Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа
Целью данной работы является попытка разобраться в действующей системе управления государственным долгом, выделить её основные противоречия и пути её реформирования.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и причин государственного долга, раскрытие системы управления государственного долга и выявление стратегических концепций выхода из долгового кризиса. Объектом исследования в работе выступает система государственного долга. А предметом в этой работе является взаимосвязь государственного долга с функционированием экономики в целом.
Введение. 3
1. Государственный долг, его общая характеристика.
1.1. Сущность и причины государственного долга. 5
1.2. Формы и виды государственного долга. 6
1.3. Система управления государственным долгом. 7
2. Современное состояние государственного долга.
2.1. Государственный внешний долг. 11
2.2. Государственный внутренний долг. 15
2.3. Является ли РФ страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности? 18
3. Основные пути выхода экономики страны из долгового кризиса.
3.1. Проблемы государственного долга. 22
3.2. Стратегические концепции выхода из долгового кризиса. 27
Заключение. 30
Список использованной литературы. 32
В 2000г. погашение внешнего долга составило 658,3 млрд. руб. Из них погашение основной суммы долга по целевым и финансовым кредитам международной финансовой организациям – 90,4 млрд. руб., в том числе МВФ – 2,9 млрд. долл., МБРФ – 0,3 млрд. долл., ЕБРФ – 0,05 млрд. долл., погашение основной суммы долга по связанным и несвязанным кредитам правительств иностранных государств – 54,1 млрд. руб., погашение основной суммы долга по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм – 513,8 млрд. руб., в том числе 504,6 млрд. руб. – обмен задолженности бывшего СССР перед Лондонским клубом в еврооблигации.
В 2001г. также наблюдался профицит бюджета. При этом источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили 232 млрд. руб.
Нефинансовые кредиты от правительств иностранных государств в 2001г. были получены на сумму 3,2 млрд. руб., от международных финансовых организаций – 8,3 млрд. руб. Внешние заимствования в форме финансовых кредитов составили 7,5 млрд. руб. Остатки средств федерального бюджета на счетах в иностранной валюте возросли на 33,1 млрд. руб.
Девальвация национальной валюты во второй половине 1998г. привела к переоценке стоимости государственного долга. Поскольку курс рубля резко снизился, то внешний долг страны в рублевом выражении пропорционально увеличился и произошел скачкообразный рост долга в процентах к ВВП. При этом внутренний долг в реальном выражении сократился из-за обесценивания рубля (сеньораж).
Однако практикуется списание внешнего долга в отношении стран, имеющих критические показатели задолженности. По этой причине кредиторы могут отказать Росси в списании дола. Вместе с тем Польше и Египту были списаны долги на 50%, хотя они относятся к группе стран со средним уровнем доходов.
Правительство РФ обратилось к Парижскому клубу с просьбой о реструктуризации обязательств бывшего СССР. Имея в виду согласовать такие объемы платежей и график погашения, которые отвечали бы возможностям Правительства обслуживать внешний долг. Внешэкономбанк также обратился в Лондонский клуб кредиторов с просьбой о реструктуризации займов. Правительство РФ подтвердило свою готовность осуществлять в полном объеме все платежи в погашение основного долга и проценты по займам, в том числе платежи по еврооблигационным займам.
В феврале 2000г. была достигнута договоренность с Лондонским клубом о списании 36,5% союзного долга и переоформлении оставшейся части долга в еврооблигации со сроком погашения в течение 30 лет и процентными ставками от 2,25 до 7,5% годовых. Погашение начнется с 2030г. В июне 2002г. аналогичное соглашение достигнуто с МБЭС и МИБ о списании 37,5% союзного долга.
Согласно «нулевому варианту» РФ должна получить долги развивающихся стран бывшему СССР. Основными должниками являются Куба (20% всех кредитов), Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак. Афганистан, Эфиопия, Алжир, Ангола. До вступления в Парижский клуб Запад не признавал эти долги третьих стран России, так как считал их причиной поставки военной техники прокоммунистическим режимам. В 1996г. сессия МВФ и Всемирного банка решила снизить долги наиболее бедных государств на 80%.Россия поддержала это решение. В ответ Запад признал долги третьих стран России в сумме 140 млрд. долл. Но многие бедные страны и этих сумм не вернули. Поэтому Россия им предлагает конверсию долга в собственность на территории их стран. Использование иностранной рабочей силы, погашение долга экспортными поставками и т.п.
Увеличился размер внешнего долга государств-участников СНГ перед Россией. На 1 января 2002г. верхний предел государственного внешнего долга этих государств утвержден в размере 3,2 млрд. долл., на 1 января 2003г. – 4,7 млрд. долл. верхний предел государственного внешнего долга перед Россией (кроме государств-участников СНГ) на 1 января 2001г. составлял 86,6 млрд. долл. и на 1 января 2003г. – 76,7 млрд. долл.
2.2. Государственный внутренний долг.
Внутренний долг – долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, номинальные суммы долга по ценным государственным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней.
Размер и структура государственного внутреннего долга даны в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований. Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга.
Государственный долг по целевым обязательствам представляет собой задолженность государства перед вкладчиками Сбербанка России, потерявшими свои вклады после либерализации цен в 1992г.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ,ОГСЗ и др.);
нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя МФ РФ, задолженность перед Банком России и др.).
Динамика долговых и целевых обязательств РФ представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика размеров верхнего предела государственного внутреннего долга РФ на 1 января 1998-2002гг., млрд. руб. [7].
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Обязательства России: | 630 | 755,9 | 648,3 | 593,2 | 575,7 |
долговые | |||||
целевые | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Из таблицы видно, что резко увеличился верхний предел государственного внутреннего долга, что было связано с финансовым кризисом. В 1999-2001гг. его величина существенно снизилась.
Государственные внутренние заимствования осуществляются на финансовых рынках – рынке ссудных капиталов и рынке ценных бумаг. Впервые размещение ГКО производилось в 1993г. и до финансового кризиса в августе 1998г. ГКО явились основным инструментом государственных заимствований (они давали 4/5 всех поступлений от реализации ценных бумаг государства). Однако все большая часть средств от продажи ГКО направлялась на погашение предыдущих выпусков: в 1993г. на это было использовано 15% выручки, в 1994г. – 55%, в 1997г. – 79%, в 1998 планировалось направлять 88%.
Несмотря на стабилизацию политической ситуации после президентских выборов, официальный допуск нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг в августе 1996г., переход от реализации 3-6- месячных облигаций к 6-12- месячным привели к тому, что бюджетная эффективность в 1998г. была отрицательной. Наконец внутренний долг ГКО-ОФЗ к середине 1998г. составил 425 млрд. руб. или 15,8% ВВП. В июле 1998г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. В августе 1998г. перестали погашать ранее выпущенные ГКО-ОФЗ. Распоряжение правительства РФ от 12 декабря 1998г. №1787 «О новации по государственным ценным бумагам» предусматривало условия реструктуризации задолженности государства по ГКО.
Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты.
Во-первых, на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа «С»).
Во-вторых, начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов, а также выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего: заимствования за рубежом в худшем случае обходятся 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.
В дальнейшем происходило снижение внутреннего долга РФ (см. таблицу 3).
Динамика государственного внутреннего долга [7].
Показатели | 01.01.1999 | 01.10.1999 | 01.01.2000 | 01.10.2000 | ||||
млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | |
Государственный внутренний долг, всего | 750,6 | 100 | 490,8 | 100 | 583,6 | 100 | 561,3 | 100 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
ГКО-ОФЗ (с учетом новаций) | 462,7 | 61,6 | 429 | 87,4 | 522,1 | 89,5 | 517,5 | 92,2 |
ОГНЗ | 2,6 | 0,3 | 11,6 | 2,4 | 2,7 | 0,5 | 3,4 | 0,6 |
ОГСЗ | 14,6 | 1,9 | 8,9 | 1,8 | 4,9 | 0,8 | 2 | 0,4 |
Так, на 1 января 2000г. верхний предел государственного внутреннего долга составил 583,6 млрд. руб. (90% от верхнего предела, установленного законом «О федеральном бюджете на 1999г.» в сумме 648,3 млрд. руб.) .Государственный внутренний долг по государственным ценным бумагам составил 563,5 млрд. руб., из них ГКО-ОФЗ с учетом новаций 522,1 млрд.руб., ОГСЗ – 4,9 млрд. руб., ОГНЗ – 2,7 млрд. руб., задолженность организаций АПК и предприятий отраслей промышленности, переоформленная в векселя МФ РФ – 28,1 млрд. руб. Таким образом, за 1999г. госдолг сократился на 24%.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2002г. составил 610,7 млрд. руб. В соответствии со ст. 107 закона «О федеральном бюджете на 2002г.» верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2003г. по долговым обязательствам страны установлен на уровне 652,1 млрд. руб.
По оперативным данным МФ РФ на 1 ноября 2001г., государственный внутренний долг РФ составлял 561,7 млрд. руб. и увеличился за 9 месяцев 2001г. на 4,3млрд. руб. (0,8%) в основном за счет выпуска государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом.
В настоящее время рынок ГКО восстановлен. В 2001г. активизировался выпуск ГКО со сроком погашения от 6 до 12 месяцев. Впервые за послекризисный период были размещены долгосрочные ОФЗ. На протяжении всего года происходило плавное уменьшение доходности государственных облигаций. По итогам 2001г. она снизилась на 7,6 процентных пункта, а средний оборот рынка составил 550 млрд. руб. в день. Таким образом, рынок государственных облигаций можно рассматривать как индикатор стоимости безрисковых заимствований. В начале марта 2002г. объем ГКО-ОФЗ в обращении составил 155,1 млрд. руб. (по номиналу) или 153,4 млрд. руб. (по деньгам).
Для управления внутренним долгом важно поддерживать высокотехнологическую систему торгов ГКО-ОФЗ, что позволит в режиме реального времени получать информацию об объеме долга и платежах по каждому выпуску. В концепции единой системы управления долгом отмечено, что активные операции на рынке ГКО-ОФЗ будут способствовать улучшению структуры долга и снижению стоимости его обслуживания. Однако игра государства на долговом рынке должна носить ограниченный характер, поскольку в противном случае можно подорвать доверие участников рынка.
2.3. Является ли РФ страной с экстремально высоким уровнем внешней задолженности?
Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям (таблица 4).
Таблица 4.
Соотношение внутреннего и внешнего долгов России по данным об исполнении федерального бюджета, млрд. руб.
(по данным Главного управления Федерального казначейства РФ) [7].
Показатели | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Расходы федерального бюджета | 275,2 | 353,6 | 529,8 | 499,9 | 666,9 | 1029,2 | 1376,2 | 1947,4 |
|
Расходы по обслуживанию государственного долга | 27,9 | 45,2 | 78,3 | 124,1 | 162,9 | 257,9 | 232.5 | 285 |
|
В том числе: | 12,4 | 24,1 | 36,9 | 81,6 | 73,9 |
| 46,4 | 57,9 |
|
погашение и обслуживание внутреннего долга | |||||||||
обслуживание внешнего долга | 15,5 | 21,1 | 41,4 | 42,5 | 89 |
| 186,1 | 227,1 |
|
Дефицит (-), профицит (+) | 43,1 | 71,8 | -186,3 | -132,4 | -51,4 | 102,9 | 216,1 | 178,3 |
|
В том числе по источникам финансирования: | 19,6 | 37,9 | 140 | Н.с. | 16,9 | 2,9 | Н.с. | Н.с. |
|
внутренним | |||||||||
внешним | 23,5 | 33,9 | 49.2 | Н.с. | 34,5 | 100 | Н.с. | Н.с. |
|
Государственный внутренний долг (на 1 января) | 88,4 | 196,7 | 372,6 | 499,6 | 755,9 | 648,3 | 593,2 | 575,7 | 652,1 |
Государственный внешний долг (на 1 января) | 119,9 | 120,4 | 127,4 | 136,2 | 140,8 | Н.с. | Н.с. | 148,2 | 130,2 |
Информация о работе Современное состояние государственного долга