Современные инфляционные процессы в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие вопроса о современных инфляционных процессах в экономике России. Данная цель преследует следующие задачи:
-ознакомление с современными инфляционными процессами в экономике России и их последствиями;
-изучение организационно-экономической характеристики Российской Федерации;
-предложение совершенствования основных путей борьбы с инфляцией.

Содержание

Введение 3
1 Современные инфляционные процессы в экономике России и их последствия 5
1.1 Сущность инфляции, виды и формы ее проявления 5
1.2 Последствия инфляционных процессов 8
1.3 Современные инфляционные процессы в экономике России 11
2 Организационно-экономическая характеристика Российской Федерации 13
2.1. Организационная характеристика 13
2.2 Экономическая характеристика 18
3 Совершенствование основных путей борьбы с инфляцией 25
3.1 Первоочередные антиинфляционные методы 25
3.2 Совершенствование основных путей борьбы с инфляцией 27
4 Инфляционные процессы и направления реализации антиинфляционной политики на потребительском рынке Нижегородской области 34
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Современные инфляционные процессы в экономике России.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Значительный рост тарифов практически не приводит к повышению технико-технологического уровня и снижению ресурсных затрат производства. Реконструкцию этих видов производств целесообразно осуществлять за счет кредитования, лизинга и других финансовых механизмов. При этом повысится эффективность использования финансовых средств и ответственность хозяйствующих субъектов.

Основными источниками  роста прибыли продолжают оставаться экспортно-ориентированные производства. В сальдированном финансовом результате промышленности доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых составила 1/3, металлургического производства и производства готовых металлических изделий, а также производства кокса и нефтепродуктов - по 1/5. Из производств, ориентированных на внутренний рынок, следует отметить стабильный вклад производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака - свыше 4%, а также производство прочих неметаллических минеральных продуктов - свыше 5%. В то же время доли производства машин и оборудования, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования составили только по 1,5%.

Для улучшения финансового  положения многих отечественных  обрабатывающих производств, выпускающих  продукцию в основном для внутреннего  рынка, необходимо провести модернизацию их технической базы, внедрение ресурсо- и трудосберегающих технологий в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции,

 

3 Совершенствование основных  путей борьбы с инфляцией

 

3.1 Первоочередные антиинфляционные  методы

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию [20]. К первоочередным мерам относятся следующие:

-обеспечение страны  в достатке продовольствием. Это  первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов: установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию;

-воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств;

-налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе;

-взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно  поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным  платежом в бюджет налог на  прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли;

-на время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота;

-для стабилизации потребительского рынка целесообразно: создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора [20].

В течение кризисного периода следует также проводить  рациональною государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

 

3.2 Совершенствование основных  путей борьбы с инфляцией

Чтобы справиться с инфляцией, государству  приходится действовать с полным напряжением сил. Далеко не все принимаемые  им при этом меры можно, с полным основанием отнести к разряду  антиинфляционных. Например, различные формы компенсации касаются не причин и механизмов инфляции, а лишь ее последствий. От инфляции они, понятно, не спасают и в самом лучшем случае могут лишь не усиливать инфляционный процесс. Столь же неправомерно причислять к антиинфляционному регулированию тотальный административный контроль над ценами.

Подлинно антиинфляционные меры должны иметь отношение либо к устойчивому  неравновесию рынков (и предложению, и спросу), либо к самим механизмам инфляции. Поскольку современная  экономика инфляционна в силу своих конструктивных особенностей, те, кто планирует антиинфляционную политику, вправе рассчитывать лишь на то, чтобы установит над инфляцией надежный контроль, удержать умеренной темп роста цен. Именно эта задача, а не искоренение инфляции реально разрешимо. Как раз ради нее разработан и многократно проверен на практике целый комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования.

Такой подход к целеполаганию вполне применим и к нашему народному  хозяйству. С одной стороны, пора отрешиться от иллюзий, оставить бесплодные поиски чудодейственных лекарств, позволяющих покончить с инфляцией. Их просто нет. Даже в самых экономически развитых государствах мира пока научились лишь контролировать инфляцию, эффективно парировать ее наиболее чувствительные удары, и в обозримом будущем сколько-нибудь серьезных изменений в этой ситуации не предвидится. С другой стороны, нет оснований для паники. Несмотря на всю специфику инфляционного процесса, происходящего в нашей экономике, он отнюдь не уникален. На проблемы в принципе есть удовлетворительные решения, дело лишь за тем, чтобы умело воспользоваться уже имеющимся арсеналом средств борьбы с инфляцией.

Арсенал этот с определенной условность можно разделить на две части. Известна антиинфляционная стратегия, объединяющая цели и методы долговременного характера. Существует антиинфляционная тактика, от которой можно ждать результатов в пределах сравнительно большого периода времени.

Одна из важнейших задач антиифляционной  стратегии состоит в гашении  инфляционных ожиданий, прежде всего адаптивных ценовых. Как переломить психологию субъектов экономической системы, избавить их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетение текущего спроса, обусловленное непрерывным подоражанием товаров и услуг?

Для этого надо остановить инфляцию. Проблемы ожиданий желательно решить побыстрее - еще до того, как инфляция поставлена под контроль. Судя по практике антиифляционного регулирования, сделать  это можно. Она показывает, что  инфляционные ожидания всего скорее преодолевались там, где выполнялись по крайней мере два условия.

Первое из них - всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Только они  способны вызвать естественное, сопровождающееся увеличением количества и повышением качества товаров снижение цен или хотя бы замедление их роста. Пока потребитель не убедится в том, что колебания цен приобрели рыночные очертания, он сохранит губительную для экономики приверженность к инфляционному увеличению текущего спроса.

Другое условие - существование  правительства, непоколебимо придерживающегося курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользующегося доверием большинства граждан. Заслужить это доверие, правда, можно только тогда, когда правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом население и неуклонно добивается решения этих задач.

Другим неотъемлемым компонентом  антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика. Ее отличительная особенность – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель определяется долгосрочным темпом роста реального производства и таким уровнем инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать.

Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, лимит на прирост денежной массы  надо удерживать в течение продолжительного времени и, самое важное, вне зависимости  от состояния бюджета, интенсивности  инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Иными словами, в инфляционной экономике денежная политика должна играть совершенно особую, главенствующую роль. Предел денежной экспансии надо превратить в потолок, ограничивающий любую деятельность государства, связанную с изменениями денежной массы. «В инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить денежный лимит» - только руководствуясь  этим императивом, государство имеет шансы остановить инфляции. Очевидно, что осуществление антиинфляционной денежной стратегии по силам лишь современной банковской системе, возглавляемой независимым от исполнительной власти центральным банком. Если государство не уверено в своей способности довести до конца антиинфляционную денежную стратегию, то лучше это дело не  затевать вовсе.

Исходным пунктом разработки антиинфляционной программы является совершенствование  теории инфляции как многофакторного  социально-экономического процесса, корни  которого лежат в воспроизводстве. Поэтому должна быть разработана  долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие глубинные причины инфляции. В их числе:

-оздоровление экономики  (устранение структурных перекосов,  гипертрофии отраслей группы  «А» и военно-промышленного комплекса,  ликвидация убыточности предприятий );

-развитие агропромышленного  комплекса; наведение порядка  в капиталовложениях с использованием, в частности, мирового опыта  проектного финансирования (основанного  на минимальном участии бюджетных  средств и максимальной доле  негосударственного сектора);

-нормализация торговли, так как самовольное накручивание цен, продажа товаров по спекулятивным ценам в ближнее зарубежье, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

-активное вовлечение в рыночный  оборот нетрадиционных  товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.);

-конверсия военного производства;

-развитие рынка услуг.

Одними товарами обеспечить разбухшую  денежную массу невозможно. Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные специальные  меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу, в одночасье, невозможно, для этого потребуется не один десяток лет. Западный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

-дефляционная политика, то есть  ограничение роста денежной массы,  кредитов, зарплаты, платежеспособности  спроса. Но она применима в  условиях экономического роста  с целью сдерживания перегрева  экономики (чего в России нет). Поэтому дефляционные меры в нашей стране вызывают справедливую негативную реакцию предпринимателей, банкиров, трудящихся;

-при стагфляции, то есть при  сочетании инфляции со спадом  производства (пример России), на  Западе применяется политика  доходов - согласование и увязка  темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

Для России второй вариант представляет собой более приемлемый и надежный путь постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

Каковы должны быть первоочередные меры, направленные на сдерживание инфляции?

Во-первых, необходимо ежегодное установление государством верхнего лимита роста  номинальной зарплаты и цен. Одновременно для стимулирования развития эффективного производства должны использоваться экономические  стимулы - кредитные, налоговые, валютные, то есть должна проводится гибкая дифференцированная политика. В отличие от Запада, где жизненный уровень выше, чем в России, политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыль предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен. Мировая практика свидетельствует о том, что стабилизационные программы, к сожалению, всегда осуществляются за счет трудящихся. Поэтому компенсировать потери необходимо. Важный метод торможения инфляции – регулирование рентабельности. В этом аспекте заслуживает поддержки межотраслевое соглашение директоров машиностроительной промышленности о сдерживании предельного уровня рентабельности и роста доходов.

Информация о работе Современные инфляционные процессы в экономике России