Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа
Общие основы деятельности банков на рынке ценных бумаг определены законодательством РФ. Лицензия Банка России на осуществление банковских операций дает банку право на выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами следующих видов:
выполняющими функции платежного документа (вексель, чек);
подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета (депозитные и сберегательные сертификаты, банковские векселя).
Заключаемый с депонентом депозитарный договор должен содержать такие существенные условия, как формы и виды оказываемых услуг, обязанности депозитария по выполнению поручений депонента, сроки их выполнения, порядок передачи депонентом депозитарию информации по распоряжению депонированными в депозитарии ценными бумагами, порядок оказания депозитарием услуг, связанных с осуществлением владельцами своих прав по ценным бумагам, размер и порядок оплаты услуг депозитария, порядок и форма отчетности депозитария перед депонентом, срок действия договора и ответственность сторон за нарушение его условий.
Депозитарные операции в банке
выполняет специальное его
Операции по счетам ДЕПО осуществляются в депозитарии только по распоряжению владельца счета (депонента) или уполномоченных им лиц. Основанием для внесения записей по счетам ДЕПО являются поручения клиента на исполнение депозитарных операций, выполненные на бумажных носителях, а также документы, подтверждающие переход прав на ценные бумаги в соответствии с действующим законодательством.
Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.
Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.
Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.
Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
1. разработка программы и
2. установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
3. контролирование финансовой
4. обеспечение информированности
всех без исключения
5. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
6. контроль и предупреждение
чрезмерного вложения
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:
а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.
б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;
в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;
г) принцип равных возможностей, означающий:
– стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
– равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
– гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
– отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
– запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
– отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).
д) принцип преемственности
е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
ü функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
ü использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
ü распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
ü приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
ü приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
ü максимальное снижение и разделение рисков;
ü поддержка конкуренции на рынке;
ü предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
Формой выражения
Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.
На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Ø Гражданский кодекс РФ, части I и II
Ø Закон «О банках и банковской деятельности»
Ø Закон «О центральном банке Российской Федерации»
Ø Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»
Ø Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
Ø Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»
Ø Закон «Об акционерных
Ø Закон «О рынке ценных бумаг»
Ø Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д.
Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимо исключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:
- создание и обеспечение
- финансирование дефицита
- создание надежных механизмов
и финансовых инструментов
- перестройка системы
- предотвращение социальных
- создание в России
- борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
В стратегическом плане указанные
цели комплиментарные и должны реализоваться
через единый комплекс мер, скоординировано
осуществляемых государственными органами
и профессиональными
Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.
Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.
В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:
Ø контроль за денежной массой в обращении
и объемом предоставленных
Ø изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
Ø гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);
Ø внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т.д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:
1. Высшие органы государственной власти:
а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
б) Президент (издает указы);
в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).
2. Государственные органы
а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);
б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.);
в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);
г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);
д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ)
Информация о работе Теоретические основы операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг