Управление государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

Источником риска  процентной ставки являются изменения  условий на рынке заимствований, которые в значительной степени  находятся вне контроля исполнительного  органа государственной власти Российской Федерации. 

Исходя из этого, основным подходом к минимизации  данного риска является отказ  от использования заимствований, которым  присущ высокий риск процентной ставки. Одним из вариантов этого подхода  является осуществление заимствований  с фиксированной ставкой и  с возможностью досрочного погашения. 

Источником риска  ликвидности являются изменения  макроэкономических факторов, влияющих на формирование доходов и расходов федерального бюджета и, как следствие, объемов заимствований. Данный риск поддается определенному контролю со стороны исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. 

Одним из подходов к  минимизации риска ликвидности  является повышение точности бюджетных  прогнозов. Другим подходом может быть построение оценки долговой емкости  бюджета на основе консервативных или  даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния  Российской Федерации. 

Кредитный риск в  определенной мере поддается контролю органам исполнительной государственной  власти Российской Федерации. [19] 

Вывод: Разработка данной стратегии обусловлена изменениями  финансово - экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового  кризиса и общего ухудшения экономической  конъюнктуры заимствований появилась  потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления  долговой стратегии.

Управление государственным  долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный  долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным  долгом с вопросами экономической  безопасности Российской Федерации. 

Качественное и  эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга  Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и  механизмов публичного раскрытия информации о долге. 

Российская Федерация  будет стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации. 

Заключение 

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики. 

Причины появления  государственного долга: внешние и  внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация  процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей  задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. 

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Внешняя  задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые  не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные  заимствования оказывают положительное  влияние на макроэкономическое развитие. 

Отрицательное влияние  государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Для  отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. 

Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую  совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура  принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным  долгом в течение планового года. 

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных  обязательств, использование налоговой  системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации  обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада  производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований. 

Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования. 

Внешний долг - это  обязательства, возникающие в иностранной  валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007-2009 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. 

Внутренний долг - это обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации. В  среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года. Основными направлениями долговой политики на 2007-2009 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2009 год. 

Разработка данной стратегии обусловлена изменениями  финансово - экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового  кризиса и общего ухудшения экономической  конъюнктуры заимствований появилась  потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления  долговой стратегии. 

Управление государственным  долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный  долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным  долгом с вопросами экономической  безопасности Российской Федерации. 

Качественное и  эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга  Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и  механизмов публичного раскрытия информации о долге. 

Российская Федерация  будет стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации. 

Список использованной литературы 
 

1. Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2007 г.) 

2. Федеральный закон  Российской Федерации от 19 декабря  2006 г. №238 - ФЗ О федеральном  бюджете на 2007 год 

3. Федеральный закон  от 24.07.2007 №198-ФЗ. (ред. от 08.11.2008) «О  федеральном бюджете на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). Утверждены основные характеристики  федерального бюджета на 2008-2010 гг. 

4. Федеральный конституционный  Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ  «О Правительстве Российской  Федерации» (с изменениями и дополнениями). (В ред. Федерального конституционного  закона от 31.12.97 №3-ФКЗ) 

5. Астапов К. Управление  внешним и внутренним государственным  долгом в России // Мировая экономика  и международные отношения. - 2008. - №2. - С. 26-35. 

6. Бескова И.А.  Анализ управления государственным  долгом Российской Федерации  // Финансы. - 2007. - №2. - С. 72-73. 

7. Вавилов А. Государственный  долг: Уроки кризиса и принципы  управления. - М., 2007. - 304 с. 

8. Вавилов А. Принципы  государственной долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. - 2007. - №8. - С. 46-63 

9. Воронин Ю. Управление  государственным долгом / Ю. Воронин,  В. Кабашкин // Экономист. - 2007. - №1. - С. 58-67. 

10. Дробозина Л.А.  Финансы. - М.: ЮНИТИ, 2008 

11. Зайцев А., Тресков  В. Проблемы бюджетного федерализма. // Финансы. - 2007., с. 4-10. 

12. Лаврушин И.О.  «Деньги, кредит, банки». - М.: Финансы  и статистика, 2008 г. 

13. Ломакин В.К.  Мировая экономика. Учебник. «Финансы»,  Издательское объединение «ЮНИТИ», 2007. 

14. Родионова В.М.  Управления государственным долгом - М.: «Финансы и статистика», 2008 

15. Финансы. Денежное  обращение. Кредит / под ред. доктора  экономических наук проф. Поляка  Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, с. 287. 

16. Хайхадаева О.Д.  Государственный долг Российской  Федерации. - С. Пб.: Норма, 2008. 

17. Ходов Л.Г. Государственное  регулирование национальной экономики. - М.: Экономист, 2008 

18. Экономика и  бизнес. Под редакцией Камаева  В.Д. - М., 2008. 

19. Экономико-политическая  ситуация в России. - М.: ИЭПП, 2009 

20. Официальный сайт  Министерства финансов. [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru 

21. Официального сайта  Счетной Палаты РФ. [Электронный  ресурс]. - Режим доступа: www.ach.gov.ru 

22. Официальный сайт  ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: www.cbr.ru 

23. Официальный сайт  Правительства РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.government.ru 

24. Программа социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу  (2007-2009 годы). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akdi.ru 

25. Проект программы  социально-экономического развития  страны. [Электронный ресурс]. - Режим  доступа: www.lib.eruditio.ru

Информация о работе Управление государственным долгом РФ