Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – теоретически изучить структуру банковской системы и получить представление о функционировании белорусской банковской системы, проанализировать перспективы дальнейшего развития системы и пути ее совершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
рассмотреть понятие и сущность банковской системы
проанализировать историю развития банковской системы Республики Беларусь
определить проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь
Введение…………………………………………………………………….4
1 Общая характеристика банковской системы..………………………….5
2 История развития банковской системы Республики Беларусь……....12
3 Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы Республики Беларусь………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………31
Нарастание внешнеторгового дефицита, наблюдающееся с 2006 года, достигло уровня, создающего значительные риски для финансирования несбалансированности внешней торговли и, как следствие, для обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля [15].
Сам Национальный банк признает наличие высоких рисков девальвации белорусского рубля. В 2009 году дефицит счета текущих операций был профинансирован за счет притока капитала и финансовых ресурсов в объеме 8,3 млрд. долларов, что в 1,9 раза больше, чем в 2008 году. При этом исключительное финансирование составило 51,9% чистого притока капитала, или 4,3 млрд. долларов. Эти деньги были вброшены для обеспечения покрытия разрыва финансирования, сложившегося в результате ухудшения платежного баланса и сокращения международных резервных активов.
Безудержное заимствование привело к увеличению совокупного внешнего долга на 45,4% — до 22 млрд. долларов (45% ВВП). Долг органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования составил 39,9% общего объема задолженности [16].
В документе признается, что в финансовом секторе Беларуси в 2009 году не произошло существенных институциональных изменений. Его совокупные активы составили 55,75% ВВП (в 2008 году — 41,41%), из них 96,8% пришлось на долю банков.
Правительство не сумело заблокировать негативное влияние кризиса на финансовую систему. В 2009 году проблемные активы прирастали гораздо быстрее активов, подверженных кредитному риску. «Объем проблемной задолженности банков в 2009 году увеличился в 3,5 раза, или на 2,14 трлн. белорусских рублей, что более чем в 9,5 раза превысило ее прирост в 2008 году». После изменения методики расчета реального объема проблемных активов этот показатель сразу увеличился на 1,54 трлн. белорусских рублей.
К началу 2010 года объем проблемных активов банковского сектора достиг 3,01 трлн. белорусских рублей [16].
По сути, Нацбанк признает ошибочность государственной политики в банковской сфере. В 2010 году для обеспечения финансовой стабильности в Беларусь должно было поступить около 10 млрд. долларов. Даже в более благополучном 2009 году правительство и Нацбанк не сумели обеспечить такой объем внешних валютных поступлений.
Таким образом, мы с большой долей вероятности станем свидетелями как минимум одного из следующих сценариев: истощения золотовалютных резервов, девальвации белорусского рубля, стремительного роста цен и тарифов, оттока денег из банков. Вариант, когда все эти события произойдут параллельно, тоже исключить нельзя.
Таблица 3.3 – Основные показатели международных операций Республики Беларусь, 2007-2009 гг., млн. дол.
показатель |
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
Сальдо внеш. торговли товарами и услугами |
-2811,6 |
-4667,5 |
-5548,3 | ||||||
в процентах к ВВП |
-6,2 |
-7,7 |
-11,3 | ||||||
Сальдо счета текущих операций |
-3032,2 |
-5262,4 |
-6401,9 | ||||||
в процентах к ВВП |
-6,7 |
-8,7 |
-13,1 | ||||||
Чистое иностранное заимствование |
2463,0 |
5151,7 |
5717,4 | ||||||
Окончание таблицы 3.3 |
|||||||||
показатель |
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
в процентах к ВВП |
5,4 |
8,5 |
11,7 | ||||||
в т. ч. чистый приток прямых инвестиций |
1770,0 |
2149,2 |
1833,1 | ||||||
в процентах к ВВП |
3,9 |
3,5 |
3,7 | ||||||
Сальдо платежного баланса |
2778,1 |
-1002,8 |
2442,9 | ||||||
в процентах к ВВП |
6,1 |
-1,6 |
5,0 | ||||||
Внешний долг (на конец года) |
12496,5 |
15154,1 |
22029,9 | ||||||
в процентах к ВВП |
27,6 |
24,9 |
45,0 | ||||||
в том числе краткосрочный внешний долг |
7867 |
8275,6 |
9895,6 | ||||||
в процентах к ВВП |
17,4 |
13,6 |
20,2 | ||||||
Макроэкономические пропорции | |||||||||
Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, % |
61,0 |
60,8 |
50,7 | ||||||
Отношение импорта товаров и услуг к ВВП, % |
67,2 |
68,5 |
62,0 | ||||||
Международные
резервные активы |
9,2 |
5,0 |
11,5 | ||||||
в месяцах импорта товаров и услуг |
1,6 |
0,9 |
2,2 |
Примечание – Источник [16]
Говоря о направлениях совершенствования банковской системы, необходимо отметить, что в Республике Беларусь создан первый фонд банковского управления (далее – ФБУ). Им стал ФБУ «Капитал» доверительного управляющего фондом ОАО «Белинвестбанк». Соответствующая запись о регистрации его инвестиционной декларации и правил внесена Национальным банком Республики Беларусь 24 сентября 2010 г. в реестр фондов банковского управления на основании постановления Правления главного банковского учреждения страны от 23 сентября 2010 г. № 397 [8].
Такие фонды являются формой доверительного управления, позволяющие банку (доверительному управляющему ФБУ) объединять денежные средства и (или) ценные бумаги физических и юридических лиц (вверителей) на праве долевой собственности и последующем их использованием для приобретения финансовых активов, указанных в инвестиционной декларации и правилах фондов. Например, для размещения во вклад (депозит), предоставления межбанковских кредитов, проведения операций с ценными бумагами, производными ценными бумагами, валютными ценностями и драгоценными металлами с целью наиболее эффективного их использования.
Поскольку ФБУ является новым инструментом привлечения средств физических и юридических лиц, для более детального изучения его позитивных и негативных сторон Указом № 131 предусмотрено проведение эксперимента на базе двух банков – ОАО «Белинвестбанк» и «Приорбанк» ОАО. После анализа результатов эксперимента будет рассмотрена целесообразность распространения данной практики на все отечественные банки.
Следует отметить, что необходимость развития ФБУ в Беларуси обусловлена формированием новых эффективных механизмов, позволяющих банкам расширить свои возможности по привлечению и размещению денежных средств, а физическим и юридическим лицам получить альтернативу традиционным инструментам финансового рынка [8].
Уделяя большое внимание качеству обслуживания клиентов, банки постоянно проводят мероприятия по совершенствованию форм и методов обслуживания. Для достижения максимального удобства населения, банки изменяют графики работы своих подразделений, организовывая обслуживание физических лиц в продленном режиме, в выходные и праздничные дни. Для регулирования потока клиентов и избежания очередей во многих банках внедряется система «Электронная очередь», которая позволяет контролировать поток посетителей, регулировать нагрузку работников банка и вести статистический учет приема каждого посетителя, тем самым улучшая качество обслуживания клиентов.
Во многих банках созданы и действуют Call–центры, специализирующиеся на обслуживании клиентов по телефону. По информации банков, центры укомплектованы подготовленными высококвалифицированными операторами банка, которые предоставляют клиенту необходимую информацию по различным вопросам банковского обслуживания: справочную информацию, консультации по оформлению всех видов кредитов для физических лиц, информацию по депозитам, по порядку открытия счетов, переводам, а также о перечне совершаемых банком операций.
Качественно изменяется технология обслуживания физических лиц, появляются новые банковские услуги [8].
Так, в ОАО «АСБ Беларусбанк» расширена централизованная информационно–справочная деятельность банка с использованием корпоративного веб–сайта, посредством которого размещаются ответы на поступившие по электронной почте вопросы граждан. Для удобства населения на веб–сайте банка размещены калькуляторы, которые позволяют рассчитать сумму дохода по конкретному депозиту, а также сумму кредита в зависимости от уровня среднемесячного дохода. Такие возможности предоставляются пользователям и на веб–сайтах других банков.
Банками осуществляется комплекс мероприятий по улучшению качества информационного обеспечения клиентов. Реклама розничных банковских продуктов размещается в республиканских и региональных печатных изданиях, на Интернет–порталах, транслируется на радиостанциях и телевизионных каналах. Многочисленными тиражами издаются и распространяются рекламно–информационные буклеты, брошюры и листовки, электронные CD–презентации по розничному бизнесу.
Повысилась активность
использования современных
Банками систематически
изучается потребность
Что касается глобальных масштабов развития, так председатель правления Нацбанка Петр Прокопович считает, что надо открыть страну для инвестиций, иностранных и внутренних. По словам Прокоповича, Беларуси, для того чтобы войти в число наиболее развитых стран, необходимо увеличить ВВП минимум в 3 раза. Для ускорения этого процесса и необходим достаточный объем иностранных инвестиций.
Кроме того, по мнению руководителя Нацбанка, в стране нужно создать новые отрасли, новые направления в экономике, быстрыми темпами провести модернизацию предприятий. Создание новых направлений в экономике необходимо осуществить в течение ближайших 3-4 лет. И это должны быть такие направления, которые не потребуют значительных материальных ресурсов, а в основном будут строиться на человеческом потенциале (био-, нанотехнологии и другие). Вместе с тем Петр Прокопович подчеркнул, что страна должна найти возможность развить экспортный потенциал и в тех направлениях, где имеет собственную сырьевую базу [17].
Петр Прокопович считает возможным в 2014 году выйти на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Реализации этой цели также послужит более активное привлечение инвестиций.
Руководитель Нацбанка подчеркивает, что необходимо раскрыть страну и с точки зрения законодательной базы. До конца года должны быть приняты нормативные акты, чтобы в 2010 году Беларусь смогла войти в тридцатку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом”. Он считает, что есть все возможности, чтобы в течение ближайших десяти лет Беларусь вышла на среднеевропейский уровень жизни населения. По заработной плате это - не менее $2000 в эквиваленте. Сделать это необходимо за счет обеспечения ежегодного экономического роста на 10-12%, повышения эффективности труда, выхода на положительное сальдо внешней торговли.
Кроме того, по словам главы Нацбанка, в Беларуси совершенствуется система финансового надзора за деятельностью банков [17].
В ближайшее время одной из главных задач остается укрепление финансовой стабильности как важнейшего фактора обеспечения устойчивых темпов социально-экономического развития страны.
Национальный банк планирует проводить процентную политику, способствующую формированию сбережений в национальной валюте, стимулирующую рост ресурсного потенциала банков и улучшающую сбалансированность валютного рынка [8].
Для достижения параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики на нынешний год, предстоит уделить основное внимание таким направлениям работы, как увеличение ресурсной базы, уставного фонда и нормативного капитала банков, привлечение в банковские депозиты средств населения, прежде всего в белорусских рублях, кредитная поддержка реального сектора экономики, содействие привлечению иностранных инвестиций, соблюдение нормативов безопасного функционирования банковской системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская система – совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь
Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Она является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.