Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа
Финансовый контроль в нашей стране, особенно актуален. За его нормальное функционирование, отвечает большое количество федеральных и региональных органов, которые занимаются его осуществлением на различных этапах деятельности государства или юридических лиц. Наиболее полно, контролируется и регулируется финансовая деятельность государства. Финансовый контроль осуществляемый государством относительно частного сектора экономики, заключается в соблюдении налогового законодательства, законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а так же соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения учетов и отчетности.
Введение………………………………………………………………………..
1 Управление финансами………………………………….
1.1 Управление финансами Российской федерации…………
1.2 Управление финансами предприятий и организаций……………………………………….
2 Финансовая политика………………………….
2.1 Сущность финансовой политики………………………………………….
2.2 Финансовая политика государства и финансовая политика предприятий……………………….
3 Финансовый контроль………………………………..
3.1 Сущность финансового контроля…………
3.2 Органы, осуществляющие финансовый контроль………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..
3 Финансовый контроль
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе, является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля, является финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства.
Финансовый контроль, является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержания финансового контроля. В зависимости от социально-экономического положения государства, содержание финансового контроля существенно обогащается.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а так же специально созданными учреждениями. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, налог на добавленную стоимость, отчисление в различные фонды.
Так как финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий финансовой стабильности. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, а так же контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики, затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государство, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а так же соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения учетов и отчетности. Финансовый контроль за деятельностью предприятий, включает так же контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль, проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов, анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционной деятельности, правильность и достоверность финансовой отчетности, контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
В Российской Федерации с учетом мирового и отечественного опыта существуют и используются различные формы контроля. В зависимости от регламента, финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.
Обязательный
финансовый контроль осуществляется в
соответствии с действующим
Инициативный контроль инициируется самим хозяйствующим субъектом.
По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.
Предварительный контроль (до совершения хозяйственных и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюджетов, финансово-плановых документов. Основная его цель – своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использование средств.
Текущий контроль осуществляется в ходе совершения финансово-хозяйственных операций. Выполняется на основе данных первичных документов оперативного и бухгалтерского учета. Он позволяет, при необходимости регулировать хозяйственные ситуации, предотвращать потери и убытки.
Последующий контроль осуществляется после совершения финансово-хозяйственных операции. Основное его содержание – проверка выполнения планов по количественным и качественным операциям, соблюдения финансового законодательства, законности управленческих решений.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных учреждений) и ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и других органов государственного управления); негосударственный и внешний (аудиторский)
Государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организацией денежного обращения; использованием кредитных ресурсов; состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственным резервами; предоставлением налоговых и финансовых льгот.
Внутриведомственный
контроль выполняют специальный
структуры министерств, в отношении
подведомственных им организаций. Обычно
это контрольно-ревизионные
Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации, финансовыми и экономическими подразделениями. Цели и задачи контроля формируются органами управления хозяйствующего субъекта. Главное его значение – непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, производственной, выявлением внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежным и материальных средств.
Ведущая роль во внутрихозяйственном контроле, принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией организации в виде:
1) предварительного – на стадии рассмотрения первичных документов, поступающим главному бухгалтеру на подпись, связанных с расходованием материальных и денежных средств;
2) текущего – в ходе учетной регистрации хозяйственных операций;
3) последующего – на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации.
Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета его исполнении и при утверждении отчета о его исполнения. Глава местной администрации осуществляет местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности.
Аудиторский контроль
проводится аудиторскими компаниями в
соответствии действующим законодательством
и нормативными актами. В России,
аудиторская деятельность – это
предпринимательская
В ходе аудита финансовой
отчетности должны быть получены достаточные
аудиторские доказательства, позволяющие
аудиторской организации с
- бухгалтерской
отчетности субъекта тем
- бухгалтерского учета экономического
субъекта документам и требованиям нормативных
актов, регулирующих порядок ведения бухотчетности
в РФ.
По методам проведения финансового контроля, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, мониторинг, ревизии.
В процессе проведения
проверок, на основе отчетной документации
и расходных документов рассматриваются
отдельные вопросы финансовой деятельности
и намечаются мера по устранению нарушений.
Проверка носит выборочный характер.
Например, тематическая проверка проводится
по определенному кругу вопросов,
путем ознакомления с отдельными
участками финансово-
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемых экономических субъектов, для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных нормативов.
Анализ финансовой
деятельности, как разновидность
финансового контроля предполагает
детальное изучение периодической
или годовой финансово-
Мониторинг – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия или клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности, может привести к ужесточению условий кредитований, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности, эффективности. Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. Ревизии могут быть полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые, документальные и фактические. Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а так же различными государственными и негосударственными контроля.
Государственный и негосударственный финансовый контроль тесно взаимосвязаны и различаются лишь по субъектам контроля, а так же целями и методами. В первом преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором – аналитическая. Государственный контроль направлен на отслеживание стоимостных пропорций распределения ВВП, движения во всех каналах денежных средств, связанных с формированием государственных финансовых ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и использования.
Негосударственный
контроль, преследует цель сократить
отчисления в пользу государства
и другие издержки для того, что
бы повысить норму прибыли на вложенный
капитал. При этом государственный и негосударственный
контроль, ограничены в рамках действующего
законодательства.
3.2 Органы, осуществляющие финансовый контроль
Функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами государственного управления и органами управления финансовой и денежно-кредитной системой.
Высший уровень
государственного финансового контроля
– парламент или
Парламент осуществляет
финансовый контроль в процессе рассмотрения
и утверждения проекта
В РФ государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание, Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и законодательных актов.
Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций.
Важная роль в проведении финансового контроля отводится ФНС России и государственным налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащим налогообложению.
Налоговые инспекции обязаны:
- действовать в строгом соответствие с законодательство;
- вести учет налогоплательщиков;
- проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно
предоставлять финансовым
- информировать Минфин обо всех случаях неуплаты налогов;
- осуществлять
возврат излишне уплаченных
Государственные
налоговые инспекции
Информация о работе Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль