Развитие инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Сущность и виды инфляции
1.1 Понятие и виды инфляции……………………………………………….4-9
1.2 Причины инфляции………………………………………………………..9-11
2 Методы стабилизации денежного обращения.
2.1 Антиинфляционная политика государства…………………………………………12-18
2.2 Денежная реформа…………………………………………………………………...18-20
3 Развитие инфляционных процессов в Республике Беларусь………………….21-27
Заключение………………………………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем  борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в  механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести: 
• оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы “А” и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий); 
• наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора); 
• нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой; 
• активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

• конверсию военного производства; 

• развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.[1,c.90-96]

       Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по содержанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

— дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете плате-жеспобного спроса. Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого “перегрева” экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей; 
— политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Однако это не приемлют так называемые “рыночники”, являющиеся сторонниками “нерегулируемого рынка” и не понимающие, что в рыночной экономике действуют два регулятора: рынок и государство. Между тем второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

       К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

• ежегодное  установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует о том, что стабилизационные программы всегда осуществляются за счет трудящихся;

• оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг (выгодных и надежных прежде всего) преимущественно среди институционных инвесторов — банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п. Характерно, что во Франции после второй мировой войны устанавливался лимит обязательной покупки государственных ценных бумаг частными банками. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей; 
• гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между правительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует о том, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных актов, но для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть связана с тем, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой; 
• совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его споры с кейнсианством завершились синтезом рыночного и государственного регулирования. В данном случае важное значение имеют совершенствование структуры денежной массы, внедрение безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использование нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов (например, выпуск смешанных займов с участием иностранных банков и фирм); 
• внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов. Что же касается перехода к фиксированному курсу национальной денежной единицы, то следует заметить, что в мировой практике фиксированный валютный курс уступил место более гибкому, регулируемому плавающему курсу. Поэтому, основываясь на опыте Европейской валютной системы, целесообразно вводить реальные пределы допустимых колебаний курса, а не переходить к фиксированному валютному курсу, что приведет к множественности курсовых соотношений и нежелательным последствиям;

• борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, — использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Наиболее компетентные экономисты говорят о том, что цивилизованный свободный рынок имеет границы, определяемые законодательством. 
В то же время различия между научными школами по поводу стабилизации экономики остаются. Так, монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции. 
Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы. При этом ортодоксальные кейнсианцы полагают, что сокращение инфляции достижимо не путем контроля за денежным спросом и заработной платой, а за счет увеличения производственного импорта, что требует экспансионистской политики центральной власти, в особенности высокого бюджетного дефицита. Они считают, что увеличение правительственных расходов, а также социальных выплат ведет к росту прибылей предприятий, что в свою очередь увеличивает инвестиции и ускоряет выход из спада.

В то же время  компромиссная программа, построенная  на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

• по-новому строить  бюджетную политику, т.е. вместо того чтобы сбалансировать бюджет в течение  одного года, лучше стремиться выровнять  его в течение более длительного периода, например 3—5 лет;

• понижение  процентных ставок, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

• проведение благоприятствующей рынку промышленной политики (налоги, субсидии и т.д.), поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип “чем меньше государства в экономике, тем лучше”;

• выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

• проведение последовательной приватизации, преследующей улучшение  эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

• проведение либеральной  внешнеэкономической деятельности. 
Представляет интерес программа стабилизации, предложенная в свое время заместителем председателя Совета Министров и министром финансов Польши Л. Бальцеровичем и включающая в себя пять основных направлений:

• ограничение  роста доходов при помощи прогрессивной школы налогообложения;

• введение свободного валютного рынка в отказ от фиксированного курса злотого;

• комплекс фискальных мероприятий, обеспечивающих резкое уменьшение централизованных субсидий и отказ от льготного налогообложения;

• жесткая кредитная  политика, предусматривающая значительный рост ссудного процента, особенно по долгосрочным кредитам;

• дальнейшее уменьшение государственного контроля над ценами.

Многие экономисты считают, что стабилизировать денежное обращение можно путем повышения оптовых и розничных цен или так называемой либерализацией цен, а также посредством расширения объемов производства продукции и платных услуг. 
Однако повышение оптовых цен ведет к возникновению у предприятий “лишних” денег (в безналичной форме), которые в дальнейшем начинают воздействовать на наличный денежный оборот. В свою очередь, повышение розничных цен, так же как и рост объемов производства продукции, не ведет к устранению общего дефицита, если в государстве остаются “лишние” деньги. Характерно, что в развитой рыночной экономике денежное обращение регулируется путем использования учетной ставки центрального банка, операций на открытом рынке ценных бумаг, использования нормативов обязательных банковских резервов, установления стандартов банковской ликвидности.[7,c. 47-52]

2.2 Денежная  реформа

 

На стабилизацию денежного обращения и ограничение  инфляции направлены также денежные реформы. При этом экономическая  теория и мировой опыт свидетельствуют о том, что денежная реформа, связанная с введением новой денежной единицы, представляет собой одну из мер по выводу экономики из кризиса и ее последующей стабилизации. Поэтому принципы и конкретные меры проведения денежной реформы самым тесным образом увязываются с действиями по реализации экономической политики государства. При этом денежная реформа должна проводиться не ради реформы, а с целью макроэкономической стабилизации и получения дополнительных импульсов по проведению в последующем эффективной денежно-кредитной, ценовой, налоговой и инвестиционной политики, снятия ограничений по привлечению зарубежных государственных и частных инвестиций в сферу производства и обращения. Необходимый комплекс мер должен приниматься последовательно и согласованно друг с другом.

Денежная реформа  – это полное или частичное  преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами:

  • нуллификация – это процедура аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введение новых денег;
  • реставрация – это восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы ( в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной валюты;
  • девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменшение официального валютного курса прежде всего к $ США;
  • деноминация – укрупненные масштабы цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.

Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей:

• привести в  соответствие товарную и денежную массы (как путем осуществления дифференцированно-конфискационных  мероприятий, так и без них) и ввести новую национальную денежную единицу;

• остановить сползание  экономики к развитию инфляционных процессов и, соответственно, к обесценению  введенной национальной денежной единицы;

• ограничить на определенный период рост заработной платы, для чего может быть использовано “замораживание” ее и, соответственно, потребительских цен

• установить жесткие  пределы эмиссии новых денежных знаков, а также осуществить строжайший контроль за движением наличной и безналичной денежной массы;

• стабилизировать экономическим путем валютный курс введенной национальной денежной единицы при условии, что на первом этапе реформы ее обменный курс будет относительно жестким по отношению к сильным валютам.[3,c.51-56]

 

 

 

 

 

 

3 Развитие инфляционных  процессов в Республике Беларусь.

Последние пять лет в динамике инфляционных процессов  наблюдались две разнонаправленные  тенденции - интенсивное, с 14,4 до 6,6%, снижение уровня инфляции в период 2004-2006 гг., затем, в 2007-2008 гг., - резкое увеличение инфляции до 12,1 и 13,3% соответственно.Рисунок 3.1

Следует отметить, что в годы увеличения уровня инфляции относительные темпы роста цен  на продовольственные товары и потребительские  услуги для населения (особенно услуги жилищно-коммунального хозяйства) существенно опережали темпы роста цен потребительского рынка в целом.

Тенденции последних  двух лет тесно корреспондируют  с общемировыми тенденциями. В 2007-2008 гг. инфляция достигла своих пиковых  значений практически во всех странах  мира вследствие быстрого роста цен на продовольствие и топливо.

Информация о работе Развитие инфляционных процессов в Республике Беларусь