Реорганизация и ликвидация кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

На формирование банковского законодательства оказывают влияние хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д.

Содержание

Введение
1. Формы реорганизации кредитных организаций
2. Добровольная и принудительная ликвидации кредитных организаций
3. Практическое задание
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реорганизация и ликвидация кредитных организаций,банковское право.docx

— 28.14 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
      Содержание 

       Введение

  1. Формы реорганизации кредитных организаций
  2. Добровольная и принудительная ликвидации кредитных организаций
  3. Практическое задание
  4. Список использованной литературы
 
 
  3

5

9 

  12

  15

  
   
 
 
 
 
 
 
 

   1. Введение

   На  формирование банковского законодательства оказывают влияние хозяйственные  потребности общества, развитие тех  или иных сфер экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных  банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д. Нормы, регулирующие правовое положение  центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку  основной задачей таких банков по законодательству большинства стран  является поддержание устойчивости национальной валюты.

   Государство в целях обеспечения стабильности в экономике стремится к стабильности в банковской системе. Для достижения этой цели оно старается балансировать  между тем, чтобы, с одной стороны, предоставить банкам как можно больше предпринимательской самостоятельности, но, с другой стороны, чтобы не дать банкам ущемить интересы государства  и общества в целом. 

   К сожалению, во всем мире, и в России в том числе, такой баланс не в  полной мере соблюдается. Российское законодательство, во-первых, не отличается стабильностью  и уже по одной этой причине  не способно обеспечить обществу искомый  баланс интересов. Во-вторых, оно не отличается качеством принимаемых  норм, которые нередко противоречат друг другу. В-третьих, большинство  действующих нормативных актов  банковской сферы носят подзаконный  характер, что, конечно, нельзя признать удовлетворительным, учитывая особенности  объекта регулирования банковского  законодательства.

   В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

   Следующим в системе банковского законодательства следует назвать Гражданский  кодекс РФ (ч. 1 и 2). В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает  понятие и содержание договоров  банковского вклада, банковского  счета, кредитного договора, основания  ответственности сторон и т.п.

   В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные  нормативные акты. Банковскому праву  вообще присуще многоуровневое нормативное  регулирование, что также нельзя признать положительным фактом.

   До 1987 г. в России банковскую систему  составляли Госбанк СССР, Стройбанк  СССР, Внешторгбанк СССР. За рубежом  работала система совзагранбанков. В 1987 г. началась реформа банковской системы. На первом этапе была создана  двухуровневая банковская система, то есть центральный эмиссионный  банк и государственные специализированные банки. К числу последних относились Промстройбанк (промышленно-строительный банк), Агропромбанк (агропромышленный банк) и другие 
 
 

 

2. Формы реорганизации кредитных организаций

   Реорганизация представляет собой один из видов  действий, в результате которого происходит создание (или прекращение деятельности) одного, либо нескольких новых юридических  лиц.

   Следует заметить, что кредитная организация - это особый субъект гражданско-правовых отношений, поскольку в силу своей  правовой природы затрагивает интересы множества как юридических, так  и физических лиц, в силу этого  существуют определенные особенности  правового регулирования их деятельности [4; 135]. Это отражается и в вопросах о реорганизации кредитных организаций. Поскольку кредитные организации  являются особыми субъектами права, то для них предусмотрена своя, особая процедура реорганизации.

   Реорганизация кредитных организаций в России осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

   - Федеральным законом «О Банках  и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1;

   - Положением Банка России от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных  учреждений в форме слияния  и присоединения»;

   - Инструкцией Центрального Банка  России «О порядке принятия  Банком России решения о государственной  регистрации кредитных организаций  и выдаче лицензий на осуществление  банковских операций» от 14. 01. 2004 № 109-И;

   - Указанием Центрального Банка  России «Об опубликовании в  «Вестнике Банка России» сообщения  кредитной организации о принятом  решении о реорганизации или об уменьшении уставного капитала», от 11.08.2004 № 1487-У;

   И может быть осуществлена в одной  из следующих форм:

   - слияние;

   - присоединение;

   - выделение;

   - разделение;

   - преобразование.

   Можно отметить, что любая из этих форм реорганизации имеет свои особенности, однако для всех из них является общим следующие условия [1, 35]:

   - при любой из форм реорганизации  с созданием нового юридического  лица Центральный банк Российской  Федерации рассматривает вопрос  о выдаче ему лицензии на  осуществление определенных банковских  организаций;

   - реорганизуемые кредитные организации  уведомляют Центральный Банк  Российской Федерации в течении  одного месяца со дня принятия  решения о реорганизации, а  также, в течении этого же  срока предоставляют документы  необходимые для регистрации;

   - при реорганизации взимается  установленный законодательно регистрационный  сбор;

   - информация о любой реорганизации  является обязательной к опубликованию  на страницах «Вестника Банка  РФ».

   В целом реорганизация, как правило, производится как мера по предупреждению банкротства кредитной организации [1; 39].

   Теперь  рассмотрим особенности каждой из указанных  выше форм реорганизации кредитных  учреждений [2; 56-58].

   Слияние кредитных организаций подразумевает то, что происходит слияние двух и более кредитных организаций, при этом создается новое юридическое лицо (кредитная организация) к которому, в соответствии с передаточным актом переходят все права и обязанности сливаемых кредитных организаций, тем самым вновь созданная кредитная организация является правопреемником сливаемых кредитных организаций.

   Реорганизация в форме присоединения заключается в том, что к некоей кредитной организации присоединяются одна или несколько кредитных организаций, при этом новое юридическое лицо не создается, однако присоединяемые кредитные организации прекращают свое существование как юридические лица. Присоединение производится также на основании передаточного акта.

   Реорганизация в форме выделения происходит при выделении из состава кредитной организации одной или нескольких, новых кредитных организаций, к каждой их которых переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

   Реорганизация в форме разделения предусматривает, что при разделении кредитной организации на две и более новых организации, ее права и обязанности переходят к вновь возникшим банкам и небанковским кредитным организациям в соответствии с разделительным балансом. Таким образом, при разделении вместо прекращающей свое существование организации возникают (создаются) две или более новых.

   Реорганизация кредитной организации  в форме преобразования.

   При преобразовании кредитной организации -- юридического лица одного вида в юридическое  лицо другого вида -- к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

   В ряде случаев требование о реорганизации  кредитной организации может  исходить от ЦБ РФ, который вправе требовать  реорганизации, если кредитная организация:

   - не удовлетворяет требования  отдельных кредиторов по денежным  обязательствам

   - допускает снижение собственных  средств по сравнению с их  максимальной, величиной, достигнутой  за последние 12 месяцев более  чем на 30%;

   - нарушает установленный ЦБ РФ  норматив текущей ликвидности  в течение последнего месяца  более чем на 20%.

   В данном случае реорганизация рассматривается  как форма финансового оздоровления организации [2; 205]. При получении  требования о реорганизации, руководитель кредитной организации обязан обратиться к общему собранию участников (учредителей) и уведомить ЦБ РФ о принятых решениях. 
 
 

   3. Добровольная и принудительная ликвидации кредитных организаций

   Выше  уже было отмечено, что кредитная  организация - особый субъект права  и вопросы ее ликвидации в юридической  практике решаются иначе, чем например ликвидация других коммерческих организаций.

   Ликвидация  кредитных организаций осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

   - Федеральным законом «О Банках  и банковской деятельности» от 02.12.1990 , № 395-1;

   - Федеральным законом «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций»  от 25.02.1999 № 40-ФЗ;

   -Федеральным  законом «О центральном банке  Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 № 86-ФЗ;

   - Гражданским кодексом Российской  Федерации;

   В целом, ликвидация кредитной организации  может произойти в связи с  отзывом лицензии, с окончанием срока  ее действия, в том случае если у  кредитной организации имеются  определенные нарушения и т.п. Подтверждением факта о ликвидации является внесение записи об этом в Государственный  реестр и получения свидетельства  о ликвидации. В среднем ликвидация кредитной организации занимает в среднем 9-12 месяцев. Ликвидация кредитной  организации может быть инициирована по решению ее участников (добровольная) или по решению суда (принудительная). Процедура ликвидации требует от кредитного учреждения безупречных  бухгалтерских документов и завершения всех сделок. При этом на предприятии  не должно быть никаких задолженностей.

   Рассмотрим  подробнее процедуры добровольной и принудительной ликвидации.

   Добровольная  ликвидация подразумевает то, что  инициатива о ликвидации исходит  непосредственно от кредитной организации, а точнее от учредителей или участников кредитной организации.

   Ликвидация  компании может быть вызвана различными причинами, однако действующее законодательство, выделяет только два:

   - в связи с истечением срока, на который было создано кредитная организация (в том случае если в учредительных документах указан конкретный срок существования организации);

   - по причине достижения цели, ради которой создавалась кредитная организация.

   После принятия, в установленном порядке, решения о добровольной ликвидации кредитной организации со стороны  ее учредителей или участников, Центральный  Банк России принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление  банковских операций конкретной организации. Отметим, что в том случае если решение о ликвидации было принято  с нарушением законодательных норм, а также, в том случае, если у  кредитной организации недостаточно средств для расчета со всеми  кредиторами Банк России отказывает в добровольной ликвидации кредитной  организации.

Информация о работе Реорганизация и ликвидация кредитных организаций