Пути развития банковской системы России в условиях преодоления мирового финансового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:09, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение путей развития банковской системы России в условиях преодоления мирового финансового кризиса.

Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие вопросы.

- составляющие банковской системы РФ;

- уроки финансового кризиса как, направления развития банковской системы;

- направления развития банковской системы.

Содержание

Введение 3

1. Составляющие современной банковской системы России. 4

2. Пути развития банковской системы России в условиях преодоления мирового финансового кризиса. 8

Заключение. 15

Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

ДКБ.docx

— 40.45 Кб (Скачать)

     Чтобы работала банковская система и финансовые рынки, необходим подъем экономики.

     2) Кризис показал важность сохранения  стабильности и эффективного  функционирования банковской системы,  финансовых рынков, обеспечение их ликвидности, а также бесперебойности выполнения ими своих функций.

     3) К проблемам (в роде кризиса) следует готовиться заранее. В этом случае возрастает роль надзорного органа, его полномочий. А именно,   наделяя надзорный орган и других участников системы поддержания финансовой стабильности необходимыми полномочиями, широким инструментарием и достаточными ресурсами, могут решаться следующие вопросы:

     - выявление проблемных банков,

     - немедленное надзорное воздействия для улучшения финансового состояния составляющих банковской системы

     - упорядочение ликвидации несостоятельных кредитных организаций.

     4) Кризис показал необходимость  формирования комплексной системы регулирования и надзора, обеспечивающей своевременное выявление и адекватное реагирование на системные риски и угрозы, возникающие из-за появления финансовых инноваций, распространения новых финансовых продуктов, изменения бизнес-процессов и практики деятельности финансовых организаций. Система поддержания финансовой стабильности, по мнению специалистов банковского дела, должна включать в себя четыре элемента:

  • страхование депозитов (вкладов),
  • страхование кредитора последней инстанции,
  • пруденциальное (государственно-властное) регулирование и надзор,
  • механизмы урегулирования несостоятельности финансовых институтов.

     5) Кризис показал, что банкам  требуется разделение по выполняемым  функциям и степени регулирования.  Крупные, системно значимые банки  и финансовые группы требуют  особого режима пруденциального (государственно-властного)  регулирования и надзора, а также регулирования несостоятельности. Суть в том, что для каждого вида банка определяется свое место в банковской деятельности. Важность банка может определяться дестабилизацией всей банковской системы при его потере. На место банка в банковской деятельности также могут влиять:

  • возможность быстрой и безопасной ликвидации банка без дестабилизации финансовой системы;
  • подверженность налогоплательщиков и вкладчиков  риску убытков от деятельности банка.
  • возможность банкротства экономических контрагентов банка

     6) Кризис выявил роль эффективности  функционирования системы страхования вкладов, которая способна оказывать значительное стабилизирующее влияние на банковскую систему и социальную стабильность в обществе.

     Рассмотрев  проблемы,  которые высветил финансовый кризис, можно определить и направления развития банковской системы.

     Самое главное направление совершенствования и развитие банковской системы, это ее направленность на подъем экономики. То есть, хозяйствующие субъекты, должны ощутить в банках особенности финансовой поддержки.

     Конкуренция банков в завоевании внимания коммерческих организаций будет способствовать в дальнейшем росту качества банковских услуг. В связи с этим, также  следует отметить, что росту здоровой конкуренции будет способствовать сокращение доли банков с государственным  участием. Другими важными перспективами  являются повышение собственного капитала банков, совершенствование управления рисками  и регулирования банковской деятельности. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны, их решение позволит добиться выхода российской банковской системы на качественно новый уровень.

     Среди изменений, касающихся капитала кредитных организаций, прежде всего можно отметить такие факторы, как постепенное увеличение требований к минимальному капиталу банков: в соответствии с поправками к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 28 февраля 2009. Так с 1 января 2012 г. собственный капитал банков не должен быть менее 180 млн. руб. Целями повышения требований к капиталу является стимулирование слияния и поглощения в банковском секторе, а также уход с рынка нежизнеспособных кредитных организаций, что должно, по «мыслям» законодателя, повысить  конкурентоспособность, качество услуг и устойчивость банков.

     Одной из задач, преследуемых банковской системой в перспективе, является повышение качества услуг банков и ответственность банков за причиненные потребителям, экономическим контрагентам банка убытки. Здесь следует отметить рост роли надзорных органов.

     Надзорные органы, должны своевременно предупреждать  неплатежеспособность финансовых институтов и информировать легкодоступными способами их клиентов об этом. Необходим также контроль за достоверностью публикуемой банками финансовой отчетности. Это связано с тем, чтобы участники рынка могли адекватно оценить сферы деятельности кредитной организации, ее подверженность риску, качество управления рисками, величину собственных средств (капитала) и уровень его достаточности.

     За  допущенные нарушения перспективно увеличить размеры административной ответственности руководства и  должностных лиц кредитно-финансовых учреждений.

     Основные  ориентиры и задачи в области  совершенствования банковского регулирования и надзора сформулированы в проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. (далее - проект Стратегии). Приоритетами в совершенствовании банковского регулирования и надзора в проекте Стратегии названы повышение уровня централизации и эффективности банковского регулирования и надзора, приведение полномочий Банка России в соответствие с международными требованиями и стандартами, а также повышение роли содержательного подхода к оценке рисков кредитных организаций, использование в этих целях мотивированного (профессионального) суждения, осуществление надзора на консолидированной основе, а также расширение перечня применяемых Банком России мер надзорного реагирования.

     Среди важнейших мер по совершенствованию  системы банковского регулирования  и надзора, перечисленных в проекте Стратегии, можно выделить:

    - внедрение положений Базеля II и III, направленных на повышение качества капитала и требований к ликвидности;

    - сдерживание процикличности; разработку и реализацию макропруденциальных подходов;

    - повышение транспарентности структуры собственности;

    - развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов к надзору за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов;

    - осуществление дополнительного контроля за системно значимыми кредитными организациями.

     Реализация  этих мер в сочетании с совершенствованием механизмов предупреждения банкротства (санации) кредитных организаций, включая  создание дополнительных стимулов для  финансового оздоровления банков без  участия государства, будет способствовать повышению устойчивости и конкурентоспособности  российских банков, укреплению рыночной дисциплины и большей ориентированности  наших кредитных организаций  на удовлетворение насущных потребностей общества. Это чрезвычайно важно, поскольку задача модернизации российской экономики, поставленная руководством страны, потребует от банков активной кредитно-инвестиционной политики, взвешенных финансовых и организационных решений, ответственного отношения к развитию своего бизнеса в интересах развития экономики.

     Особо следует  отметить направление укрепления ресурсной базы банковской системы, большую долю в которой составляют средства клиентов, в частности вклады физических лиц и депозиты юридических лиц. В этой области, в перспективе, могут быть предприняты следующие меры.

     Во-первых, введение выгодных условий для безотзывных вкладов. В последнее время, количество таких вкладов стремительно сократилось. Мало кому интересно, «дешево» хранить в банках безотзывные вклады.

     Действительно, в результате введения безотзывных  вкладов российская банковская система  сможет получить более предсказуемый  вид долгосрочного пассива, а  вкладчики - возможность заработать дополнительный доход с гарантией  возврата своих денег в крайних  жизненных обстоятельствах.

     Специалисты по банковскому делу безотзывные вклады называют «длинными» деньгами1. Для решения проблемы «длинных» денег, Минэкономразвитие России, предложило идею введения безотзывного депозитного сертификата. По мнению представителей министерства, этот вариант более предпочтителен, чем предложение по введению безотзывных депозитов, так как депозитный сертификат по своему содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к ценной бумаге, а значит, является для банков более гибким инструментом.

     Безотзывный депозитный сертификат достаточно распространен  на Западе. Эту ценную бумагу, выпускаемую  банком, легко можно продать на вторичном рынке. И для банка  это не вызовет никаких проблем, так как данный сертификат не может  быть предъявлен ему к досрочному погашению2.

     Во-вторых, для более активного привлечения  средств клиентов во вклады необходимо повысить сумму страхового возмещения. Одним из обсуждаемых в Министерстве экономического развития предложений является идея страховать долгосрочные депозиты на большие суммы, чем действующие. А на вклады сроком более одного года предлагается ввести страхование долгосрочного депозита в полном объеме без ограничения по его размеру. При этом предложенный механизм выгоден как вкладчикам, так и кредитным организациям.

     В-третьих, необходимо понижать ставки по кредитным  операциям.

 

     

Заключение.

     В работе были рассмотрены вопросы  развития банковской системы в условиях мирового финансового кризиса.

     Основной  причиной дестабилизации банковской системы, является спад экономических отношений. Их подъем приведет к большей актуализации роли банковской системы.

     С другой стороны, кризис обозначил недостатки действующей банковской системы. И явился необходимым условием для всестороннего совершенствования банковской системы.

     Так банки, стали уделять большее  внимание привлечению на свою сторону  клиентов. В связи с чем, повышается качество оказываемых банковских услуг  и снижается их цена.

     Основное  предназначение, банковской системы, обеспечение  системы расчетов, платежей между  субъектами экономических отношений  и перераспределение денег в  отраслях экономики, в перспективе  останется тем же. Только это будет  на другом, более качественном уровне. Вкладчики и хозяйствующие субъекты в дальнейшем, в условиях кризиса,  будут менее подвержены риску  дестабилизации банковской системы  и потери своих вложений.

     Одними  из важных направлений развития банковской системы в условиях кризиса будут  являться:

    - ликвидация финансово не устойчивых финансово-кредитных учреждений,

    - привлечение финансовых ресурсов от организаций и населения,

    - совершенствование инструментов осуществления расчетов, повышение качества оказываемых клиентам услуг,

    - повышение роли надзорных органов в предупреждении дестабилизации банковской системы. 

Список использованной литературы:

     1. Карминский А.М. «Нужна ли модернизация банковской системы». Банковское дело. № 7, 2010.

     2. Ромашкина М.Ю. «Проблемы укрепления и развития банковской системы в свете антикризисной политики государства». Банковское право. № 3, 2010.

     3. Сатарова Н.А. «Роль и место  коммерческих банков в системе  финансово-правовой ответственности». Банковское право. № 4, 2010.

     4. Тютюнник А.П. «Правовые аспекты повышения устойчивости российской банковской системы в условиях кризиса». Банковское право, 2011.

     5. Ильясов Р.О. «Особенности и  направления развития банковской  системы» Банковское дело, 2011.

<

Информация о работе Пути развития банковской системы России в условиях преодоления мирового финансового кризиса