Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является изучение роли и функций Банка России при реализации денежно-кредитной политики. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- реализация Банком России функции кредитора последней инстанции;

- деятельность Банка России как агента правительства на рынке ценных бумаг;

- практика банковского регулирования и надзора;

- эффективность государственной денежно-кредитной политики Центрального Банка;

- ознакомление с текущим состоянием дел, в частности – с опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;

- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 482.00 Кб (Скачать)

    За 2009 год 37 банков, или 3,3% от общего количества действующих кредитных организаций, расширили свою деятельность путем  получения дополнительных лицензий

    По  состоянию на 1.01.2010 из общего количества действующих кредитных организаций:

- 886, или  79,9%, имеют лицензии на право  привлечения во вклады денежных  средств физических  лиц по  сравнению с 906, или 79,8%, на 1.01.2009;

- 736, или  66,4%, имеют право на осуществление  банковских операций со средствами  в рублях и иностранной валюте  против 754, или 66,4%, на 1.01.2009;

- 298, или  26,9%, имеют генеральную лицензию  на осуществление банковских  операций по сравнению с 300, или 26,4%, на 1.01.2009;

-  203 или 18,3%, вправе осуществлять операции  с драгоценными металлами на  основании лицензий на привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов или разрешений на  совершение операций с драгоценными  металлами по сравнению со 199, или 17,5%, на 1.01.200938.

    В 2008 году незначительно увеличилось  число филиалов действующих кредитных  организаций — на 1.01.2009 их количество составило 3470 против 3455 на 1.01.2008 (увеличение составило 0,4%). Из общего количества филиалов кредитных организаций на территории Российской Федерации по состоянию на 1.01.2009 действуют 775 филиалов Сбербанка России ОАО, их число сократилось по сравнению с 1.01.2008 на 34. В 2008 году сохранилась тенденция к увеличению количества внутренних структурных подразделений кредитных организаций, таких как дополнительные офисы, операционные офисы и передвижные пункты кассовых операций. При этом сократилось общее число операционных касс вне кассового узла и кредитно-кассовых офисов (с 14 689 до 13 871 и с 1543 до 1445 соответственно). Общее количество внутренних структурных подразделений кредитных организаций и их филиалов увеличилось на 2389 единицы и составило 38 148 на 1.01.2009 против 35 759 на 1.01.2008 года. Уровень обеспеченности банковскими услугами с точки зрения количества внутренних структурных подразделений на 100 тыс. населения повысился с 25 в 2007 году до 27 на конец 2008 года.

    В 2009 году Банком России зарегистрировано 274 выпуска акций, из которых 94,5% составляют выпуски, осуществляемые с целью  увеличения уставного капитала, 3,7% - выпуски акций, осуществляемые в рамках создания кредитных организаций путем учреждения и преобразования, 1,8% выпусков осуществлены с целью дробления, консолидации и конвертации акций (в 2008 году аналогичные показатели составили 92,6%; 4,7% и 2,7% соответственно), что на 27 процентных пунктов ниже аналогичного показателя 2007 года39.

    По  сравнению с 2008 годом в 2009 году отмечено уменьшение суммарного номинального объема зарегистрированных выпусков акций  с 201,7 до 174,5 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом данный показатель уменьшился со 176,4 до 126,9 млрд. рублей. Данное изменение связано главным образом с уменьшением объема выпусков акций, зарегистрированных при дроблении акций, с 68,1 до 0,1 млрд. рублей. Номинальный объем выпусков акций, зарегистрированных с целью увеличения уставного капитала, в 2009 году по отношению к 2008 году увеличился на 33,1% — со 126,9 до 168,9 млрд. рублей.

    Номинальный объем зарегистрированных выпусков облигаций в 2009 году по сравнению  с 2008 годом увеличился на 15,3% и составил 344,4 млрд. рублей. При этом размещено 17,9% от номинального объема выпущенных в отчетный период облигаций на сумму 61,7 млрд. рублей, что ниже аналогичного показателя 2008 года, который составил 33,3%, или 99,5 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году зарегистрированы отчеты и получены уведомления об итогах 30 выпусков облигаций на сумму 105,5 млрд. рублей, государственная регистрация которых была осуществлена в период до 1.01.2009.40

    Всего в 2009 году аннулировано в связи с неразмещением ни одной ценной бумаги 49 выпусков ценных бумаг на сумму 84,7 млрд. рублей, в том числе 21 выпуск акций на сумму 13,2 млрд. рублей и 28 выпусков облигаций на сумму 71,5 млрд. рублей. В связи с неблагоприятной ситуацией на финансовом рынке данные показатели значительно превышают аналогичные показатели 2008года, когда было аннулировано 18 выпусков ценных бумаг на сумму 7,7 млрд. рублей, в том числе 15 выпусков акций на сумму 3,5 млрд. рублей и 3 выпуска облигаций на сумму 4,2 млрд. рублей.

    Инспектирование кредитных организаций

    Вопросы инспектирования кредитных организаций  предусмотрены ст.55 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» и инструкцией  № 108-И «Об организации инспекционной  деятельности Центрального банка». Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся на основании планов проверок, которые составляются на каждый квартал указанными в инструкции структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями и утвержденными руководителями этих подразделений и учреждений. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся с периодичностью, необходимой для целей банковского надзора и регулирования. При этом комплексные проверки осуществляются в каждой кредитной организаций, как правило, не реже одного раза в два года. Комплексные проверки проводятся в срок до 60 дней. Допускается продление этого срока руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней.

    В связи с кризисными явлениями  в экономике, в том числе в  банковском секторе акценты проверок были переориентированы на вопросы управления ликвидностью, своевременности проведения платежей, оценки перспектив деятельности кредитных организаций41.

    Всего в 2007 году уполномоченными представителями  Банка России было проведено 1742 проверок кредитных организаций (их филиалов), а в 2008 году было проведено 1510 проверок, что на 15% меньше предыдущего года. В 2009 году это показатель составил 1450 проверок. Из общего числа проверок, проведенных в кредитных организациях (их филиалах) в 2009 году, 285 (19,7%) были комплексными, 1165 (80,4%)  тематическими, в 2008 году, 299 (19,8%) были комплексными и 1211 (80,2%) тематическими, а в 2007,  393 (22,6%) были комплексными, 1349 (77,4%) тематическими  (См. Рис.9):

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 9 Динамика комплексных и тематических проверок Банком России с 2007-2009 год 

    При этом в рамках комплексных проверок кредитных организаций было проведено 67 проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка  России ОАО, где проводились только тематические проверки).

    Всего в 2008 году проверки были проведены в 824 кредитных организациях (72,5% от количества действующих на 1.01.2008 кредитных организаций) и 462 филиалах кредитных организаций (13,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций), включая 44 филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов Сбербанка России ОАО). В соответствии со Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка, или 74% от общего количества проведенных проверок. Из них 691 — в кредитных организациях, 41 — в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, 385 — в филиалах других кредитных организаций, 4 — во внутренних структурных подразделениях кредитных организаций. В 2009 году было проведено 205 плановых межрегиональных проверок кредитных организаций (их филиалов)42.

    На  внеплановой основе в 2009 году уполномоченными представителями Банка России проведено 389 проверок (26% от общего количества проведенных проверок).

    Из  общего числа внеплановых проверок 98 проверок (25,2% от их общего количества) были проведены на основании решений  руководства Банка России. В ходе таких проверок основное внимание уделялось  тем видам банковской деятельности, которые связаны с повышенными рисками, в частности, оценке качества активов кредитных организаций, состоянию ликвидности, соблюдению расчетной дисциплины, в том числе своевременности и полноте проведения клиентских платежей43.

    Основная  часть внеплановых проверок (291, или 74,8% от общего количества внеплановых проверок) была проведена по решению руководителей территориальных учреждений Банка России. В связи с увеличением уставного капитала кредитной организации более чем на 20% от ранее зарегистрированного размера проведено 246 проверок, ходатайствами кредитных организаций о расширении деятельности — 24 проверки. В связи с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) проведено 17 проверок. Проведены 4 проверки соответствия активов, предоставляемых банками в обеспечение кредитов Банка России, критериям, установленным Положением Банка России от 12.11.2007 №312-П “О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами”.

    В ходе проведенных в 2008 году проверок выявлены 16 997 нарушений в деятельности кредитных организаций (их филиалов). Наибольшее количество нарушений касается требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную часть составили нарушения при проведении кредитных операций — 3794 (22,3%), организации работы по ведению бухгалтерского учета — 1569 (9,2%), достоверности учета и отчетности — 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операций было допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства – в 862 случаях (5,1%)44.        

    Проанализировав сложившуюся ситуацию в сфере  регулирования и надзора проводимого Банком России можно отметить, что централизация инспекционной деятельности  была направлена на повышение качества и эффективности проверок, снижение инспекционной нагрузки на кредитные организации, повышение независимости инспекторов, маневрирование инспекционными ресурсами, обмен опытом, улучшение взаимодействия подразделений инспектирования и надзора. Продолжающийся рост  работы по автоматизации инспекционной деятельности, дает свои положительные результаты, повышая качество процессов планирования, проведения и дальнейшего учета проверок кредитных организаций (их филиалов), выполнение работ. 

2.4 Оценка эффективности государственной денежно-кредитной политики Центрального банка 

    Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики отражают главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяют меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.

    Основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 7-8,5% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю). Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса45.

    При разработке денежно-кредитной политики на период 2010-2012 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители.

    Процентная  политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики. Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.46

    Банк  России серьезно преуспел в проведении своей политики, строящейся на следовании за экономической ситуацией и  встраивании в нее основных денежно-кредитных  параметров. В то же время говорить о том, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ решающим образом влияет на количественные значения этих денежно-кредитных параметров, не приходится. Это собственно констатируют «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов», все сценарии которых строятся в зависимости от цен на нефть и соответствующих им темпов роста и движения капитала.

Информация о работе Роль и функции Банка России при реализации денежно-кредитной политики