Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:27, реферат
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинского inflatio вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе с середины 20-х годов.
В самом деле, при росте цен население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение и рынок быстрее насыщается. Следует учесть, что при инфляции цены растут по отраслям разными темпами. Состояние разновыгодности производства сохраняется. Поэтому механизм переливания капиталов и рабочей силы также сохраняется, что позволяет выравнивать экономические диспропорции и оздоровлять рыночное хозяйство.
Однако при уровне выше 10% инфляция делается очень опасной. Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, в несколько раз. В этом случае резко обесцениваются деньги. Население начинается терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они дадут доход нескоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное время, страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.К. не приводит к росту предложения.
В крайних случаях
гиперинфляции деньги теряют функцию
всеобщего покупательного средства.
Население и производители
Отказ от денег как покупательного средства затрудняет экономическое развитие, ограничивает круг хозяйственных связей. Ведь не всегда у производителя в наличии именно тот товар, который устраивает партнера по сделке. Поэтому сделка может не состояться. Хозяйственные связи изменяются, что вызывает спад производства, уменьшается предложение, а значит и подхлестывается инфляция. При умеренной инфляции цены растут быстрее заработной платы. Это обстоятельство укрепляет стимулы предпринимательской деятельности. Инфляция представляет собой опасность для экономического развития. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну. Это происходит по многим причинам. Назовем две из них:
– адаптивное инфляционное ожидание;
– перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.
Население ожидает дальнейшего
повышения цен и поэтому
Инфляция, возникнув, быстро
распространяется на все отрасли. Это
происходит потому, что они связаны
между собой взаимными
Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки «на всякий случай». Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.
Инфляция в России в январе-сентябре 2012г. составила 5,2%, что в 2,7 раза превышает средний рост цен по странам Европейского союза (1,9%), сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) со ссылкой на данные статистической службы Европейского союза (Евростат).
Самый высокий рост цен среди стран ЕС в январе-сентябре 2012г. наблюдался на Мальте (+6%), в Венгрии (+4,9%) и в Румынии (+4%). Самый низкий рост цен среди стран ЕС наблюдался в Греции, где инфляция за январь-сентябрь с.г. составила 0,2%.
По сравнению с декабрем 2011г. в странах ЕС существенно увеличились потребительские цены на фрукты, а также на сахар, джем, мед, шоколад и конфеты и на мясо и мясопродукты. Цены на фрукты возросли заметнее всего в Болгарии (на 23,6%), Венгрии, Словении, Словакии, Румынии, Эстонии (на 19,9-22,7%). Сахар, джем, мед, шоколад и конфеты значительнее всего подорожали в Дании (на 9,9%), Финляндии (на 8%); мясо и мясопродукты – в Чешской Республике, Финляндии и Венгрии (на 6,9-7,0%).
В то же время с начала текущего года во многих государствах ЕС снизились цены на масла и жиры, например, в Германии – на 7,1%, Чешской Республике – на 6,8%, Австрии, Литве, Эстонии – на 2,8-3,6%.
В России за период с начала года более всего увеличились цены на овощи – на 17,8% (в странах ЕС – в среднем на 1,3%).
Цены на мясо и мясопродукты выросли на 6,1% (в странах Европейского союза – на 2,4%), фрукты – на 5,8% (на 3,6%). Сахар, джем, мед, шоколад и конфеты стали дороже на 5,4% (в среднем по странам Европейского союза – на 2,4%), хлебобулочные изделия и крупы – на 4,4% (на 1,6%). Рыба и морепродукты, как в России, так и в среднем по странам ЕС подорожали на 1,9%.
С начала года на 1,4% снизились цены на масла и жиры (в странах Европейского союза – на 1,2%), на 0,6% – на молочные изделия, сыры и яйца (увеличились на 0,6%).
В сентябре с.г. инфляция в РФ оказалась на аналогичном уровне со среднеевропейской и составила 0,6%. В то же время в отдельных европейских государствах уровень потребительских цен за сентябрь по сравнению с августом с.г. снизился (на 0,1-0,7%). Так, на Мальте наблюдалась дефляция в размере 0,7%, во Франции – в размере 0,3%, в Чехии, на Кипре и в Ирландии – в размере 0,1%.
Самой высокой среди стран ЕС инфляция в сентябре 2012г. оказалась в Греции (+2,5%).
Что касается других стран, то по уровню роста потребительских цен в январе-сентябре 2012г. обогнала Россию Белоруссия с показателем 16%. Инфляция в этой стране в сентябре с.г. составила 1,3%.
В сентябре 2012г. среди стран ЕС наибольший прирост потребительских цен на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем наблюдался в Болгарии и Румынии (2,7%), на Мальте (2,2%); за период с начала года – в Румынии (6,1%), Венгрии (5,6%), Болгарии и Словакии (4,5%).
Вместе с тем в Бельгии, Дании, Польше, Португалии, Швеции цены на продукты за месяц снизились на 0,1-0,8%.
В России потребительские цены на продукты питания по сравнению с предыдущим месяцем стали ниже на 0,1% (в среднем по странам ЕС – увеличились на 0,3%), за период с начала текущего года было отмечено увеличение цен на продукты питания на 4,8% (в среднем по странам ЕС – на 1,8%).
По сравнению с предыдущим месяцем в сентябре в ЕС наиболее заметно возросли потребительские цены на овощи, а также на мясо и мясопродукты. Кроме того, увеличились цены на масла и жиры; рыбу и морепродукты; хлебобулочные изделия и крупы; сахар, джем, мед, шоколад и конфеты. В то же время за этот период несколько снизились потребительские цены на фрукты.
Среди стран ЕС овощи значительнее всего подорожали в Румынии (на 10,2%), на Мальте (на 9,0%), в Болгарии, Литве, Венгрии (на 6,4-7,2%); мясо и мясопродукты – в Болгарии (на 4,3%), Словакии, Венгрии, Чешской Республике (на 2,0-2,7%). Потребительские цены на масла и жиры наиболее существенно увеличились в Румынии (на 4,6%), Германии, Словакии, Венгрии (на 1,5-1,8%); на рыбу и морепродукты – на Мальте (на 4,4%), во Франции (на 2,6%), на Кипре (на 2,0%).
Хлебобулочные изделия и крупы за месяц стали заметно дороже в Венгрии, Болгарии, Латвии, Румынии (на 1,1-1,5%); сахар, джем, мед, шоколад и конфеты – в Ирландии (на 1,1%), Финляндии (на 1,0%).
В России в сентябре 2012г. цены на овощи снизились на 12,7% (в странах Европейского союза отмечалось их удорожание на 1,0%). На 1,1% стали дешевле сахар, джем, мед, шоколад и конфеты (в странах ЕС они подорожали в среднем на 0,2%).
После удешевления фруктов в июле-августе, в сентябре они подорожали на 3,6% (в странах ЕС цены на них снизились на 0,4%). Прирост цен на хлебобулочные изделия и крупы составил 1,7% (в среднем по странам Европейского союза – 0,3%), на молочные изделия, сыры и яйца – 1,3% (в среднем по ЕС цены за месяц не изменились), масла и жиры – 1,2% (0,5%).
Мясо и мясопродукты,
а также рыба и морепродукты стали
дороже соответственно на 0,9% и 0,3% (в
ЕС – на 0,6% и 0,4%).
Список литературы
1. Видяпин, В. И. Общая экономическая теория [Текст] / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. – М., 1995. – 324 с.
2. Жуков, Г. Ф. Общая теория денег и кредита [Текст] / Г. Ф. Жуков. – М., 1995. – 290 с.
3. Лившиц, А. Я. Введение в рыночную экономику [Текст] / А. Я. Лившиц, И. Н. Никулина. – М., 1995. – 360 с.
4. Чекурин, М. Н. Курс экономической теории [Текст] / М. Н. Чекурин, Е. А. Киселева. Киров, 1994. – 410 с.
5. Медведев, А. В. Пути финансовой стабилизации. //Деньги и кредит [Текст] /А. В. Медведев. 1996. N 7. – 255 с.
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год. //Деньги и кредит. 1996. N 12.
7. Журнал «Деньги и кредит». 1996. N 2.
8. Журнал «Деньги и кредит». 1995. N 8.
9. Журнал «Вопросы экономики». 1996. N 2.
10. Журнал «Вопросы экономики». 1995. N 6,9.
11. Журнал «Экономист». 1996. N 9.