Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что предприниматели в своей хозяйственной деятельности посто¬янно имеют дело с денежными единицами своей страны и ино¬странных государств. Деньги — историческая категория, прису¬щая товарному производству. До появления денег имел место на¬туральный обмен.
К древнейшим видам денег относятся товары, которые исполь¬зовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквива¬лентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), ме¬ховые (шкуры пушных зверей), орудия труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки).
Введение 3
1. Происхождение, сущность и функции денег 5
1.1. Сущность и функции денег 5
1.2. Теории денег и их эволюция 8
1.3. Денежная масса: спрос и предложение 12
2. Сущность денежного обращения и его особенности в современной экономике России 18
2.1. Тенденции развития современной денежной системы 18
2.2. Понятие денежного обращения и роль в денежно-кредитной политике 19
2.3. Развитие денежного обращения и его регулирование в России 23
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 1 37
Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.
Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.
Валютное
регулирование связано с
Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.
В 2006 году, как и в 2005 году, денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.
Цены на энергоносители на внешних рынках остаются на высоком уровне уже длительное время, и в 2006 году в целом не предполагается их значительного снижения. Соответственно, данный фактор продолжит оказывать воздействие на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России. В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции будут учитывать ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.
На данном этапе решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики. Так, высокое положительное сальдо текущего счета платежного баланса ведет к укреплению рубля, которое обеспечивает ограничение роста внутренних цен. В то же время Банк России ограничивает темп укрепления рубля, помогая поддержанию конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках. При этом Банк России, сглаживая динамику валютного курса, снижает риски неопределенности на финансовых рынках и способствует решению задачи стабильного развития экономики.
В то же время степень влияния Банка России на динамику курса рубля в условиях сильного платежного баланса ограничена. Банк России может воздействовать на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно-кредитной политики - снижению инфляции. Кроме того, предполагаемое использование режима инфляционного таргетирования потребует в течение ближайших лет отладить механизм, позволяющий минимизировать присутствие Банка России на внутреннем валютном рынке и перейти к режиму свободно плавающего валютного курса. 8
Важным для выполнения целевого ориентира по инфляции является строгое соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий, поскольку возможности Банка России в снижении инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики при росте монопольных и административно регулируемых цен ограничены.
Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.
.
Выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен в динамике индекса потребительских цен, неустойчивые процессы замещения валют в портфелях активов, неустойчивые лаги между динамикой денежного предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы. Хотя операционная процедура денежно-кредитной политики учитывает показатели денежной программы, динамика денежных агрегатов становится лишь ориентиром и важной характеристикой текущих монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции, а прогнозные границы прироста денежной массы не являются жестко заданными.
Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля - снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а не формируют стоимость денег в экономике.
Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.
Из оценки складывающейся к настоящему времени ситуации следует, что итоги 2005 года могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2006 году. При существующих лагах рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В этой связи расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера9.
В
рамках этой стратегии Банк России совместно
с Правительством Российской Федерации
ставит своей целью снизить инфляцию к
2008 году до 4-5,5% в соответствии с основными
параметрами разработанных Правительством
Российской Федерации сценарных условий
социально-экономического развития Российской
Федерации на 2006 год и на период до 2008 года.
При этом на 2006 год ставится цель снизить
инфляцию до 7-8,5%.
Рис.
2 Денежная масса М2 и
базовая инфляция (месяц
к месяцу предыдущего
года, индекс роста
В первые месяцы 2005 года сохранялась тенденция к замедлению годовых темпов прироста денежной массы М2, наблюдавшаяся в течение 2004 года (с 57,4% в январе 2004 года до 29,3% в феврале 2005 года), которая, несмотря на сезонное кратковременное ускорение роста денежной массы в конце 2004 года, не формировала дополнительного давления со стороны монетарной сферы на инфляционные процессы в начале 2005 года. Со II квартала 2005 года темпы роста денежной массы ускорились. В целом за январь-сентябрь 2005 года прирост рублевой денежной массы (М2) составил 21,3% (за январь-сентябрь 2004 года -16%). Возросли также по сравнению с прошлым годом и годовые темпы прироста этого денежного агрегата - до 42% в сентябре 2005 года с 35,4% в сентябре 2004 года.
Увеличение темпов роста денежной массы в годовом выражении в течение II и III кварталов не только осложняет достижение цели по инфляции на 2005 год, но может негативно повлиять на условия формирования инфляционных процессов в первом полугодии 2006 года.
В январе-сентябре 2005 года скорость обращения денег М2 продолжала снижаться. Однако на фоне замедления по сравнению с прошлым годом темпов роста ВВП скорость обращения денег М2 снижалась медленнее (по оценкам, на 4,3% за январь-сентябрь 2005 года), чем в соответствующий период прошлого года (на 10%).
Рис.
3 Прогнозные ориентиры
и фактические темпы
прироста денежного
агрегата М2 (месяц к
месяцу предыдущего
года, %)
Динамика скорости обращения денег в существенной степени находилась под влиянием неустойчивости процесса дедолларизации. Так, в январе-марте 2005 года доля депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы в определении денежного обзора была выше, чем в январе-марте 2004 года. В апреле-сентябре наметились тенденции к ее снижению, и в результате на 1.10.05 она составила 18,1%, то есть была ниже, чем на соответствующую дату 2004 года (19,6%). Объем наличной иностранной валюты вне банков, по предварительным оценкам платежного баланса, за девять месяцев 2005 года сократился на 4,2 млрд. долларов США (за девять месяцев 2004 года этот показатель уменьшился на 1,3 млрд. долларов США). 10.
Кроме того, на снижение скорости обращения денег и динамику инфляционных процессов оказало позитивное влияние увеличение доли низколиквидных компонентов в структуре денежной массы. Удельный вес срочных депозитов в составе рублевой денежной массы на 1.10.05 составил 36,3% по сравнению с 35,1% на аналогичную дату 2004 года.
Основным
источником роста денежной массы, рассчитанной
по методологии денежного обзора, в
январе-сентябре 2005 года было увеличение
чистых иностранных активов органов денежно-кредитного
регулирования и кредитных организаций
(на 37,2%). Требования к нефинансовым организациям
и населению увеличились за указанный
период на 22,6% по сравнению с 27,4% за девять
месяцев 2004 года.
Рис.
4 Динамика скорости
обращения денег М2 и
потребительских цен
Денежно-кредитные показатели на конец 2005 года (прежде всего по денежной массе и денежной базе) наиболее близки к пятому варианту денежной программы, представленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год». Однако ожидается более значительный прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом выражении почти в 2 раза больше первоначального прогноза по пятому варианту программы), что обусловлено в основном превышением по сальдо счета текущих операций.
При отсутствии существенных отклонений в прогнозируемой динамике узкой денежной базы это означает, что органам денежно-кредитного регулирования потребуется в большем объеме, чем предполагалось в программе, снизить чистые внутренние активы. В целом за 2005 год их снижение может составить 1,3 трлн. рублей, в основном за счет роста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России.
Увеличение
остатков средств расширенного правительства,
главным образом за счет аккумулирования
средств в Стабилизационном фонде,
было основным каналом абсорбирования
свободных денежных средств в 2005 году.
Рис. 5 Абсорбирование банковской ликвидности (млрд. рублей)
В условиях сегментированности рынка межбанковских кредитов, в том числе в региональном разрезе и по группам банков, проведение Банком России операций по абсорбированию свободных денежных средств банков (депозитных операций, операций по продаже собственных облигаций) сопровождалось использованием в необходимых случаях инструментов по предоставлению им денежных средств.
При формировании высокого уровня ликвидности в I и III кварталах 2005 года кредитные организации предъявляли спрос на инструменты Банка России по размещению временно свободных денежных средств.
Во II квартале произошло сокращение объема свободных денежных средств в банковском секторе, которое сопровождалось увеличением у части банков потребности в дополнительной ликвидности.
В целом за первые девять месяцев 2005 года общий объем средств, абсорбированных Банком России за счет депозитных операций и операций с облигациями Банка России, увеличился на 50,4 млрд. рублей11.
Депозиты на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст», «до востребования» привлекались по фиксированной процентной ставке в размере 0,5% годовых, на стандартных условиях «1 неделя», «спот-неделя» - 1% годовых. Ставки отсечения по депозитным аукционам со сроком привлечения средств 4 недели в 2005 году находились в диапазоне от 1,9 до 2,0% годовых, со сроком 3 месяца - от 3,0 до 3,9% годовых.
Развитие операций с собственными облигациями позволило Банку России в 2005 году отказаться от операций обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с государственными ценными бумагами.
Формирование рынка облигаций Банка России в среднесрочной перспективе должно усилить влияние процентной политики на конъюнктуру денежного рынка. Со второй половины марта 2005 года Банк России начал ежедневно выставлять двусторонние котировки на покупку-продажу облигаций Банка России (ОБР) в целях обеспечения возможности участникам рынка размещения временно свободных денежных средств или продажи облигаций Банку России. Данная практика должна способствовать постепенному повышению ликвидности рынка ОБР и, как следствие, расширению стерилизационных возможностей Банка России. Однако доходность по операциям с ОБР поддерживается Банком России на относительно невысоком уровне (преимущественно от 3,5 до 4,5% годовых), чтобы не вызвать роста ставок денежного рынка.