Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление современных проблем автокредитования в РФ и оценка перспектив его развития. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть сущность кредита и автокредита в частности;
охарактеризовать виды автокредита коммерческих банков;
изучить особенности, условия и порядок автокредитования коммерческими банками в РФ;
провести анализ рынка автокредитования;
выявить проблемы автокредитования и определить пути их решения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ 4
1.1 Автокредит и его виды 4
1.2 Этапы формирования рынка автокредитования в РФ 8
1.3 Порядок автокредитования физических лиц на примере Сбербанка и Ханты-Мансийского банка 10
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ПОСЛЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 16
2.1 Восстановление рынка автокредитования в 2010 году 16
2.2 Условия автокредитования 18
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ 21
3.1 Анализ рынка автокредитования в России в 2007-2010 годах 21
3.2 Перспективы развития автокредита в РФ 22
Заключение 25
Список использованной литературы 29
Что касается сроков кредитования, то среди банков самыми распространенными остаются предложения кредитов сроком до трех лет, как на отечественные, так и на иностранные новые автомобили. Предложение кредитов на более длительный срок существенно меньше.
За 2010 год предложение долгосрочных кредитов заметно увеличилось.
Впрочем, долгосрочные кредиты на авто не пользуются особо высоким спросом у заемщиков. По статистике средняя продолжительность кредита – до 3 лет. Даже те клиенты, которые берут кредит на больший срок, выплачивают его быстрее.
Одним из наиболее заметных событий рынка автокредитования в 2010 году стало значительное снижение авансов. Если в 2009 году рассчитывать на получение кредита можно было, только уплатив предварительно не менее 25% его стоимости, то в 2010 году на рынке появились авансы 20%, 15% и 10%. Кроме того, с одного до восьми увеличилось количество банков, предлагающих кредиты на покупку авто с минимальным авансом в 25%.
Отдельное внимание хочу уделить
программе льготного
Диаграмма 1 льготное автокредитование в России[37]
Стабильный рост льготного автокредитования продолжится и в 2011 году, так как эта программа продлена и совершенствуется, расширяется ряд транспортных средств которые возможно будет приобрести по этой программе.
Эксперты прогнозируют либерализацию подхода банков в оценке заемщиков при принятии кредитных решений, хотя и отмечают, что дефицит качественных заемщиков и низкие доходы населения остаются главными препятствиями для дальнейшего развития автокредитования.
Одним из основных параметров при выборе программ авто кредитования является уровень процентной ставки по кредиту. На сегодняшний день ставки у банков - лидеров российского рынка автокредитования находятся в диапазоне 15-19% годовых по кредитам в валюте и 23-25% в рублях. По всем программам банков ставки на все время действия кредитного договора являются фиксированными. По каждой конкретной ссуде решение о величине процентной ставки зависит от суммы первоначального взноса, от объема информации, которую заемщик предоставляет банку, в частности о своих доходах, от срока предоставления. На основе этих данных подбирается соответствующая программа с подходящими условиями кредитования (таблица 1)
Приобретение транспортных средств на условиях рассрочки является одним из самых выгодных видов авто кредитования с финансовой точки зрения. В отдельных автосалонах можно встретить предложение продажи автомобиля в рассрочку с нулевой процентной ставкой. Если это предложение автосалона, то теоретически возможно, что покупатель не будет переплачивать за отсрочку платежа. Однако на практике итоговые суммы, уплаченные за автомобиль, все же превышают его первоначальную стоимость. Также трудно представить кредитную организацию, работающую в убыток. В таких случаях следует искать предстоящие в будущем расходы в других пунктах и условиях кредитного договора, например в плате за ведение ссудного счета, сборах за оформление заявки и документов или в иных "скрытых" платежах. Удорожание стоимости автомобиля также может быть заложено в его страховке [5, С. 14].
Страхование является неотъемлемой
частью расходов автовладельца, в том
числе при покупке
Стоимость приобретаемого автомобиля делится на три части: первоначальная плата, взнос в течение срока кредитования и оставшийся платеж по его окончании. Проценты уплачиваются по той части основного долга, которая погашается в течение срока кредитного договора, что позволяет снизить их ежемесячную сумму. Но от этого итоговая стоимость кредита не становится меньше, на отложенную часть основного долга также начисляются проценты, которые выплачиваются заемщиком по окончании срока кредитного договора. Если автомобиль заемщик оставляет у себя, то он оплачивает часть отложенного основного долга и сумму начисленных с него процентов. Можно поступить иначе - продать автомобиль автосалону, который, в свою очередь, реализует его и расплатится с банком по оставшейся задолженности заемщика. Недостатками в этом случае являются более низкая оценка дилером передаваемого покупателем назад автомобиля по сравнению с ценой его возможной самостоятельной продажи и требования по эксплуатации транспортного средства (ограничение годового пробега, обязательное обслуживание и ремонт в специализированных сервисных центрах). Сравнив преимущества и недостатки рассмотренных видов автокредитования, организация может выбрать для себя наиболее оптимальный вариант.
Так же как и в потребительском кредитовании, величина комиссий значительно варьируется в зависимости от банка. Часть банков не взимают ежемесячные/ежегодные комиссии за ведение счета, ограничиваясь разовым комиссионным сбором при открытии валютного счета в размере 60 - 200 долл. США по валютным кредитам. По рублевым кредитам разовые сборы составляют от 3000 до 8500 руб. Другие банки помимо этого требуют от заемщиков уплаты ежемесячных/ежегодных платежей как за ведение валютного, так и рублевого счета, которые либо являются фиксированными (БСЖВ), либо начисляются на остаток ссудной задолженности (АМИ-Банк, Банк Москвы). Наряду с ними существует ряд банков, не взимающих с заемщиков комиссионные сборы ни за открытие, ни за ведение счета по рублевым и по валютным кредитам («Возрождение», Международный Промышленный Банк, Экстробанк, УРСА Банк) [32].
Большинство банков взимают штрафы как за просроченные платежи, так и за досрочное погашение кредита. Обычно их величина составляет при несвоевременном погашении кредита или процентов по нему 0,5 - 5% за каждый день просрочки, некоторые банки взимают фиксированную сумму [25, С. 25].
Сближение условий предоставления
автокредитов между российскими
банками и банками с
Cовременные условия
Автокредитование явилось
«локомотивом» рынка в 2006-2008 годах.
Значительное падение ежемесячных
продаж в конце 2008 года связано именно
с приостановкой выдачи кредитов
на покупку автомобилей. Сейчас рынок
постепенно восстанавливается, чему способствует
и льготное кредитование. За 2010 год
было выдано 155 тысяч льготных автокредитов
(по данным Минпромторга на 16.12.10). В 2008
году примерно 50% автомобилей продавалось
в кредит, во время кризиса (в 2009 г)
доля «кредитных» автомобилей упала
до 20%. В настоящее время до 40% новых
автомобилей продается в
Диаграмма 2 рынок автокредитования в России в 2007-2010 годах
Повысилась эффективность
программы льготного
Проанализировав работу по
автокредитованию ведущих банков РФ,
самые дешевые автокредиты в
РФ предоставляют следующие
Но, стоит учитывать, что заёмщик сможет получить кредит именно по минимальной ставке, только в том случае, если будет полностью отвечать соответствующим требованиям банка. Как правило это - срок кредита, первоначальный взнос, доходы заёмщика и пр.
Большинство банков дают ставку по автокредиту в среднем 14-18%;
Максимальная ставка по автокредитованию у банка ВТБ24 - 24% годовых, но, этот кредитный продукт "АвтоЭкспресс" без страховки, большим процентом банк покрывает свои большие риски.
На сегодняшний день рынок автокредитования развивается весьма стабильно. В после кризисный период ставки по автокредиту снижаются, банки уменьшают количество требований к заёмщикам, это вызывает рост цен на автомобили.
Этот вид кредита максимально защищен от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой - есть залог в виде авто, который защищает банки от возможной эпидемии невозвратов.
В своем маркетинговом отчете по рынку автокредитования аналитики констатируют, что сейчас 40% легковых автомобиль в России продается с использованием кредитных денег. На 2010 год они оценили этот рынок в объеме 20 млрд. дол. [30].
Однако, сейчас большую опасность для банков, занимающихся автокредитованием, являются недавно появившиеся, но уже вполне активно функционирующие, так называемые, автобанки (Тойота Банк , Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank, GM Finance, Renalt Credit, Nissan Finance и PSA Finance (компаний Peugeot Citroen)). Автобанки или банки, принадлежащие автопроизводителям, выгодны, в первую очередь, потенциальным заемщикам. Кроме того, что они предлагают свои машины по более низким ценам, сами кредиты у них дешевле. Падение процентных ставок отечественных банков связано, скорее, с их приходом на рынок, чем с возросшей конкуренцией. По прогнозу Павла Ильина, директора департамента розничного кредитования «Московского Кредитного банка», через 2-3 года автобанкам достанется 20-30 % всего российского рынка автокредитов [31].
Хотя сейчас российских банкиров не страшит приход иностранцев на рынок автокредитования. Они живут в своей реальности и в ближайшее время намерены повысить процентные ставки, сославшись на прошлогодний кризис ликвидности в США. Преимущество многопрофильных кредитных организаций перед автобанками в том, что последний работает только лишь с одним производителем машин, а банки с автосалонами, которые работают практически со всеми автоконцернами. К тому же автобанки, если и смогут увести клиентов из банков, то только тех их них, кто берет кредиты на новые автомобили. Поэтому перспективы перед отечественными банками-кредиторами открываются весьма привлекательные. Да и статистика говорит в пользу банкиров. Интерес к ним со стороны потенциальных заемщиков растет из года в год. И, похоже, во многом благодаря автокредитованию банки намерены решать финансовые проблемы, возникшие в конце прошлого года.
Что касается государственного участия в развитии автокредитования, то здесь программа льготного автокредитования продолжает расширяться, но не за счет включения в нее других моделей автомобилей, а благодаря приглашению новых банков. Также, Проект предусматривает снижение минимальной величины предоплаты за приобретаемые автомобили до 15% от их стоимости, увеличение максимальной стоимости автомобилей с 350 до 600 тыс. руб., предоставление льготных кредитов не только для приобретения легковых автомобилей, но и легкого коммерческого транспорта [31].
По оценкам экспертов, сложившаяся ситуация на рынке в регионе соответствует уровню 2006 года.
Продажи автомобилей путем лизинга, а также партнерские союзы банков, страховых компаний и автодилеров, станут основной перспективой продаж транспортных средств в кредит в 2011 году. Среди основных направлений развития - взаимодействие страховщиков, банков и продавцов, что позволит увидеть клиенту более лояльные ставки. В такой схеме (партнерских союзов) они делятся доходом, за счет чего выигрывает потребитель.
Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от последующих изменений в экономике после кризисного периода, стоит учитывать и недавнее увеличение цен на энергоносители, это может сказать на всём авто рынке, но при соответствующей инфляции данный фактор не окажет сильного влияния на использование автокредита.
Если сравнивать то, что происходило на рынке автомобильных кредитов, всего год-два назад, то можно с уверенностью сказать, что идет уверенный количественный и качественный рост. Свидетельствами этому являются:
Как отмечают специалисты, по мере развития автокредитования в России условия банков по данному продукту все больше стандартизируются. Различия между программами банков постепенно стираются. Большинство банков выдает кредиты на покупку автомобилей как в долларах или евро, так и в рублях. Минимальная сумма кредита составляет, как правило, 2-3 тысячи долларов или евро, 60-100 тысяч рублей, а максимальная - в среднем 50 тысяч долларов (или эквивалент в рублях или евро). Размер первоначального взноса чаще всего составляет 10-20% от стоимости автомобиля. На сегодняшний день ставки по автокредитам составляют 9-12% годовых в валюте и 12-20% годовых в рублях, кредиты выдаются на срок от года до пяти лет. Стандартным обеспечением по автокредиту является сам автомобиль, который должен быть полностью застрахован (страховка составляет 7-10% от его стоимости).
Информация о работе Проблемы развития автокредитования в России