Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:12, реферат
Реформа банковской системы 1859–1860 гг. Причины проведения реформы К середине XIX в. назрела необходимость в развитии частного капиталисти-ческого кредита. Огромные денежные накопления в 1 млрд руб. были почти цели-ком оторваны от торгово-промышленного оборота и шли на обслуживание дво-рянства либо на государственные нужды. Купцы и промышленники, вынужденные обращаться к услугам ростовщиков, платили очень высокие проценты по ссудам. Начавшееся развитие промышленности, организация акционерных компа-ний, развитие биржевых операций, строительство железных дорог обусловили необходимость создания кредитных учреждений, ориентированных на кратко-срочное кредитование торгово-промышленного оборота. В то же время в стране шел процесс накопления ссудного капитала. Так, в частности, в первые годы царствования Александра II (1855–1881) наблюда-лось увеличение суммы частных вкладов в государственных кредитных учреж-дениях. К 1 января 1855 г. она составляла 873 млн руб., к 1 января 1856 г. под-нялась до 924 млн, к 1 января 1857 г. — до 1002 млн, а к средине 1857 г. — до 1276 млн руб. К окончанию Крымской войны (1853–1856) сумма вкладов, привле-ченных кредитными учреждениями, превысила выданные ссуды на 150 млн руб., за которые вкладчикам приходилось выплачивать 6 млн руб. процентов ежегодно, что было убыточным для казны.
Реформа банковской системы 1859–1860 гг. Причины проведения реформы К середине XIX в. назрела необходимость в развитии частного капиталисти-ческого кредита. Огромные денежные накопления в 1 млрд руб. были почти цели-ком оторваны от торгово-промышленного оборота и шли на обслуживание дво-рянства либо на государственные нужды. Купцы и промышленники, вынужденные обращаться к услугам ростовщиков, платили очень высокие проценты по ссудам. Начавшееся развитие промышленности, организация акционерных компа-ний, развитие биржевых операций, строительство железных дорог обусловили необходимость создания кредитных учреждений, ориентированных на кратко-срочное кредитование торгово-промышленного оборота. В то же время в стране шел процесс накопления ссудного капитала. Так, в частности, в первые годы царствования Александра II (1855–1881) наблюда-лось увеличение суммы частных вкладов в государственных кредитных учреж-дениях. К 1 января 1855 г. она составляла 873 млн руб., к 1 января 1856 г. под-нялась до 924 млн, к 1 января 1857 г. — до 1002 млн, а к средине 1857 г. — до 1276 млн руб. К окончанию Крымской войны (1853–1856) сумма вкладов, привле-ченных кредитными учреждениями, превысила выданные ссуды на 150 млн руб., за которые вкладчикам приходилось выплачивать 6 млн руб. процентов ежегодно, что было убыточным для казны.
Таким образом, существовал целый ряд серьезных оснований, вызвавших необходимость преобразования деятельности российских банковских учрежде-ний. В создавшихся условиях Министерством финансов был разработан проект преобразований, согласно которому прежде чем перестроить деятельность кре-дитных учреждений, предполагалось понизить процент, уплачиваемый вклад-чикам с 4 до 3, а также выпустить внутренний займ в виде четырехпроцент-ных непрерывно доходных билетов. Такая мера должна была, по мнению ав-торов проекта, заставить вкладчиков затратить часть своих вкладов на при-обретение этих билетов, а, следовательно, сократить убытки казны, обуслов-ленные необходимостью уплачивать проценты по праздно лежащим вкладам. Необходимо отметить, что были различные точки зрения относительно данного проекта, в частности предсказывались отрицательные последствия снижения процентов по вкладам. Так, отрицательное отношение к проекту бы-ло высказано в докладной записке директора Особенной канцелярии по кре-дитной части Ю.А. Гагемейстера, направленной председателю комитета финан-сов великому князю Константину Николаевичу. Основная идея записки заключалась в том, что понижение процентов по вкладам несправедлива в отношении вкладчиков и не принесен выгоды казне. Ю.А. Гагемейстер писал, что при разработке реформы не был учтен уровень развития частных кредитных учреждений, выплачивающих по вкладам от 8 до 12 %. В связи с этим, по мнению Ю.А. Гагемейстера, снижение процентов по вкладам должно привести к катастрофическому отливу вкладов, и для того, чтобы расплатиться с вкладчиками государство будет вынуждено дополни-тельно эмитировать бумажные деньги или выпустить новый заем. В послед-нем случае затраты на выпуск займа сведут на нет предполагаемую выгоду от понижения процентов по вкладам. В рассматриваемой записке также подчер-кивалось, что, принимая вклады, государственные банки способствуют со-кращению количества находящихся в обращении бумажных денег, а это поло-жительно влияет на денежное обращение. Предполагаемое же «выталкивание» вкладов должно привести к падению курса бумажных денег.
Тем не менее, специальным указом от 1 июня 1857 г. проценты по вкладам были понижены с 4 до 3-х, одновременно были выпущены четырехпроцентные непрерывно доходные билеты. Это привело к невиданному отливу вкладов из кредитных учреждений. В конце 1859 г. этот процент был снижен до двух, что вызвало дальнейший катастрофический отлив вкладов. «В 1857 г. было востребо-вано 299 млн руб., в 1858 г. — 355,6 млн, в 1859 г. — 304,1 млн руб. Общая сум-ма вкладов понизилась с 1,276 млн в 1857 г. до 970 млн в 1859 г., а кассовая на-личность — с 140 млн до 20 млн руб. Между тем отток вкладов не прекращался, и положение государственных кредитных учреждений становилось критическим. Пришлось принять ряд мер, чтобы спасти их от банкротства»
Правительство экстренно изыскивало средства для расплаты с вкладчи-ками. Так, в 1859 г. был заключен внешний заем на 12 млн ф. ст. и выпущены были новые кредитные билеты на 69 млн руб. В 1860 г. заключили новый внешний заем на 8 млн ф. ст. В условиях значительного ухудшения состояния денежного обращения и кредитных учреждений правительство приступило к подготовке банковской реформы (что же касается последовавших за этим преоб-разований в организации денежного обращения, то речь об этом пойдет в восьмом вопросе данной главы).
Разработка проекта банковской реформы
Ликвидация казенных банков началась с подписания указа от 16 апреля 1859 г. о приостановке выдачи ссуд под населенные имения. 10 июля 1859 г. по высочайшему повелению в Петербурге были учреждены комиссии по пересмот-ру банковской и налоговой системы. Всего их было четыре: Комиссия по преоб-разованию Государственного коммерческого банка, Комиссия по земским бан-кам, Комиссия по улучшению системы податей и пошлин и Комиссия по со-ставлению правил для фабрик и заводов. Состав «банковских» комиссий был определен министром финансов А.М. Княжевичем. Правительственная Комиссия для устройства земских банков из 14 чело-век приступила к работе 25 августа 1859 г. В ее состав вошли все члены кружка при министре финансов. Председателем комиссии был назначен Ю.А. Гагемей-стер — директор Особенной канцелярии по кредитной части. Банковские комиссии признали необходимым решить три основные зада-чи, стоявшие перед банковской государственной системой страны:
приостановить утечку вкладов и консолидировать их;
ликвидировать старые кредитные учреждения;
организовать новую систему банков в России.
Одной из первоочередных либеральных мер по реорганизации банковской системы, предложенных комиссией для устройства земских банков, была ликви-дация казенных банков. В качестве переходной формы организации ипотечного кредита Комиссия предложила открыть при приказах общественного призрения особые земские кредитные отделения, которые по мере развития должны были реорганизовываться в «самостоятельные кредитные общества на началах полного и независимого частного товарищества». Однако проект не был принят. Автором проекта о преобразовании банковской системы России был Е.И. Ламанский. Этот проект предусматривал создание двух государственных банков: Коммерческого банка краткосрочного кредитования и так называемого Земского банка долгосрочного ипотечного кредитования. В отношении поземельного кредита Комиссия по пересмотру банковской системы высказалась за полную свободу частного кредита. В отношении создания нового государственного банка члены «банков-ских» комиссий высказались за реформирование Коммерческого банка и сосре-доточение государственных кредитных установлений в одном ведомстве.
Относительно реформирования Коммерческого банка была принята идея Е.И. Ламанского о расширении филиальной сети банка и круга его операций. Также была принята идея Е.И. Ламанского о консолидации вкладов государст-венных кредитных установлений, но путем выпуска пятипроцентных банков-ских билетов. По завершении консолидации предполагалось открыть операции нового государственного кредитного учреждения, передав ему вклады из под-лежащих ликвидации государственных кредитных установлений. Комиссия возложила на Е.И. Ламанского внедрение пятипроцентных бан-ковских билетов и составление устава для центрального государственного кре-дитного учреждения, получившего название Государственного банка.
Содержание реформы
Эта реформа, проведенная в 1860 г., состояла в ликвидации старых госу-дарственных кредитных учреждений, Государственного Коммерческого и Госу-дарственного Заемного банков и в организации нового государственного кре-дитного учреждения — Государственного банка. Дела Коммерческого банка были переданы в новый Государственный банк, а дела Заемного банка — в Петер-бургскую Сохранную Казну. В то же время Сохранные Казны и Приказы Обще-ственного Призрения должны были прекратить банковские операции и ограни-читься лишь расчетом со своими прежними заемщиками. Поступавшие к ним суммы они должны были передать в Государственный банк. На Государст-венный банк была возложена обязанность ликвидировать (за счет казначейства) счета старых кредитных учреждений, т.е. инкассировать суммы, поступающие от заемщиков этих учреждений, и рассчитаться с их вкладчиками, ввиду чего на его счета были перенесены вклады и активы этих учреждений. 31 мая 1860 г. был утвержден устав нового государственного банка. На этот банк была возложена задача содействовать торгово-промышленному обороту страны. Государственный банк развил учетно-ссудные операции, а также способ-ствовал развитию частного акционерно-коммерческого кредита. Одновременно царское правительство начало поощрять образование ча-стных коммерческих банков. К моменту создания государственного банка долг казны бывшим кредитным учреждениям составлял 252 млн руб., а помещиков — 232 млн руб. К концу 80-х гг. задолженность помещиков была ликвидирована.