Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ банковской системы России и развитых стран.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. привести понятие банковской системы и изучить ее элементы и свойства;
2. рассмотреть формы влияния государства посредствам банковской системы на экономику страны;
3. дать общую характеристику банковской системы России, изучить деятельность центрального банка и коммерческих банков;
4. дать общую характеристику банковских систем развитых стран;
5. провести сравнительный анализ банковской системы России с банковскими системами развитых стран.
Введение
Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.
Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ банковской системы России и развитых стран.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. привести понятие банковской системы и изучить ее элементы и свойства;
2. рассмотреть формы влияния государства посредствам банковской системы на экономику страны;
3.
дать общую характеристику
4.
дать общую характеристику
5.
провести сравнительный анализ
банковской системы России с
банковскими системами
Объектом исследования избрана банковская система России и развитых стран.
Предметом исследования данной курсовой работы является сравнительный анализ банковской системы России и развитых стран.
В основной части курсовой работы дана характеристика банковских систем России, Англии, Германии, Швейцарии, США и Японии, выявлены особенности построения российской банковской системы. В работе показаны основные особенности структур банковской системы развитых стран и проведено сравнение с аналогичными особенностями в России.
Выявлены
основные сходства и различия в банковских
систем этих стран и России. Выявлены
преимущества и недостатки структур рассмотренных
стран.
1.
Банковская система
1.1. Понятие банковской системы. Ее элементы и свойства
Главной финансовой основой развития рыночной экономики страны является банковская система.
Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в конкретной стране. Она включает в себя все банковские и небанковские институты, выполняющие отдельные банковские операции.
Законодательство определяет структуру банковской системы, устанавливает сферу деятельности, подчиненности и ответственности для различных институтов, входящих в систему.
Статья 2 Закона «О банках и банковской деятельности» дает такое определение банковской системы: «Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков».
Банковская система в качестве составной части входит в большую систему — кредитную систему страны. А кредитная система — в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.
Понятие «банковская система» является одним из ключевых в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Следовательно, в современных условиях банки представляют не просто случайный набор, а банковскую систему, т.е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое.
Основными свойствами банковской системы, как и систем в целом, являются:
• иерархичность построения;
• наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают свойство целостности;
• упорядоченность ее элементов, отношений и связей;
• взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства;
• наличие процессов управления.
В
современной научной среде
Под морфологической структурой банковской системы понимается такая форма ее организации, которая включает элементы (Центральный банк, коммерческие банки, банковская инфраструктура) банковской системы.
Функциональная структура банковской системы состоит из функций элементов банковской системы (функций Центрального банка, коммерческих банков, банковской инфраструктуры).
Процессная же структура банковской системы представляет собой банковский процесс, включающий в себя процесс взаимодействия элементов морфологической структуры с учетом функций элементов банковской системы, направленный на удовлетворение потребностей клиентов.
Таким образом, банковскую систему можно определить как включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимальной возможной степенью эффективности.
В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать все те и только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические НКО (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера — вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.).
Сказанное
схематически представлено на рис. 1
Рис. 1. Структура
банковской системы
1.2 Формы влияния государства посредствам банковской системы на экономику страны
Государство разрабатывает нормативно-законодательную базу деятельности банковской системы, осуществляет пруденциальный и инспекционный надзор, является совладельцем ряда банков, т.е. непосредственно участвует в деятельности банковской системы, экономически стимулирует выполнение банками определенных экономических задач, а так же кредитование определенных секторов экономики. Государство оказывает политическое и административное влияние на деятельность отдельных банков, банковских групп и банковской системы в целом, а в исключительных случаях применяет прямое директивное управление.
Приведенные
формы участия государства в регулирование
банковской системы во всех странах одинаковы.
Различается степень применения со стороны
государства конкретных форм регулирования
банковской системы. Регулируя деятельность
банковской системы, государство преследует
определенные цели: оно стремиться усилить
свое влияние на стратегическое планирование
развития банковской системы и оперативно
управлять ею. Мотивация у государства
одна, пути достижения цели — различны.
В одном случае, государство владеет частью
банковского капитала и, непосредственно
участвуя в банковском секторе, позволяет
использовать результаты этого участия
для решения своих экономических и политических
задач. В другом случае, государство вынуждено
брать на себя работу по санации банковского
сектора. Это участие вынужденное, а усилия
государства направлены на предотвращение
возможного банковского кризиса, его перерастания
в глобальные экономические проблемы
всей экономики. Однако практика свидетельствует,
что стремление государственных органов
власти подчинить интересы банковской
системы решению общеэкономических задач,
зачастую имеет негативные последствия
для банковской системы. Отчасти это происходит
из-за того, что задача достижения наибольшей
экономической эффективности в деятельности
банка перестает быть главной и подменяется
выполнением задач, направленных на решение
общеэкономических проблем государства.
При этом государство зачастую навязывает
банкам выполнение чуждых ему функций.
Например, при осуществлении функций валютного
контроля, мало того, что банки обязаны
нанимать дополнительный штат сотрудников,
выплачивать им заработную плату, оборудовать
соответствующие помещения и обеспечивать
за банковский счет всеми необходимыми
сопровождающими программами, но и выполнять
частично задачи присущие специальным
государственным органам. Так, в середине
90-х гг. XX в. банки выполняли контрольные
мероприятия по валютному регулированию,
подменяя в определенной степени государственные
таможенные органы.
Иная ситуация складывается, когда государство
стремится помочь в решении накопившихся
проблем банковского сектора. Например,
в Польше в начале 90-х годов прошлого века,
существовала чрезвычайно большая суммы
задолженность предприятий перед банками.
Для оздоровления банковского сектора
страны требовалась реструктуризация
кредитного портфеля банков. Правительство
Польши осуществило погашение задолженностей
предприятий путем замены долга на акции,
которые могли быть проданы частным субъектам.
Однако даже большие финансовые вливания
в банковский сектор страны с целью его
санации не всегда дают ожидаемый эффект.
Как уже отмечалось, они, необходимы, но
не являются единственным и обязательным
средством поддержания банковской системы
в кризисной ситуации. Финансовые вливания
могут быть эффективными только как одна
из мер четко разработанных мероприятий
по выводу банковской системы из кризиса
и ее дальнейшему развитию. За деятельностью
банков должен постоянно осуществляться
государственный надзор и регулирование.
С этой целью в России были изменены принципы
и методы руководства со стороны Центрального
банка, выдвинуты новые приоритеты для
всей банковской системы страны. Только
в этом случае политика правительства
в области банковского дела смогла принести
ожидаемый результат.
Анализируя результаты государственного участия в банковском секторе нельзя однозначно говорить о его эффективности. Это зависит от ряда внутренних и внешних факторов и конкретного временного периода. Если в стране складывается чрезвычайная ситуация, требующая мобилизации всех финансовых ресурсов: подготовка к войне, ведение военных действий, восстановление экономики страны разрушенной военной или стихийными бедствиями, тогда для мобилизации всех внутренних ресурсов государство должно усилить свое регулирование банковским сектором. По мнению М.А. Котлярова: «Роль государства в развитии банковской системы России не просто велика, но на начальном этапе нашей банковской истории была всеобъемлющей». Однако активное вмешательство в деятельность банковской системы нарушает ее способность к саморегулированию и значительно снижает эффективность деятельности.
Исследуя
причины участия государства
в регулировании и управлении
банковской системой можно выделить
как внешние, так и внутренние
факторы. К внешним факторам следует
отнести экстремальные
В условиях стабильного или ускоренного развития экономики, при положительной конъюнктуре мировых финансовых рынках, участия государства в регулировании банковской системой целесообразно свести к минимуму. Примером позитивного государственного участия в банковском секторе может служить российский ОАО «Банк ВТБ», в котором доля участия Правительства РФ в капитале банка на начало 2008 года составляла 77,5%. Этот банк является вторым банком России по величине активов и участию государства в его уставном капитале.
Анализ степени государственного участия в капитале банков дает качественную оценку состояния банковской системы любой страны и позволяет оценить перспективы ее дальнейшего развития. Последовательное уменьшение доли государственного участия в банковском секторе свидетельствует об ослаблении прямого государственного участия в его управлении, в смене экономических приоритетов государства. Увеличение государственной доли в формировании банковского сектора означает усиление централизованного контроля за реализацией рыночных принципов или воздействия на экономику с учетом объективных факторах, как-то; война, экономические и политические кризисы и т.п. Как свидетельствует практика, подобная ситуация может служить отрицательным сигналом для инвесторов, которые воспримут этот факт, как национализацию банковской системы государством
Информация о работе Сравнительный анализ банковских систем России и развитых стран