными
камнями на территории Российской Федерации”,
утвержденным Постановлением Правительства
РФ №759 от 27 июня 1996 г. Данным Постановлением
не допускается использование природных
драгоценных камней в качестве средств
платежа, а также при расчете за кредиты,
предоставляемые коммерческими банками
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
использующим природные драгоценные камни
в производстве своей продукции4
В заключение, проведя сравнение с международным
правом и иностранным законодательством,
следует сказать, что термина “валютные
ценности” в международном правовом обороте
как такового нет. Например, в Уставе Европейского
Центрального Банка, говорится о его праве
и праве национальных банков покупать
и продавать все виды валютные ценности
и драгоценных металлов Валютные ценности
включают в себя ценные бумаги и иные имущественные
ценности, выраженные в любой валюте или
счетной единице. Драгоценные камни в
категорию “девизы” не попадают. Европейское
законодательство, исходя из задачи обеспечения
стабильности банковской системы, предусматривает
отказ от использования, в частности алмазов,
в операциях по кредитованию промышленности
и торговли. Российское же правовое регулирование
во многом имеет особый режим “царской
сокровищницы”, и провозглашение драгоценных
камней валютными ценностями не означает,
что их режим является валютным, а не режимом
сокровищ России.
Глава 2. Золотовалютные резервы РФ, динамика, структура, управление
2.1 Структура и динамика золотовалютных резервов РФ
Золотовалютные резервы России, как и других стран мира, представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования. В России это Банк России и Министерство финансов РФ.
Международные резервные активы России складываются из:
К категории активов
в иностранной валюте относят
Рис.6.
Динамика международных
резервов в 2010 году
Говоря
о динамике междунородных резервов в 2010
году сдедует отметить,что валютные резервы
ежемесячно имели стабиоьный рост и на
июнь 2010 года составили 428991 млрд.
Рис.7.
Удельный вес международных
резервов в 2010 году
В удельном
весе международных резервов на 2010
год преобладают валютные резервы
и составляют по сумме на 01.06.2010 2531378
тыс.
Рис.8. Динамика валютных резервов в 2010 году
Говоря
о динамике валютных резервов лидирует
по всем показателям иностранная
валюта,на июнь 2010 года составляя 418,8 млрд.
Рис.9.
Удельный вес валютных
резервов резервов в 2010
году
В удельном весе валютных резервов преобладает иностранная валюта,равная 248121 млрд.
Данные о международных резервах РФ публикуются в миллионах долларах США - пересчет осуществляется по кросс-курсам иностранных валют к доллару США..
Кросс-курсы рассчитываются на основе официальных обменных курсов российского рубля к иностранным валютам, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату.
Монетарное золото оценивается в долларовом эквиваленте путем умножения его величины в граммах на учетную цену золота в рублях за 1 г и деления на официальный курс доллара США к российскому рублю, устанавливаемые Банком России.
Рис
10. Структура международных
резервов Российской
Федерации на конец
2009 г.
С начала уже с 2007 г. РФ утвердилась на третьем месте среди стран крупнейшими в мире золотовалютными резервами (ЗВР) после КНР и Японии, опередив Тайвань и Республику Корею. А к 2010 обогнав и заняв второе место.
Международные резервы современной России, в том числе и золотовалютные, начали формироваться в 1992 г. после выхода Указа Президента РФ об обязательной продаже 50% экспортной выручки резидентов Центральному банку России.
В том же году валютные резервы были пополнены за счёт средств первого транша стабилизационного кредита «Stand-by», предоставленного России Международным валютным фондом.
С отменой обязательной продажи части валютной выручки основным источником пополнения валютных резервов стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке и прямые покупки валюты у Министерства финансов РФ, а также доходы от операций со средствами валютного резерва на мировом валютном рынке.
В середине 90-х годов Центральный банк России уделял особое внимание формированию и поддержанию на должном уровне валютных резервов. В процессе аккумулирования валютных средств была создана система управления ими, обеспечивающая достаточную ликвидность и рациональную структуру размещения резервов с точки зрения безопасности и доходности.
По соглашению России с Международным валютным фондом к концу 1995 г. золотовалютные резервы страны должны были быть увеличены до 11,5 млрд. долл., что являлось одним из условий предоставления России очередного стабилизационного кредита в размере 6,3 млрд. долл.5
Однако данный показатель был значительно превышен. К середине 1997 г. золотовалютные резервы России возросли до 20 млрд. долл., в т.ч. запасы валюты - до 17,5 млрд. долл. и запасы золота - до 2,5 млрд. долл.
Основной прирост активов был обеспечен за счет увеличения средств ЦБ России, при этом золотовалютные резервы Министерства финансов не претерпели существенных изменений. На конец 1997 г. доля Минфина в международных резервах страны составляла около 60%.
Однако мировой финансовый кризис, распространившийся и на Россию, оказал негативное влияние на состояние золотовалютных резервов.
Так, к июлю 1998 г. золотовалютные резервы сократились до 16,2 млрд. долл. и к январю 1999 г. опустились до рекордно низкого уровня - 7,8 млрд. долл. В целом за этот период золотовалютные резервы в России сократились в два с лишним раза.
В 2000 г. Правительству Российской Федерации не удалось достичь договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении очередного транша стабилизационного кредита в размере 10-15 млрд. долл. Тем не менее, за счет активной политики Центрального банка по пополнению официальных валютных резервов к концу 2000 г. вновь удалось увеличить их объем до 27,7 млрд. долл.
По
требованию МВФ с ноября 2000 г. в
состав золотовалютных резервов не включаются
активы, размещенные в банках-
Целенаправленная политика Правительства России на увеличение золотовалютных резервов позволила увеличить их объем к концу 2001 г. до 39 млрд. долл., к 2002 г. – до 47,8 млрд. долл.
К середине 2003 г. в связи с укреплением рубля и активными закупками валюты Центральным банком золотовалютные резервы России достигли 65 млрд. долл. При этом объем валютных резервов составлял около 60 млрд. долл.
К концу 2004 г. золотовалютные резервы России почти удвоились и достигли 117 млрд. долл. и впервые превысили размер внешней задолженности страны (113 млрд. долл.).
Последующие годы характеризовались устойчивой тенденцией роста золотовалютных резервов. В середине 2007 г. в связи с укреплением рубля и активными закупками валюты Центральным банком золотовалютные резервы России достигли весьма высокого значения, превысив 400 млрд. долл. По данному показателю Россия вышла на 3-е место в мире.
В начале 2008 г. золотовалютные резервы России составляли около 500 млрд долл. Что является пиком значений,по сравнению с прошлыми годами, после этого наблюдается спад в 2010 году.(Приложение 8)