Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать теорию кредитного риска, определить риски сопутствующие кредитным сделкам, проанализировать методы управления и оценки риска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы кредитного риска;
Показать систему управления кредитным риском;
Проанализировать методику анализа кредитного риска;
Представить анализ управления кредитным риском на примере ОАО «Сбербанк России»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управления кредитным
Риском…………………………………………………………….…………5
Понятие и виды кредитного риска…………………………..………5
Система управления кредитным риском……………………………7
Методы оценки кредитного риска………………………..……...…18
ГЛАВА 2. Оценка качества управления кредитным риском в ОАО « Сбербанк России» …………………………………………….………..…22
Информационно-аналитическая характеристика ОАО «Сбербанк России»………………………………………………….……………22
Анализ кредитных рисков ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………………….24
Пути минимизации кредитных рисков…………………….………28
Заключение………………………………………………………...………32
Список использованной литературы……………………………..……35
Структура кредитного портфеля в период 2010-2011 год не претерпела существенных изменений. Кредиты в рублях по-прежнему составляют основную часть портфеля – более 80%. Кредитный портфель Банка в целом также в достаточной степени диверсифицирован. Сбербанк кредитует предприятия всех основных отраслей экономики. На кредиты физическим лицам приходится 21,6 % всего клиентского портфеля.
Таблица 4. Сводная таблица показателей качества управления кредитным портфелем в ОАО «Сбербанк России»
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя (норматив) |
Значение показателя (ОАО «Сбербанк России») |
1 |
Агрегированный показатель качества кредитного портфеля |
Больше/равно 30 |
18,3 |
2 |
Оценка достаточности резервов банка |
Более 1 |
1,058 |
3 |
Доходность кредитного портфеля |
1,4 |
1,099 |
4 |
Качество управления кредитным портфелем |
Не выше 65% |
60 |
Вывод:
На основании проведенного анализа за 2010 год ОАО «Сбербанк России» можно сделать вывод:
Одним из важнейших инструментов минимизации кредитного риска является постоянный мониторинг финансовой деятельности клиента. Банки следят за заемщиками для того, чтобы удостовериться в благополучности их финансового положения и в выполнении ими условий кредитного договора; а также для поиска новых возможностей делового сотрудничества. Цель постоянного мониторинга состоит в обнаружении возможных затруднений с погашением кредита. Это необходимо сделать на ранней стадии для того, чтобы максимально увеличить эффект от корректирующих действий банка и снизить его убытки. Наблюдение за кредитами особенно важно на этапе их погашения или когда они становятся просроченными, или же в случае нарушения установленных кредитным договором условий минимальной суммы залога или величины финансовых коэффициентов.
После того, как кредит был предоставлен, в целях минимизации кредитного риска должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту должна также содержать условия, дающие банку право проверять отчетность клиента, или, по крайней мере, дающие банку доступ к разъяснениям (клиента) по его финансовой отчетности.
Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. Поэтому банки делают периодические, независимые и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка. 14
Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности возникают в этой связи более сложные проблемы. Когда сотрудник кредитного отдела замечает признаки ухудшения кредита, он должен предпринять следующие меры:
1. проанализировать проблемы заемщика;
2. проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством;
3. дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;
3. собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
4. ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
5. просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;
6. изучить возможность получения обеспечения (в случае, если кредит необеспечен);
7. выработать план корректирующих мер.15
Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет – это рекомендация, предоставляемая банком клиенту.
Четкое управление портфелем кредитов требует постоянного наблюдения за всеми видами рисков: географическим, секторным, риском заемщика, группы заемщиков. Ежемесячно должны подготавливаться соответствующие отчеты. Главная цель при этом – избежание избыточной концентрации кредитов посредством их диверсификации.
Заключение
Банк по своему назначению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представлять основу стабильности экономической системы. В современных условиях неустойчивой правовой и экономической среды банки должны не только сохранять, но и приумножать средства своих клиентов практически самостоятельно, ввиду отсутствия государственной поддержки и опоры. В этих условиях профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.
Кредитные операции - основа банковского бизнеса, поскольку являются главной статьей доходов банка. Но эти операции связаны с риском невозврата ссуды (кредитным риском), которому в той или иной мере подвержены банки в процессе кредитования клиентов. Именно поэтому кредитный риск как один из видов банковских рисков является главным объектом внимания банков. Кредитная политика банка должна обязательно учитывать возможность кредитных рисков, предварять их появление и грамотно управлять ими, то есть сводить к минимуму возможные негативные последствия кредитных операций. В то же время, чем ниже уровень риска, тем, естественно, меньше может оказаться прибыль банка, так как большую прибыль банк обычно получает по операциям с высокой степенью риска. Таким образом, основной целью банка является нахождение “золотой середины”, т.е. оптимального соотношения между степенью риска и доходностью по кредитным операциям при помощи грамотного управления кредитным риском, что реализуется посредством общения и анализа основных способов управления кредитным риском, разработку практических мероприятий по снижению риска неплатежа по ссудам.
Основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка. Самыми основными из них являются: диверсификация портфеля ссуд, анализ кредитоспособности и финансового состояния заемщика, квалификация персонала.
Наиболее распространенным в практике банков мероприятием, направленным на снижение кредитного риска, является оценка кредитоспособности заемщика.
Банк должен очень хорошо разбираться в текущих проблемах своего клиента, понимать, что раскрывает (или, наоборот, скрывает) тот или иной показатель в финансовой отчетности, насколько перспективна та область, в которой сегодня работает предприятие. В вопросах кредитования, инвестирования необходим взвешенный подход, сочетающий практические навыки с научными разработками.
Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы “доходность - риск” банк вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Поэтому целесообразно проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высоко прибыльные) проекты.
Кредитная политика банка
определяется, во-первых, общими, установками
относительно операций с клиентурой,
которые тщательно
В условиях высоких экономических рисков выигрывает тот, кто умеет правильно просчитать, распознать риски, а также их предвидеть и минимизировать. Это главный залог успеха банка при кредитовании. В случае, если банк занимается различными аспектами деятельности клиента, он в состоянии не только оценить кредитоспособность предприятия, но и помочь ему повысить эффективность своего бизнеса, а значит, сделать его более надежным заемщиком.
Список использованной литературы
1 Банковский менеджмент /Под ред. Е.Ф. Жукова М.: Юнити-Дана, 2012 – с.157
2 Крюков Р.В. Банковское кредитование (конспект лекций) М.: А-Приор, 2009. –с.74.
3 Фролова Т.А. Банковское дело: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 с..56
4 Лаврушин О.И. Банковский менеджмент М.: Кнорус, 2010. — 560 с.
5 Голованов В.Н. Развитие операций коммерческих банков: Учебн. пособие / В. Н. Голованов. - М.: Антидор, 2007.- 342 с.
6 Деньги, кредит, банки /Под ред. Эриашвили Н.Д. М.: Юнити-Дана, 2010. – с. 138
8 Фролова Т.А. Банковское дело: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
9 Голованов В.Н. Развитие операций коммерческих банков: Учебн. пособие / В. Н. Голованов. - М.: Антидор, 2007.- 342 с.
10 Официальный сайт Сбербанка России - [Электронный ресурс] http://www.sbrf.ru.
11 Официальный сайт Сбербанка России - [Электронный ресурс] http://www.sbrf.ru.
12 Лаврушин О.И. Банковский менеджмент М.: Кнорус, 2010. — 560 с.
13 Годовой отчет Сбербанка России ОАО за 2010 год – [Электронный ресурс] http://www.sber2010.ru
14 Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит: учебное пособие: М.: Юнити-Дана, 2010. – 455 с.
15 Банковский менеджмент /Под ред. Е.Ф. Жукова М.: Юнити-Дана, 2012 – 219 с.
Информация о работе Управление банковскими кредитными рисками