Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной темой на сегодняшний день, потому что для рыночной экономики государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВА 6
1.2 ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 8
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 11
2 СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.1 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В 1993-2002 ГОДАХ 20
2.3 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНА ВЛАСТИ 24
3 ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ГКО/ОФЗ…………………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ДОЛЯ ГКО/ОФЗ В ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ НА ММВБ В 2008г……………………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

При определении доходности облигаций следует прежде всего  найти ее исходную базу – номинальную  цену, которая равна:

  ,

где З – сумма займа,

       К  – количество эмитируемых облигаций.

Цена первичного размещения облигаций, или эмиссионная цена, иногда не совпадает с номинальной, тогда возможны два варианта:

  • эмиссионная цена меньше номинальной цены, такая цена называется дисконтной, или ценой со скидной;
  • цена эмиссии больше номинальной цены, а значит ценная бумага размещена с премией.

 При продаже долгового  обязательства на вторичном рынке  возникает рыночная цена, курс  которой можно определить как  отношение этой цены (РРЫН) к ее номинально величине:

 

 

где КЦЕНЫ – курс цены.

Приобретая облигацию или сертификат, инвестор покупает их по эмиссионной или курсовой цене, а погашаются он, как правило, по номинальной. В зависимости от условий займа эти цены могут не совпадать. Разница между ценой погашения и ценой приобретения ценной бумаги дает величину прироста или убытка капитала за весь срок займа.

Если погашение облигации  производится по номиналу, а куплена  она с дисконтом, то инвестор в  итоге имеет прирост капитала:

ΔД = PНОМ – РДИСК, ΔД>0.

Доходность облигации  в этом случае выше, чем обозначено на купоне.

Если облигация куплена  по цене с премией, то при погашении  этой бумаги ее владелец терпит убыток:

 ΔД = PНОМ – РПРЕМ, ΔД<0,

то есть доходность облигации, приобретенной с премией, оказывается  ниже цены, указанной на купоне. Облигация  может быть приобретена и по номинальной цене, тогда инвестор дохода не имеет. В этом случае доходность облигации равно купонной.

Определение доходности государственных ценных бумаг позволяет  реально оценить ситуацию на рынке  государственных облигаций и  ориентирует на вложение средств в более прибыльные ценные бумаги           [8, с.55].

2 СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Динамичное развитие рынка ценных бумаг в России ведет  не только к увеличению его объема, но и к расширению перечня долговых обязательств. Это в полной мере относится к рынку государственных ценных бумаг, отличающихся высокой надежностью, ликвидностью и налоговыми льготами.

До сих пор государственные  ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.

Активно использовать рынок  ценных бумаг для привлечения  средств в государственную казну  заставило то обстоятельство, что  дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссией, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов.

С 1992 года с целью привлечения  денежных ресурсов и покрытия растущего дефицита федерального бюджета были выпущены следующие государственные ценные бумаги:

  • государственные долгосрочные бескупонные облигации (ГДО);
  • государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
  • государственные среднесрочные облигации;
  • государственные казначейские векселя и казначейские обязательства;
  • облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
  • сберегательная бумага для населения (СБН);
  • другие государственные ценные бумаги.

Все они регулируются различными правовыми актами, законами РФ. Наиболее значимые из них:

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001г.) «О рынке  ценных бумаг»;

Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998).

В 1991г. Центральный банк России приступил  к размещению облигаций государственного внутреннего займа сроком на 30 лет  исходя из условий его выпуска, утвержденных Постановлением Президента Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991г. №1697-1. Общая величина займа составляет 80 млрд. рублей. Он разделен на несколько частей с различными условиями обращения на рынке ценных бумаг: разные цены погашения при едином купонном доходе, различные плавающие цены выкупа и реализации. Согласно последующим измененным условиям обращения государственных долгосрочных облигаций они размещаются под 15% годовых с ежегодной выплатой процентов; доход по ним освобожден от налогов [10, с.211].

Инвестор может погасить облигации  досрочно по фиксированной цене, объявленной заранее, что позволяет  исчислить доходность и выбрать любой срок инвестирования, не дожидаясь официального 30-летнего срока погашения. Инвесторами могут быть только физические лица, которые имеют право переуступать или продавать свои бумаги юридическим лицам. При этом должна быть проведена регистрация сделки в том учреждении банка, где облигации были первоначально приобретены, так как они являются именными.

Банкам предоставлена право  получить в Центральном банке  ссуду под залог приобретенных ими облигаций. Причем ссуда выдается на срок до 3 месяцев в размере до 90% от нарицательной стоимости принятых в залог ценных бумаг.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет  ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года.

В условиях высокой инфляции и растущего  дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных  бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993г. № 107).

Эмитентом именных государственных  краткосрочных облигаций является Министерство финансов. Номинальная  стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в  безбумажной форме, каждый выпуск оформляется  глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска ГКО.

Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который  является видом  дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся  на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.

ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. Дополнительное преимущество инвестиции в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с  этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль [8, с. 18].

Наметившаяся в 1995 году тенденция  стабилизации финансового рынка  позволила приступить к выпуску  новой государственной среднесрочной  ценной бумаги – облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Выпуск этих среднесрочных ценных бумаг необходим для увеличения сроков государственной задолженности.

Эмитентом облигации федеральных  займов от имени государства выступает  Министерство финансов РФ. Порядок  выпуска и обращения ценных бумаг определен Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Эмиссия ОФЗ осуществляется в виде отдельных выпусков. Общий объем эмиссии определяется Министерством финансов в переделах лимита государственного внутреннего долга. Инвесторами могут быть юридические и физические лица. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций является Центральный банк РФ. Все сделки с облигациями федеральных займов заключаются и исполняются в порядке, установленном Центральным банком по соглашению с Министерством финансов.

ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в России. Они выпущены сроком на один год  и две недели, что объясняется  особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к доходу на рынке ГКО: берут четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Цены на ОФЗ ставят инвесторы, а Минфин определяет устраивает ли министерство цена или нет [7,8,11].

Появление на фондовом рынке России казначейских векселей определено Постановлением Правительства РФ от 14.04.1994г. «О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов РФ».

Министерство финансов выпустило  в 1996 году векселя для восстановления взамен централизованных кредитов погашенных с их корреспондентских счетов. Срок обращения векселей – 8 лет, они погашаются ежегодно равными долями с 31 августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Векселедержатели имеют право быть Центральный банк РФ, коммерческие банки и юридические лица.

Государственные казначейские обязательства  являются финансовым инструментом переходного  периода. Их выпуск обусловлен жестким  правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное  сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) – август 1994 г., эмитентом является Министерство финансов. КО выпускаются  сериями в бездокументарной форме  в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Минфина). Каждая серия  имеет  единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Минфином (Главным управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских обязательств. Владельцами КО могут быть юридические и физические лица. КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. КО могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет. В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993г. в полном объеме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ валюта займа – доллары США, процентная ставка – 3 %. 

Общий объем займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации  – одна, десять и сто тысяч  долларов. Они были выпущены пятью  сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа  является 14 мая 1993 года. Купонная ставка 3% годовых – выплачивается 14 мая каждого года [8, c.40].

Сберегательная бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №% займа, но с купонами на получение  каждые три месяца (бумага выпускается  на год), при этом доход по купонам  будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения, прибавляется еще один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла выпускать, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны  Минфина  – значительно меньше. В таких  условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора [10, с. 71].

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что  по бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потер от инфляции.

2.2  ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ  В 1993-2002 ГОДАХ

 

Для анализа состояния рынка государственных ценных бумаг обратимся к данным Таблицы 1 (Приложение А). По данным таблицы 1 видно, что эмиссия государственных ценных бумаг с 1993 по 1997 года вырастала с 02 до 605,5 трлн. Рублей, а с 1998г. заметно значительное сокращение объема выпуска до 19,5 млрд. рублей в 2000 году. Такая же тенденция прослеживается и по другим показателям: объем размещения государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), объем выручки от продаж ГКО, ОФЗ резко снижаются после 1998 года, а по показателю «привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ» видно, что с 1998 года происходило изъятие средств из бюджета на погашение выпуска ценных бумаг и выплату купонных доходов. В 1999-2000 годах объем выпуска ГКО, ОФЗ меньше объема размещения, так как проводилась новация ценных бумаг и осуществлялось доразмещение государственных ценных бумаг, предложенных Минфином России к выпуску в обращение в предыдущие года [3, с. 4].

Сложившаяся ситуация на рынке государственных ценных бумаг  в 2001 году оказывала позитивное воздействие на конъюнктуру смежных секторов финансового рынка и на настроение инвесторов. В целом в 2001 году рынок госдолга вернулся к выполнению одной из своих традиционных функций: индикатора стоимости безрисковых заимствований. При этом низкие ставки по государственным облигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор [21, с. 4].

Министерство финансов Российской Федерации поддерживало измеренные темпы роста рыночного  портфеля ГКО-ОФЗ, размещая облигации  в объемах, несколько превышающих объемы погашения бумаг. В начале 2001 года сохранялся понижательный тренд аукционной доходности, в дальнейшем этот показатель стабилизировался. Аукционная доходность по долгосрочным выпускам незначительно превышала текущий уровень инфляции в годовом исчислении, что позволяет эмитенту нести умеренные расходы по обслуживанию внутреннего госдолга. В 2001 году наблюдался рост срочности размещаемых облигаций. Активизировался выпуск ГКО со сроком погашения от 6 до 12 месяцев, впервые за послекризисный период были размещены долгосрочные ОФЗ. За январь-октябрь Минфин России провел 16 аукционов по размещению государственных облигаций общим объемом эмиссии 64 млрд. рублей, включая три трехлетних выпуска ОФЗ-ФД.

Информация о работе Рынок ценных бумаг