Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать проблемы становления и укрепления национальной валюты Республики Казахстан - тенге. В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные этапы становления национальной валюты Республики Казахстан;
- провести анализ влияния тенге на финансовую сферу Казахстана;
На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан намерен занимать так называемую «пассивную позицию», которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.
Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. В условиях высокой волатильности мировых валют ситуация на валютном рынке во многом может определяться ситуацией на мировом рынке.
В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева экономики» Национальный Банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков.
Механизм валютного регулирования, как одна из превентивных мер государства против экономических кризисов, возник с момента приобретения республикой суверенитета и не теряет свою актуальность до сих пор.
Валютная политика Казахстана более либеральна: национальные деньги — тенге являются конвертируемой на внутреннем рынке валютой по отношению к иностранным валютам, валютный рынок более емкий с точки зрения его объемов, видов и количества проводимых операций, отсутствуют многие ограничения, имеющие место в сопредельных странах.
Поскольку тенге не является широко используемой валютой внешних расчетов, в настоящее время для Казахстана важной задачей является поддержание внутреннего равновесия национальной валюты.
Система
валютного регулирования в
Поскольку лицензирование является одним из административных барьеров при осуществлении финансовых и торговых операций, в практике валютного регулирования стали применяться иные методы воздействия на валютный рынок. Позитивные изменения в экономике республики позволили говорить о том, что в настоящее время становится более выгодным инвестировать капитал в Казахстан, нежели уводить его за пределы республики. В этих условиях сохранение ограничений на вывоз капитала резидентами могло вызвать дисбаланс потоков капитала в экономике и привести к ряду негативных последствий. Например, при сохранении политики свободного плавающего обменного курса возможное избыточное предложение иностранной валюты будет оказывать давление на обменный курс в сторону его удорожания. Все эти вопросы были проанализированы в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, одобренной постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 11 сентября 2002 года № 369, на основе которой правительством были приняты Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы и на 2005-2007 год.[14]
В законе “О валютном регулировании и валютном контроле отсутствует разделение операций на текущие и операции, связанные с движением капитала. В условиях либерализации валютного режима предусмотрена последовательная отмена ограничений. Законопроект систематизировал действующие режимы валютного регулирования (лицензирование и регистрация), все основные действующие нормы подзаконных нормативных правовых актов по валютному регулированию и валютному контролю. В законопроекте также были отражены основные процедуры нового режима уведомления о валютных операциях, который не будет ограничивать их проведение, являясь источником информации о потоках капитала и операциях с валютными ценностями.
Основным концептуальным положением принятого парламентом Казахстана нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является либерализация валютного режима с 1 января 2007 года. Данный закон, как следует из его текста, которым располагает предусматривает отмену режима лицензирования валютных операций с 1 января 2007 года с заменой ее на систему регистрации и уведомления о произведенных валютных операциях. В целом принятый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан в соответствии с программой либерализации валютного режима в Казахстане, рассчитанной на 2005-2007 годы.[14]
В законе отражены основные процедуры нового режима уведомления о валютных операциях, который не будет ограничивать их проведение, являясь источником информации о потоках капитала и операциях с валютными ценностями. Кроме того, в законе предлагается такой порядок валютного мониторинга, который позволит получать необходимую информацию о проводимых филиалами и представительствами иностранных компаний валютных операциях для правильного отражения их в платежном балансе. Документом также предусмотрена возможность введения президентом республики режима специального разрешения на срок не более шести месяцев в случае угрозы экономической безопасности и стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими инструментами экономической политики. Данная норма соответствует принципам МВФ и, как ожидается, позволит эффективно устранять возможные экономические угрозы, имеющие серьезный дестабилизирующий характер для национальной экономики. Закон создает условия для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки. Как отмечало ранее правительство в пояснительной записке к документу, действующий закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 24 декабря 1996 года не дает комплексного представления о системе валютного регулирования и контроля и не позволяет эффективно осуществлять политику либерализации валютного режима в Казахстане. Согласно пояснению правительства, в отличие от действующего закона структура нового закона более точно соответствует классификации валютных операций, используемой МВФ для оценки системы валютного регулирования. При разработке законопроекта использован опыт РФ, Чехии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Польши. Новый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" парламент Казахстана принял в минувший четверг с внесением в него поправки, отменяющей существующие в Казахстане ограничения на вывоз иностранной наличной валюты. Согласно действующим правилам Национального банка, из Казахстана разрешен вывоз в наличной инвалюте в эквиваленте только до $10 тыс., а также без ограничений наличных сумм в инвалюте, ранее указанных в таможенной декларации при ввозе в республику. Нацбанк, не согласный с предлагаемым новым режимом вывоза валюты за рубеж, надеется, что глава государства наложит вето на закон.
Таким образом, финансовую стабилизацию в Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности.
По
мнению многих экспертов, Казахстан уже
преодолел наиболее болезненный после
достижения финансовой стабилизации пик
структурных экономических преобразований
и добился заметных успехов, реализуя
собственную стратегию и, тактику экономических
реформ.
3.2
Тенге – как средство
Действительно,
в настоящее время ситуация в
мировой экономике остается нестабильной.
Одной из основных причин этого являются
проблемы в макроэкономическом развитии
США и некоторых стран
Казахстан
в целом сумел успешно
С учетом уроков нынешнего кризиса были
приняты и принимаются меры по минимизации
возможного негативного влияния на Казахстан,
в случае реализации рисков в мировой
экономике.
Меры
экономической политики в рамках
компетенции Национального
Национальный банк при разработке и проведении денежно-кредитной политики осуществляет постоянный мониторинг и анализ ситуации во внутренней и внешней экономиках, оценивает возможные риски, которые могут оказать негативное влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане. При этом вне зависимости от существующих и потенциальных рисков, как внутри экономики, так и за ее пределами, основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Вопросы обеспечения стабильности финансового сектора и устойчивости национальной валюты также являются стратегическими задачами для Национального банка. Соответственно, меры в этом направлении принимаются на постоянной основе.
Тенге - единственное законное средство платежа на всей территории страны, принимаемое всеми физическими и юридическими лицами без ограничений для оплаты любых требований и обязательств. Тенге вполне состоялся как полноценная национальная денежная единица. Он исполняет все перечисленные функции денег. В тенге измеряется стоимость различных товаров и услуг, присутствующих на рынке.
Тенге выполняет роль «
Сегодня все расчеты и торговые операции внутри страны осуществляются в основном в национальной валюте, цены товаров и услуг обозначаются, а также все выплаты внутри республики назначаются и выплачиваются также в тенге. При этом основная часть денежного оборота страны, в котором деньги выступают в качестве средства платежа, приходится на безналичный денежный оборот, объем которого растет с каждым годом по мере развития и расширения масштаба экономики. Только за девять месяцев текущего года объем безналичных платежей составил 115,0 трлн. тенге, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,6% - на 14,7 трлн. тенге.
Казахстанская валюта уже доказала свою весомость в регионе. Наряду с российским рублем сегодня тенге является конвертируемой валютой. Однако надо признать, что пока она конвертируема только в пределах СНГ. Согласно данным банков о платежах и переводах, на сегодняшний день взаиморасчеты в тенге ведутся в основном со странами - участницами СНГ, и наибольшая доля приходится на Кыргызстан. Так, за девять месяцев года расчеты в тенге за товары и услуги в процентном соотношении составили 9,3% от общего объема платежей с этой страной, осуществленных через казахстанские банки. В настоящее время устойчиво развивается двустороннее сотрудничество с КНР. В частности, уже подписано Соглашение между НБ РК и Народным банком Китая, согласно которому определен перечень приграничных зон, в пределах которых расчеты могут свободно осуществляться в национальных валютах двух стран.
Сейчас ситуация с обменным курсом тенге стабильна. Его колебания происходят в рамках объявленного коридора. В дальнейшем ситуация может складываться под влиянием тенденций на мировых финансовых и товарных рынках, обстановки в странах - основных торговых партнерах Казахстана. Существуют и другие факторы, которые могут повлиять на стабильность нашей валюты. Например, состояние платежного баланса, уровень международных ЗВР, уровень доверия и ожидания участников рынка.
Если говорить о планах Нацбанка по тенге, то они предусматривают создание условий для повышения гибкости курсообразования национальной валюты. Это позволит адекватно реагировать и «переваривать» сильные внешние шоки. Так, коридор колебаний тенге будет расширен, но при этом его центральное значение останется на уровне 150 тенге за доллар.
Конечно,
нельзя полностью исключить
Необходимо
помнить, что негативные экономические
тенденции в определенной мере стимулируются
соответствующими явлениями: инфляция
- высокими инфляционными ожиданиями,
падение валютного курса - ожиданием
девальвации, экономические кризисы
- их ожиданиями. Позитивных моментов в
нашей экономике и финансовом секторе
достаточно. Необходимо экстраполировать
этот позитив, а не ждать худшего и не создавать
условий для реализации негативных явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
1991 году Казахстан получил
Введение Россией в июле 1993 года собственной валюты привело к фактическому разделению казахстанского и российского рубля и, несмотря на подписание в сентябре 1993 года соглашения с Российской Федерацией об объединении денежных систем России и Казахстана, в республике российские банкноты образца 1993 года не были введены.