Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:01, курсовая работа
Основной целью исследования является изучение роли и функций Банка России при реализации денежно-кредитной политики. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- реализация Банком России функции кредитора последней инстанции;
- деятельность Банка России как агента правительства на рынке ценных бумаг;
- практика банковского регулирования и надзора;
- эффективность государственной денежно-кредитной политики Центрального Банка;
- ознакомление с текущим состоянием дел, в частности – с опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;
- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.
За
2009 год 37 банков, или 3,3% от общего количества
действующих кредитных
По состоянию на 1.01.2010 из общего количества действующих кредитных организаций:
- 886, или
79,9%, имеют лицензии на право
привлечения во вклады
- 736, или
66,4%, имеют право на осуществление
банковских операций со
- 298, или 26,9%, имеют генеральную лицензию на осуществление банковских операций по сравнению с 300, или 26,4%, на 1.01.2009;
- 203
или 18,3%, вправе осуществлять операции
с драгоценными металлами на
основании лицензий на
В 2008 году незначительно увеличилось число филиалов действующих кредитных организаций — на 1.01.2009 их количество составило 3470 против 3455 на 1.01.2008 (увеличение составило 0,4%). Из общего количества филиалов кредитных организаций на территории Российской Федерации по состоянию на 1.01.2009 действуют 775 филиалов Сбербанка России ОАО, их число сократилось по сравнению с 1.01.2008 на 34. В 2008 году сохранилась тенденция к увеличению количества внутренних структурных подразделений кредитных организаций, таких как дополнительные офисы, операционные офисы и передвижные пункты кассовых операций. При этом сократилось общее число операционных касс вне кассового узла и кредитно-кассовых офисов (с 14 689 до 13 871 и с 1543 до 1445 соответственно). Общее количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций и их филиалов увеличилось на 2389 единицы и составило 38 148 на 1.01.2009 против 35 759 на 1.01.2008 года. Уровень обеспеченности банковскими услугами с точки зрения количества внутренних структурных подразделений на 100 тыс. населения повысился с 25 в 2007 году до 27 на конец 2008 года.
В 2009 году Банком России зарегистрировано 274 выпуска акций, из которых 94,5% составляют выпуски, осуществляемые с целью увеличения уставного капитала, 3,7% - выпуски акций, осуществляемые в рамках создания кредитных организаций путем учреждения и преобразования, 1,8% выпусков осуществлены с целью дробления, консолидации и конвертации акций (в 2008 году аналогичные показатели составили 92,6%; 4,7% и 2,7% соответственно), что на 27 процентных пунктов ниже аналогичного показателя 2007 года39.
По сравнению с 2008 годом в 2009 году отмечено уменьшение суммарного номинального объема зарегистрированных выпусков акций с 201,7 до 174,5 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом данный показатель уменьшился со 176,4 до 126,9 млрд. рублей. Данное изменение связано главным образом с уменьшением объема выпусков акций, зарегистрированных при дроблении акций, с 68,1 до 0,1 млрд. рублей. Номинальный объем выпусков акций, зарегистрированных с целью увеличения уставного капитала, в 2009 году по отношению к 2008 году увеличился на 33,1% — со 126,9 до 168,9 млрд. рублей.
Номинальный объем зарегистрированных выпусков облигаций в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 15,3% и составил 344,4 млрд. рублей. При этом размещено 17,9% от номинального объема выпущенных в отчетный период облигаций на сумму 61,7 млрд. рублей, что ниже аналогичного показателя 2008 года, который составил 33,3%, или 99,5 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году зарегистрированы отчеты и получены уведомления об итогах 30 выпусков облигаций на сумму 105,5 млрд. рублей, государственная регистрация которых была осуществлена в период до 1.01.2009.40
Всего в 2009 году аннулировано в связи с неразмещением ни одной ценной бумаги 49 выпусков ценных бумаг на сумму 84,7 млрд. рублей, в том числе 21 выпуск акций на сумму 13,2 млрд. рублей и 28 выпусков облигаций на сумму 71,5 млрд. рублей. В связи с неблагоприятной ситуацией на финансовом рынке данные показатели значительно превышают аналогичные показатели 2008года, когда было аннулировано 18 выпусков ценных бумаг на сумму 7,7 млрд. рублей, в том числе 15 выпусков акций на сумму 3,5 млрд. рублей и 3 выпуска облигаций на сумму 4,2 млрд. рублей.
Инспектирование кредитных организаций
Вопросы
инспектирования кредитных
В связи с кризисными явлениями в экономике, в том числе в банковском секторе акценты проверок были переориентированы на вопросы управления ликвидностью, своевременности проведения платежей, оценки перспектив деятельности кредитных организаций41.
Всего
в 2007 году уполномоченными
Рис.
9 Динамика комплексных и тематических
проверок Банком России с 2007-2009 год
При этом в рамках комплексных проверок кредитных организаций было проведено 67 проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки).
Всего в 2008 году проверки были проведены в 824 кредитных организациях (72,5% от количества действующих на 1.01.2008 кредитных организаций) и 462 филиалах кредитных организаций (13,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций), включая 44 филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов Сбербанка России ОАО). В соответствии со Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка, или 74% от общего количества проведенных проверок. Из них 691 — в кредитных организациях, 41 — в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, 385 — в филиалах других кредитных организаций, 4 — во внутренних структурных подразделениях кредитных организаций. В 2009 году было проведено 205 плановых межрегиональных проверок кредитных организаций (их филиалов)42.
На внеплановой основе в 2009 году уполномоченными представителями Банка России проведено 389 проверок (26% от общего количества проведенных проверок).
Из общего числа внеплановых проверок 98 проверок (25,2% от их общего количества) были проведены на основании решений руководства Банка России. В ходе таких проверок основное внимание уделялось тем видам банковской деятельности, которые связаны с повышенными рисками, в частности, оценке качества активов кредитных организаций, состоянию ликвидности, соблюдению расчетной дисциплины, в том числе своевременности и полноте проведения клиентских платежей43.
Основная часть внеплановых проверок (291, или 74,8% от общего количества внеплановых проверок) была проведена по решению руководителей территориальных учреждений Банка России. В связи с увеличением уставного капитала кредитной организации более чем на 20% от ранее зарегистрированного размера проведено 246 проверок, ходатайствами кредитных организаций о расширении деятельности — 24 проверки. В связи с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) проведено 17 проверок. Проведены 4 проверки соответствия активов, предоставляемых банками в обеспечение кредитов Банка России, критериям, установленным Положением Банка России от 12.11.2007 №312-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами”.
В ходе проведенных в 2008 году проверок выявлены 16 997 нарушений в деятельности кредитных организаций (их филиалов). Наибольшее количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций — 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета — 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности — 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства – в 862 случаях (5,1%)44.
Проанализировав
сложившуюся ситуацию в сфере
регулирования и надзора
2.4 Оценка
эффективности государственной денежно-кредитной
политики Центрального банка
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики отражают главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяют меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.
Основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 7-8,5% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю). Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса45.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2010-2012 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики. Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.46
Банк России серьезно преуспел в проведении своей политики, строящейся на следовании за экономической ситуацией и встраивании в нее основных денежно-кредитных параметров. В то же время говорить о том, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ решающим образом влияет на количественные значения этих денежно-кредитных параметров, не приходится. Это собственно констатируют «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов», все сценарии которых строятся в зависимости от цен на нефть и соответствующих им темпов роста и движения капитала.
Информация о работе Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики