Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 00:50, курсовая работа
Возрастающий интерес в конце XX в. и в настоящее время к проблеме управления активами и пассивами кредитных организаций обусловлен спецификой деятельности данной сферы бизнеса, усиливающимся влиянием факторов внешнего и внутреннего характера, обостряющейся конкуренцией на национальных и международных рынках, финансовой и экономической нестабильностью.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ 5
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ 10
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
Доходность ценных бумаг зависит от срока их погашения. Чем меньше срок погашения ценной бумаги, тем стабильнее ее рыночная цена. Чем продолжительнее срок, тем чаще будет изменяться (колебаться) стоимость ценной бумаги. Вот почему для коммерческих банков более предпочтительны вложения в краткосрочные ценные бумаги, чем в долгосрочные.
Совершая инвестиции в ценные бумаги, банки руководствуются не только интересами доходности, безопасности вложений, но преследуют и другую цель — регулирование своей платежеспособности и ликвидности. Вложения банка в высоколиквидные ценные бумаги позволяют банку при необходимости легко реализовать их и совершить платежи по корреспондентскому счету.
Банковским инвестициям присущи следующие факторы риска: кредитный, рыночный, процентный.
Кредитный риск может быть вызван изменениями финансовых возможностей эмитента ценных бумаг по выполнению своих обязательств. Например, способность правительства рассчитываться с населением по долгам подвержена изменениям (кризис экономики страны может привести к приостановке погашения облигаций по внутреннему государственному займу).
Рыночный риск бывает обусловлен непредвиденными обстоятельствами, возникшими на рынке ценных бумаг или в экономике, при которых привлекательность отдельных видов ценных бумаг в качестве инвестиций будет потеряна, а их продажа возможна лишь с большой скидкой.
Ценные бумаги с невысокой степенью кредитного и рыночного риска тем не менее могут быть подвержены риску изменения процентных ставок, а отсюда возможен риск снижения рыночной цены на ценные бумаги.
Инвестиционная деятельность коммерческих банков, связанная с рисками от их активных операций с ценными бумагами, требует выработки определенной политики в этой сфере.
Основные факторы, определяющие цели инвестиционной политики банка, — доходность и ликвидность, готовность банка жертвовать ликвидностью ради прибыли и наоборот, т.е. идти на больший или меньший риск.
Уменьшение
инвестиционного риска
Для
коммерческого банка очень
Цель диверсификации в отношении сроков погашения состоит в том, чтобы удерживать риск портфеля инвестиций, связанный с колебаниями процентных ставок, в пределах, соответствующих планам банка в области дохода и ликвидности [2, c. 145]. Один из способов диверсификации — поддержание ступенчатой структуры сроков погашения бумаг, которая позволяет реинвестировать средства, высвобождающиеся с истечением срока погашения, в новые виды ценных бумаг с длительными сроками и более высокой нормой доходности.
Для стратегического и тактического управления инвестиционной деятельностью в структуре банка создаются специальные фондовые отделы, которые разрабатывают:
Численность
работников фондового отдела зависит
от величины портфеля ценных бумаг, выполняемых
отделом, реализующим функции купли-продажи
ценных бумаг, а также от типа и качества
самих ценных бумаг, участвующих в формировании
портфеля и его диверсификации.
ГЛАВА
3. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ
В условиях постоянно изменяющейся окружающей среды стратегия развития банка становится важным и чрезвычайно необходимым инструментом управления. Поскольку в основе стратегии лежит система целей, а среди них, по нашему мнению, основной является увеличение стоимости банка в долгосрочной перспективе, ключевой составляющей стратегии развития должна стать финансовая стратегия.
Российская и зарубежная экономическая литература не уделяет должного внимания проблемам финансовой стратегии, что, на наш взгляд, представляет собой определенный пробел в теории менеджмента. Упоминание о финансовой стратегии встречается в работах отечественных ученых в связи с рассмотрением отдельных, близких к этому блоку, вопросов. Так, Г.Б. Клейнер пишет об инвестиционно-финансовой стратегии, а А.Г. Мовсесян — об интеграционно-финансовой стратегии при исследовании современного состояния процессов инвестиций и интеграции. Обзор существующих представлений по данной проблеме позволил выявить по крайней мере одну точку зрения, в которой наиболее полно рассматривается финансовая стратегия в обобщенном виде. И.П. Хоминич в работе «Финансовая стратегия компаний» делает попытку более серьезного исследования [32]. В указанной книге она пишет, что «финансовая стратегия компании выступает как экономическая категория, характеризующая различные отношения между субъектами рынка в финансовой сфере». Нам представляется, что автор преувеличивает значение финансовой стратегии, возводя ее в ранг экономической категории, что, по нашему мнению, неоправданно по нескольким причинам.
Во-первых, исходя из классического определения стратегии, приведенного в предыдущем параграфе, последняя представляет собой модель возможностей, целей, задач, политики и планов, что не позволяет ее рассматривать как отношение.
Во-вторых,
не любое понятие может
В-третьих, аргументы автора по приданию финансовой стратегии категориального статуса, основанные на природе экономических отношений между субъектами рынка, включая государство (в области формирования и использования финансовых ресурсов), являются, на наш взгляд, недостаточными для обоснования этой точки зрения. Действительно, при формулировании финансовой стратегии менеджмент кредитной организации учитывает сущностные характеристики экономических категорий и влияние отдаленной среды и ближайшего окружения, однако финансовая стратегия есть лишь продукт внешних рыночных альтернатив и внутренних факторов по достижению поставленных целей и поэтому не может претендовать на обособленность и определенность. Более того, разработка стратегии в целом и финансовой стратегии, в частности, неминуемо происходит в условиях неполноты информации и ее неопределенности.
В-четвертых, формулирование финансовой стратегии как «отношения между субъектами рынка в финансовой сфере» также, по нашему мнению, не лишено односторонности. Финансовая стратегия при ее формировании учитывает факторы внешнего и внутреннего характера, и это не только «отношения между субъектами рынка в финансовой сфере», но и взаимоотношения внутри подразделений банка.
В-пятых, автор пишет, что «финансовая стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей...» [32]. Другими словами, И.П. Хоминич трактует стратегию с практической точки зрения и отходит от категориального подхода.
В то же время выделение в стратегии развития бизнеса финансовой стратегии представляется обоснованным. Успех реализации разработанной менеджментом общей стратегии во многом зависит от взвешенной финансовой стратегии. Такое видение проблемы имеет особую актуальность для банковского бизнеса, поскольку более 90% активов коммерческих банков формируется на различных финансовых рынках, а обязательства, как правило, существуют в виде требований кредиторов, и без соответствующей стратегии в данной сфере рассчитывать на достижение системы целей достаточно сложно.
Представляется обоснованным выделение двух уровней финансовой стратегии: собственно стратегического и тактического, или оперативного.
Стратегический уровень включает следующие блоки:
Совокупность целей базовой стратегии должна найти конкретное воплощение в моделировании направлений их реализации на различных сегментах рынка. Такой подход позволяет закрепить в финансовой стратегии видение менеджмента по набору банковских продуктов и услуг, предоставляемых покупателям. При этом предполагаемый продуктовый ряд должен обладать конкурентными качествами. В финансовой стратегии следует учитывать высокий уровень конкуренции не только со стороны других банковских учреждений, но и со стороны финансовых посредников, способных предлагать альтернативные продукты. Фокусирование деятельности на отдельных сегментах рынка или группе сегментов и удовлетворение потребностей покупателей банковских продуктов и услуг с большей эффективностью по сравнению с конкурентами позволит устанавливать высокие цены а значит получать высокий уровень дохода и прибыли.
Возможности реализации данного стратегического видения зависят от структуры ресурсов кредитной организации. В силу того, что особенность банковского бизнеса определяется высокой долей привлеченных средств, а по показателю достаточности капитала устанавливается жесткий критерий оценки со стороны органа надзора, вопросы структуры и источников привлеченных средств относятся к ключевым компонентам финансовой стратегии. Поскольку ресурсная часть кредитной организации сопряжена с расходами для реализации одной из ключевых позиций системы целей (увеличения стоимости банка в долгосрочной перспективе), в финансовой стратегии определяются активы, которые способны приносить доход (адекватный и превышающий предполагаемые затраты как по привлечению средств, так и по обслуживанию инвестиций владельцев банка) для покрытия затрат, обеспечивающих функционирование банка, а также возможных убытков. Немаловажным моментом такого подхода является оценка стоимости предполагаемого для реализации продуктового ряда (по привлечению и размещению средств) со стороны участников рынка. Способность кредитной организации выжить и достичь поставленных целей в условиях постоянно изменяющейся среды реализуется в финансовой стратегии на основе достижения конкурентного преимущества способностью конкурировать по ценам технологиям качеству и диверсификации услуг и уровню квалификации персонала. Ключом к успеху диверсификации услуг должна стать их уникальность которая будет оценена покупателями.
При
этом банки могут и должны рассматривать
возможности предоставления продуктов
и услуг небанковского
Тактический
или оперативный уровень
Информация о работе Управление активами и пассивами коммерческого банка