Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности банковской системы Республики Беларусь и перспективы дальнейшего ее развития.
Задачи работы:
рассмотреть понятие и признаки банковской системы;
изучить структуру банковской системы;
рассмотреть особенности банковской системы Республики Беларусь;
показать перспективы развития банковской системы Беларуси.
Введение……...……………………………………………………………….
3
Глава 1. Современная банковская система: понятие, сущность и структура……………………………………………………………………..
4
Глава 2. История развития банковского дела в Республике Беларусь………………………………………………………………………
10
Глава 3. Состояние современных банковских учреждений в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
18
3.1. Банковская система Республики Беларусь на современном этапе……………………………………………………………………………
18
3.2. Основные направления развития банковской системы в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
21
Заключение……………………………………………………………………
28
Список источников и литературы….……………………………..................
30
Государство намерено осуществлять последовательную, взвешенную политику в развитии банковского сектора, основанную на комплексном подходе к решению имеющихся в секторе проблем. Участие государства в деятельности банков предусматривает проведение мер, направленных на гармонизацию интересов банковского сектора и других секторов экономики на базе обеспечения взаимной коммерческой выгоды и системной стабильности.
Государством будет совершенствоваться мониторинг текущего состояния и динамики развития банков для реализации мер по закреплению позитивных тенденций и нейтрализации негативных факторов, а также контроль за издержками банков, направленный на недопущение возникновения необоснованных потерь.
При принятии государством решений, содержащих определение потребностей или заданий по финансированию банками Правительства, отраслей экономики и отдельных проектов, а также при выдаче соответствующих гарантий будут учитываться установленные нормативы безопасного функционирования соответствующих банков.
Усовершенствуется практика привлечения внешних государственных займов через банки-агенты по обслуживанию внешних государственных займов исходя из необходимости обеспечения банками принципов безопасного и ликвидного функционирования, безусловного соблюдения установленных нормативов и иных требований.
Предоставление и исполнение обязательств государством перед банками, в том числе по гарантиям, выданным в качестве обеспечения предоставления банками кредитов, будут осуществляться в соответствии с законодательством.
Государство намерено устранять препятствия устойчивому развитию банков и содействовать повышению эффективности их управления. Для обеспечения этого должны использоваться новые формы организации корпоративного управления, в том числе основанные на привлечении для работы в органах управления банков высокопрофессиональных менеджеров с безупречной деловой репутацией.
Государство будет принимать меры по повышению потенциала и устойчивости функционирования банков, в капитале которых сохранит за собой преобладающую долю участия.
Совершенствование параметров структуры банковского сектора станет осуществляться на основе благоприятных условий и стимулов по:
- приросту капитала банков за счет национальных и иностранных инвесторов (прежде всего из частного сектора), капитализации прибыли банков;
- слиянию малых и средних банков, присоединению проблемных банков к устойчивым и проведению иных форм такого рода реорганизации с использованием принципов добровольности;
- расширению в регионах страны предложения банковских услуг и созданию обособленных подразделений банков.[30]
Привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор предполагается осуществлять в форме создания дочерних банков иностранных банков или участия в капитале.
Основная задача совершенствования банковского законодательства – повышение качества регулирования банковского сектора, основанное на использовании подходов, получивших международное признание.
Предусматривается комплексная инвентаризация и систематизация нормативных правовых актов Национального банка в целях исключения их взаимных противоречий, признания утратившими силу устаревших, фактически неприменяемых актов, устранения множественности актов по одному и тому же вопросу.
Формирование среды добросовестной конкуренции в деятельности банков служит основой поддержания единства банковского сектора и его функционального пространства. Создание равных условий деятельности банков независимо от формы собственности, участия иностранных инвесторов или государства в капитале банков определит возможности интеграции банковского сектора в мировую банковскую систему, обеспечение притока извне новых банковских продуктов и средств для финансирования национальной экономики.
Движение к равенству условий, определяющих деятельность банков, будет содействовать снижению стоимости банковских услуг, росту их предложения и повышению качества.
Для развития конкурентной среды в деятельности банковского сектора государство намерено проводить:
- осуществление единых подходов в регулировании создания и функционирования банков, в том числе в отношении процентной и тарифной политики банков, исключающих также дифференциацию в предоставлении банкам льгот и преференций (гарантирование сохранности вкладов, расчет нормативов безопасного функционирования, налогообложение и другие);
- пресечение возможностей использования доминирующего положения на рынке банковских услуг для ухудшения условий обслуживания клиентов и других проявлений монополизации;
- обеспечение равнодоступности к услугам банков различных категорий клиентов и свободы их выбора;
- совершенствование транспарентности деятельности банков и возможностей ознакомления клиентов и партнеров банков с достоверной информацией об этой деятельности, основанной, в том числе на результатах аудиторских заключений.[31]
Важную роль в проведении денежно-кредитной политики и развитии банковского сектора играет международное сотрудничество в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, ЕврАзЭС, ЕЭП и других интеграционных образований.
Поэтапная реализация указанного межгосударственного соглашения намечена в процессе выполнения Республикой Беларусь и Российской Федерацией актуализированного Плана совместных действий Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь по введению единой денежной единицы Союзного государства.
Взаимодействие банковской системы страны, и главным образом Национального банка, с международными финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ, планируется осуществлять посредством привлечения технической помощи по актуальным направлениям деятельности банковской системы, включая дальнейшее ее укрепление с учетом рекомендаций экспертов МВФ по Программе оценки финансового сектора; совершенствования денежно-кредитной политики, банковского надзора, системы сбора, составления и распространения статистической информации; перехода на международные стандарты финансовой отчетности; проведения мероприятий по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных незаконным путем. Одновременно продолжится работа по обеспечению согласованных оценок МВФ и белорусской стороны экономической ситуации в стране и прогнозов на перспективу.
Предполагается сохранение определяющей роли в расширении ресурсного потенциала банковского сектора внутренних источников роста (средства организаций, населения, республиканского и местных бюджетов) при увеличении объемов привлекаемых средств из-за пределов страны.
Ожидается, что в результате эффективного функционирования всех секторов экономики, повышения благосостояния населения, сбалансированности бюджетной сферы объем ресурсной базы банковского сектора за 2006 –2010 годы увеличится в 2,7 – 3,2 раза, составив к концу 2010 года 40 – 43 процента в соотношении с ВВП.[32]
Важнейшим условием эффективного и безопасного функционирования банковского сектора, а также его динамичного развития является поддержание банками собственного капитала на уровне, достаточном для покрытия принимаемых ими рисков, с одной стороны, и обеспечивающем инвестиционную привлекательность банковского сектора, с другой стороны. Ожидается, что за 2006 – 2010 годы собственный капитал увеличится в 2,7 – 3,1 раза[33], основными источниками его роста станут прибыль и инвестиции в уставные фонды, причем доля прибыли как источника формирования собственного капитала увеличится. На рост прибыли банковского сектора наиболее существенное влияние окажут объемы банковских операций, а также оптимизация банками структур доходов и расходов. При этом рентабельность капитала банковского сектора к концу 2010 года при инфляции, не превышающей 5 процентов, должна составить 6 – 8 процентов.[34]
В 2006 – 2010 годах, учитывая сохранение в целом ограниченных возможностей приобретения населением и субъектами хозяйствования альтернативных активов, таких, как корпоративные ценные бумаги, вложения в банки останутся главным и определяющим инструментом сбережений (размещение свободных средств) для данных субъектов экономики.
Созданию благоприятных условий по развитию системы сбережений населения послужат следующие направления развития банковского сектора:
- формирование системы долгосрочных сбережений населения, включая создание специальных целевых фондов для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ;
- привлечение населения к активному участию в сфере банковского рынка путем развития розничных банковских услуг[35].
Развитие банковского сектора предполагает совершенствование качественных параметров его деятельности, обеспечивающих способность противостоять внутренним и внешним дестабилизирующим воздействиями воспроизводить функциональные характеристики, отвечающие интересам экономики.
На 2006 – 2010 годы стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь являются:
- достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах, в том числе в потребительском кредитовании (на приобретение бытовой техники, мебели, оплату за обучение в учебных заведениях и другие);
- приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран[36].
Основными ожидаемыми результатами развития банковского сектора являются дальнейшее повышение его функциональной роли в экономике страны, укрепление устойчивости и рост эффективности деятельности кредитных учреждений. При этом показатели национального банковского сектора будут приближаться к показателям банковских систем стран с развитой рыночной экономикой.
Прогнозируется, что реализация целей и задач, предусмотренных настоящей Программой, к концу 2010 года позволит обеспечить достижение следующих параметров банковского сектора:
- отношение активов к ВВП – 40 – 43 процента. В абсолютном выражении активы возрастут за пятилетие в 2,7 – 3,2 раза;
- отношение капитала к ВВП – 7,9 – 8,4 процента. Собственный капитал в абсолютном выражении увеличится в 2,7 – 3,1 раза;
- отношение кредитов экономике к ВВП – 29 – 31 процент. В абсолютном выражении банковские кредиты экономике (остатки задолженности по кредитам) за пятилетие возрастут почти в 3,5 раза при росте номинального ВВП в 2,2 – 2,4 раза. Объем выдачи банками долгосрочных кредитов (включая кредиты на строительство и приобретение жилых домов) увеличится в 3,3 раза, в том числе предприятиям промышленности – в 3,4 – 3,5 раза.[37]
За пятилетие объем выдачи банками долгосрочных (инвестиционных) кредитов составит около 23,3 трлн. рублей (14,4 процента от общего объема финансирования инвестиций в основной капитал), в том числе в жилищное строительство – 12,3 трлн. рублей (52,9 процента от объема долгосрочного кредитования), в промышленность – 3 трлн. рублей (12,8 процента), в сельское хозяйство – 4 трлн. рублей (17,3 процента) и в прочие отрасли – 4 трлн. рублей (17 процентов)[38].
В 2006 – 2010 годах банки сохранят доминирующие позиции на рынке финансовых услуг. С учетом прогнозируемого роста реальных денежных доходов населения, создания условий, необходимых для экономического роста и развития деловой активности банков, существенно возрастут объемы кредитования малого бизнеса и физических лиц. Реализация мероприятий по развитию других сегментов финансового рынка, и, прежде всего, рынка корпоративных ценных бумаг, формирование фондов «длинных денег» (пенсионных, страховых, инвестиционных и других) также будут способствовать активизации банковских операций. Повысится конкуренция в банковском секторе, что приведет к снижению стоимости банковских услуг, росту их предложения и повышению качества, интеграции отечественного банковского сектора в мировую банковскую систему.
Заключение
Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации, которую изобрел и построил человек. Она представляет собой инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения и всей экономики в целом.
Банковская система существует только тогда, когда в стране имеется достаточное количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют некоторые банковские операции. Банковская система входит в экономическую систему страны.
Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.
Банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х – 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц.
Информация о работе Состояние современных банковских учреждений в Республике Беларусь