Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:59, курсовая работа
Денежно-кредитная система основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Наиболее часто употребляемое опр
1. Основы системы денежно–кредитного регулирования
1.1. Понятие системы денежно-кредитного регулирования
1.2. Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики
1.3. Денежно-кредитное регулирование как основа теории самоорганизации денежно-кредитных отношений
2. Система денежно-кредитного регулирования Центрального Банка
2.1. Инструменты регулирования
2.2. Дисконтная (учетная) и залоговая
политика центрального банка
2.3. Политика обязательных резервов
Заключение
Функции
контролирующих органов в денежно-кредитной
сфере нередко переплетаются. Например
в США важным органом, контролирующим
деятельность банковского сектора,
является наряду с Федеральной резервной
системой (ФРС) Контролер денежного
обращения. Этот орган был создан
задолго до появления ФРС, в 1863 г.
в соответствии с Законом “О национальной
денежной единице”. Контролер денежного
обращения наблюдает за деятельностью
всех кредитных инструментов, находящихся
в ведении организаций
Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
При выдаче
лицензии проверяются прежде всего
“финансовые тылы” вновь
Специфические
условия сложились в денежно-
Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.
Примером
конструктивного сотрудничества между
банковской системой страны и центральным
банком служат отношения между двумя
уровнями банковской системы Нидерландов,
где активно развиваются
Немецкий
федеральный банк строит свои контакты
с национальной кредитной системой
не только через филиальную сеть, но
и через крупные немецкие банки.
Основная задача филиалов Немецкого
федерального банка - контроль за соблюдением
коммерческими банками
Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.
2.1. Инструменты регулирования
Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов; операции на открытом рынке; депозитная политика: валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.
Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)
Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т. е. на внутренние или внешние показатели (рисунок 1)
Рисунок 1. Стратегия центрального банка
Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.
Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безынфляционное развитие, под внешней — стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).
В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.
Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.
Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависит от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.
Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).
Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:
• традиционные или нетрадиционные;
• административные или рыночные;
• общего
действия или селективной
• прямого или косвенного воздействии;
• краткосрочные,
среднесрочные или
Целесообразно
различать прямое и косвенное
воздействие того или иного механизма.
Например, при проведении учетной
политики осуществляется прямое регулирование
на денежном рынке и одновременно
оказывается косвенное
Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.
Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например, операции “своп” в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии операции с федеральными ценными бумагами).
2.2. Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка
Кредитные
институты имеют возможность
получать при необходимости кредиты
центрального банка путем переучета
векселей или под залог ценных
бумаг. Смысл дисконтной и залоговой
политики заключается в том, чтобы
методом изменения условий
Рефинансирование
в рамках дисконтной политики определяется
следующими параметрами требованиями
к качеству принимаемых к переучету
векселей, контингентом переучета, т.е.
максимально возможным объемом
переучета векселей для одного кредитного
института, учетной ставкой центрального
банка В рамках залоговой политики
к таким параметрам относятся
требования к качеству принимаемых
в залог ценных бумаг, ставка по залоговым
кредитам, при необходимости
При осуществлении
дисконтной и залоговой политики
центральный банк может селективно
воздействовать на определенные отрасли
народного хозяйства путем
Поэтому
в настоящее время
Изменение
контингента рефинансирования позволяет
центральному банку достигать следующего
эффекта При ограничений
Рассмотрим
действие данного инструмента на
примере изменения величины учетной
ставки Если цель центрального банка -
удорожание рефинансирования кредитных
институтов для уменьшения их кредитного
потенциала, он должен поднять учетную
ставку Однако данное мероприятие не
принесет желаемого эффекта, если на
денежном рынке наблюдается
Информация о работе Система денежно-кредитного регулирования