Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:19, реферат
Система безналичного расчёта создана в США во времена «торгового бума» (1940—50-е годы). В большинстве своём она заменила чековые книжки. В процессе своего развития происходила техническая модернизация карт. Сначала это был просто кусочек картона, затем он стал работать по принципу перфокарты, в начале 1970-х была разработана магнитная полоса, а в конце 1990-х в кредитные карты стали интегрироваться чипы.
Система безналичного расчёта создана в США во времена «торгового бума» (1940—50-е годы). В большинстве своём она заменила чековые книжки. В процессе своего развития происходила техническая модернизация карт. Сначала это был просто кусочек картона, затем он стал работать по принципу перфокарты, в начале 1970-х была разработана магнитная полоса, а в конце 1990-х в кредитные карты стали интегрироваться чипы.
Первая универсальная кредитная карта (Diners Club) появилась в 1950 г.
Все карты в первое время своего существования позволяли получать практически неограниченные кредиты от банков. Обычно это было связано с тем, что, скажем, карта Diners Club автоматически обозначала очень богатого человека. Этим стали пользоваться мошенники, которые брали в кредит большие деньги, а затем скрывались с ними
БАНКНОТА (банковский, или банковый, билет)- 1) первоначально - ценная бумага, удостоверяющая приказ банка-эмитента самому себе уплатить ее предъявителю немедленно по предъявлении денежную сумму находящейся в обращении монетой; 2) в настоящее время - заменитель бумажных денежных знаков, выпускаемый центральным эмиссионным банком.Упоминание о первых Б. относится к Древнему Вавилону. Крупнейшие банкирские дома Вавилона выпускали доку-менты, удостоверявшие факт приема эмитентом на хранение определенной денежной суммы и обязательство хранителя возвратить таковую по требованию предъявителя документа. Обычно их предъявителем был тот, кто сдал деньги на хранение, хотя никаких препятствий для передачи соответствующих прав не существовало.В Европе первые Б. были выпущены в 1694 г. при учреждении Банка Англии. С принятием в 1844 г. Банкового акта Р. Пиля право эмитировать Б. стало монопольным и было предоставлено только Банку Англии. Данный акт предусм. атривал также и особую систему обеспечения Б., получившую позднее наименование английской: вся эмиссия, за исключением твердо установленной суммы, должна была обеспечиваться металлическим запасом банка-эмитента, главным образом - золотом. Это была первая система частичного обеспечения Б., пришедшая на см. ену системе полного обеспечения.Выпуск Б. в России впервые организовали Московский и Санкт-Петербургский ассигнационные банки в 1769 г.;назывались эти Б. ассигнациями. В последующем русские Б. назывались также государственными кредитными билетами, а позднее - банковскими билетами или билетами Государственного банка. Последнее наименование сохранилось за Б. и в СССР. В настоящее время российские Б. называются билетами Банка России.Во Франции выпуск Б. начался в 1800- 1803 гг., & Германии Пруссии) - в 1846 г. Регулярные крахи банков по причине неконтролируемых эмиссий Б., увеличение социальной напряженности и усугубление экономических неурядиц привели все континентальные европейские государства (как ранее Англию) к введению монополии выпуска Б. Эти страны дали новую систему обеспечения Б., получившую наименование германской. В отличие от английской системы с ее лимитом фидуциарной эмиссии (банковская эмиссия, не обеспеченная запасом драгоценных металлов банка-эмитента) германская система предусм. атривала минимальную долю обеспечения Б. В конце XIX - начале XX в. в различных странах такая доля составляла от 50 до 30% общего объема выпуска Б. Позднее сложилась еще одна система обеспечения, названная американской, суть которой состояла в своеобразном "удвоении" частичного обеспечения: 15% объема эмиссии Б. обеспечивалось золотом и, кроме того, 90% - государственными ценными бумагами. Особого рода предписания существовали во Франции, где законодатель просто определял максимальный объем Б., который мог находиться в обращении, не указывая, чем и насколько он обеспечен,хотя,безусловно, также исходил из некоторых минимальных норм обеспечения.Таким образом, объем выпуска Б. привязывался к размерам золотых запасов банков-эмитентов, что создавало, во-первых. возможность размена Б. на золото, выполнявшее в то время роль денежного металла, но, во-вторых, в периоды оттока золотого запаса приводило к финансовым кризисам. В период первой мировой войны размен Б. на золото был фактически прекращен, хотя юридическое закрепление это обстоятельство получило гораздо позднее. Б. стали заменителями сначала собственно денег в обращении, а затем и бумажных денег.Из-за утраты связи Б. с золотым обеспечением можно заключить, что в настоящее время их выпуск должен производиться либо под рост национального богатства, либо в порядке кредитования производства, внешней и внутренней торговли. Следовательно,Б.превращаются в обязательства государства в целом, так как оно придает им принудительный курс, т.е. обязано гарантировать, что каждый держатель Б., независимо от их суммы, см. ожет обменять их на реальные товары, работы, услуги - элементы актива национальной экономики.Таким образом, сегодняшняя запись об "обеспечении" билетов Банка России равнозначна принятию на себя государством, в лице ЦБ, обязательства обеспечения стабильной и устойчивой покупательной способности денежной единицы. Причем обязательство государства обеспечивать покупательную способность денежных знаков (Б. и монет) имеет см. ысл только при условии оговорки того масштаба цен, за которые государство выходить не вправе.Б. и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на Б. и монету нового образца. Под достаточно продолжительным понимается срок не менее года. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. Решения о выпуске в обращение новых Б. и монет и об изъятии старых, а также номиналы и образцы новых денежных знаков принимаются Советом директоров Банка России. Описания новых денежных знаков, в том числе и Б., должны публиковаться в СМИ. Ветхие и поврежденные Б. обмениваются Банком России без ограничений. В настоящее время в России обращаются Б. достоинством в 5,10,50, 100 и 500 руб.Лит.: Буковецкий А.И. Банкнота// Финансовая энциклопедия. Изд. 2-е. М" 1927. С. 97-108; Юровский Л.Н. Банкноты // БСЭ. Т. 4. М.,-1926. С. 654- 660; За к А.Н. Денежное обращение и эмиссионная операция в России 1917-1918 гг. Государственный кредитный билет - банкнота. Пг., 1918; Белов В.А. Банкноты и денежные знаки: законодательство и практика. Опыт комментария статей 6 и 7 Закона РФ "О денежной системе Российской Федерации"//Бизнес и банки, 1993, №38.С.5.Белов В.А.
История
денег уходит в глубину веков,
в те времена, когда человечество
отказалось от прямого обмена товара
на товар. Вся дальнейшая эволюция
от экзотических ракушек к редкостным
веществам, а затем к драгоценным
металлам была поиском оптимального
мерила человеческому труду, исключающего
появление инфляции. В конце этого
пути стояли бумажные деньги, эмиссия
которых регулировалась сначала
царским казначейством, а в последствии
государственным банком, т.е. организацией,
основной функцией которой было
регулирование монетарного
В конце XIX — начале XX в. развитие банковской системы привело к рождению пластиковых карт.
Однажды в 1949 году Алфред Блумингдейл, внук основателя одного из самых крупных американских универмагов, прилетел в очередной раз в Нью-Йорк, чтобы навестить тяжелобольного отца, и встретил своего давнего друга Фрэнсиса Макнамару. Дела у обоих друзей шли неважно. Блумингдейл после работы продюсером бродвейских шоу безуспешно пробовал себя на поприще кинематографа в Голливуде. Макнамара возглавлял финансовую компанию «Хэмилтон Кредит Корпорейшн», которой на тот момент клиенты задолжали 35 000 долларов, без большой надежды когда-либо вернуть эти долги. Видимо, по этой причине, Макнамаре приходилось значительную часть времени проводить со своим юристом Ральфом Снайдером. Встретившись, эти трое решили вместе пообедать в ресторане Мейджерс Кэбин Грилл, находившемся неподалеку от Эмпайр Стейт Билдинга, в самом центре Манхэттэна.
В тот исторический день разговор за обедом зашел об одном из клиентов Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял соседям за проценты пользоваться своим текущим банковским счетом. Продавцы магазинов, позвонив ему по телефону, получали от него разрешение записать стоимость покупок на его счет. Такой способ кредитования нельзя было назвать со всем уж новым, но оригинальным в нем было именно наличие посредника, использующего свою кредитоспособность, чтобы предоставить кредит людям, которые иным способом могли бы его и не получить.
Однако последний факт показался друзьям изъяном в этой необычной финансовой схеме. Ведь людей, не имеющих кредитной линии в магазине, как раз кредитовать и не следует, с ними чаще всего возникают проблемы. С другой стороны, периферийный район Нью-Йорка с небольшим числом магазинов — не самый лучший рынок для подобных операций. Возможно, именно потому, что они сидели в ресторане, Манхэттен с огромным количеством ресторанов, в которых ежедневно обедают тысячи бизнесменов, показался им идеальным полем для нового бизнеса. В пылу энтузиазма они позвали владельца ресторана и спросили его, сколько он готов платить за новых клиентов, которых он не получил бы никаким другим способом. Тот, не моргнув глазом, ответил: «Семь процентов». — Ставка, которая несколько десятилетий преобладала на рынке кредитных карточек. Позже, когда карточный бизнес уже процветал, они как-то спроси ли у этого же хозяина, откуда он взял эти знаменитые «семь процентов». «Агент по путешествиям потребовал бы десять процентов», — был ответ.
Для расширения круга клиентов и их идентификации в ресторанах партнеры решили использовать эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже применялись многими магазинами и бензиновыми компаниями. Так, в конце обеда было принято решение создать новое предприятие.
Макнамара со Снайдером в качестве доли вносили «Хэмилтон Кредит Корпорейшн» с ее 35 000 долларов невозвращенных долгов, Блумингдейл внес 5000 долларов наличных. Эти 5000 долларов были единственными реальными деньгами, с которых началось предприятие. Хотя Блумингдейл заинтересовался идеей, но деньги внес скорее из дружеских чувств, чем в надежде на прибыльный бизнес.
После отъезда Блумингдейла в Калифорнию Макнамара и Снайдер с энтузиазмом взялись за дело. Поскольку их офис находился в Эмпайр Стейт Билдинг, они просто подсовывали под двери соседних офисов листовки с приглашением воспользоваться новой услугой. Плата за первые карточки не взималась, и кредитная история никак не проверялась. Чтобы получить карточку, пришедшему клиенту достаточно было выглядеть прилично и заявить, что он работает в том же здании. Параллельно для обслуживания этих клиентов было привлечено 10—12 близ лежащих ресторанов. За первый месяц компания получила 140 долларов дохода от оборота, составившего 2000 долларов. В течение второго месяца бизнес стал расти еще быстрее, и возникла острая необходимость в дополнительном капитале для кредитования.
Блумингдейл
на соответствующую просьбу
В Нью-Йорке к тому времени ежемесячный объем операций составлял 250 000 долларов, и тогда партнёры решили объединиться исходя из принципа: «если прогорим, то все вместе». Так уже через три месяца их предприятие обрело «национальный масштаб», действуя в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также в Бостоне, где они выкупили операции, ранее начатые бывшим партнером Блумингдейла по «Dine and Sign».
После того, как они объединились, дело повсеместно стало называться «Diners Club». 70% принадлежало Макнамаре, остальные поровну делились между Блумингдейлом и Снайдером. К этому моменту Блумингдейл внес еще 25 000 долларов, что вместе с первоначальными 5000 и небольшой суммой, потраченной на «Dine and Sign», оказались единственными реальными деньгами, когда-либо вложенными в это предприятие.
Уже через год Diners Club имела договора с 285 коммерческими точками и 35 000 держателей карточек, с которых взималось за пользование карточкой 3 доллара в год. К концу 1951 года Diners Club принесла чистый доход 61 222 доллара с оборота в 6,2 миллиона долларов. В последующие годы система продолжала расширяться как географически — в Европу, так и разнообразя коммерческую сеть. Вначале коммерческие и сервисные предприятия не очень жаловали карты «Diners Club», поскольку, во-первых, это подрывало позиции их собственных фирменных карт, во-вторых, из-за необходимости платить комиссию компании.
Однако главные трудности начались, когда на рынок начали выходить конкуренты. Самым знаменательным для универсальных карточек в этом отношении, несомненно, стал 1958 год.
В этом году была создана система Карт Бланш, которая первоначально была частной карточкой корпорации отелей «Хил тон». В 1965 году Карт Бланш была продана Фест Нэшнл Сити Бэнк (впоследствии СитиБэнк).
Впервые идея использования при расчетах предоплаченных карт была высказана в 1880 г. американским экономистом Эдуардом Беллами в работе "Глядя назад" (Еdward Bellamy, "Looking Backwards")- В 1914 г. компанией "General Petroleum Corporation of California" была выпущена первая картонная карта, чье применение было ограничено оплатой нефтепродуктов. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы). А в шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация.
Еще в 1914 г. крупные универмаги в США стали выдавать кредитные карточки своим клиентам. В 1928 г. был изобретен прообраз пластиковых карточек - металлический ярлык, на котором было выдавлено имя и адрес клиента. В 1936 г. появилось первой объединение предприятий, согласившихся кредитовать общих клиентов. Особый успех выпал на долю ресторанной кредитной карточки “Diners Club” (“Обеденный клуб”). Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карточку “Diners Club” и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в “Diners Club”, который ежемесячно выставлял клиенту общий счет. Клиент расплачивался с “Diners Club”, а тот - с ресторанами.
Ряд крупных американских банков, оценив успех первооткрывателей, выпустили свои кредитные карточки, пользоваться которыми можно было не только в ресторанах, но и в других местах. Так, начали образовываться платежные системы: банк выпускал карточку и открывал счет клиенту; на территории страны и за рубежом создавалась целая сеть магазинов, баров, ресторанов, отелей и т.д., где принимали к оплате карточки, выпущенные банком-эмитентом, оборудовался центр, который занимался обслуживанием (процессингом) пластиковых карточек. Первопроходцами в освоении рынка пластиковых денег были известные ныне всему миру Bank of America; Master Card; American Express; Visa International.
Успех использования небумажных платежных средств объясним:
Основная особенность платежных систем построенных на пластиковых картах состоит в обслуживании розничного товарооборота в экономике. Особенности выражаются в технических особенностях проведения платежей и раскрываются при рассмотрении видов пластиковых карт, их эволюции.
В нашу страну
первые кредитные карточки проникли
вместе с иностранными туристами
и бизнесменами в конце 60-х годов.
Работа с ними была возложена на
специальный отдел