Проблемы кредитования малого и среднего бизнесса в России

Автор: k******************@bk.ru, 26 Ноября 2011 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я хочу подробнее рассмотреть кредитование малого и среднего бизнеса. Поэтому цель моей работы будет заключатся в следующем:
1)выявить проблемы с которыми сталкиваются банки и их клиенты, т.е. малые предприятия при кредитовании;
2)выявить недостатки и причины, препятствующие росту кредитования малого и среднего бизнеса, и способы их устранения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………............................................ 3
1 ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…........................ 6
1.1 Основная проблема кредитования малого и среднего бизнеса……............................ 6
1.2 Проблемы кредитования нового бизнеса………………………………....................... 8
1.3 Причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса……………........................ 9
2 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………………………………………………………………………………… 14
2.1 Способы решения проблем кредитования малого бизнеса………………………….. 14
2.2 Меры по созданию благоприятных условий для кредитования……………………... 15
3 ПРОГРАММЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА……………. 18
3.1 Программы кредитования малого бизнеса в банках «УралСиб» и «Сбербанк»…………………………………………………………………………………… 18
3.2 Особенности кредитования малого бизнеса на примере ОАО «Русь-Банк»…………………………………………………………………………………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… …………… 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….. 25
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………… 26

Работа содержит 1 файл

одкб КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

         Молодому предпринимателю чаще всего приходится самостоятельно искать инвесторов, спонсоров для открытия своего дела. Как вариант, можно взять кредит на потребительские нужды, если позволит высокая официальная зарплата. Можно также продать собственное жилье, автомобиль и на эти деньги попробовать начать свой бизнес. Однако все эти варианты довольно сомнительны и более рискованны, по сравнению с кредитованием малого бизнеса [8, c.54-57].

        Итак, выделим основные проблемы кредитования нового бизнеса:

       1) создаваемый бизнес - зона повышенных кредитных рисков для банка;

       2) отсутствие стабильного дохода, т.е. невозможность произвести анализ и оценку бизнеса, оценить платежеспособность заемщика;

       3) отсутствие залогового обеспечения и поручителей;

       4) процентные ставки под start up проекты будут выше на 1-2 %;

       5) недостаточно развития методология оценки банковских рисков;

       6) отсутствие четких банковских механизмов анализа бизнес проектов.

       В настоящее время во многих городах созданы различные Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, в т. ч. и государственные. Именно они могли бы взять на себя роль катализатора развития startup-проектов, выступая в качестве поручителей перспективных начинающих предпринимателей. При государственной поддержке данные фонды могли бы выступить гарантом при кредитовании вновь создаваемого бизнеса. Это помогло бы ускорить развитие механизмов поддержки кредитования молодых компаний и стало бы существенным толчком развития малого бизнеса. 

    1. .Причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса

          Чтобы более глубоко разобраться в проблемах кредитования малого бизнеса, рассмотрим и проанализируем основные причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса.

         Основные причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса:

         - осуществление деятельности менее 6 месяцев (3 лет). Это одно из условных требований, предъявляемых к заемщикам. В различных банках сроки могут быть варьироваться - от 3 месяцев (для предприятий торговли) до 3 лет. Именно по этой причине сложно получить кредит на открытие бизнеса или для так называемых « startup » проектов [1, с.117-134].

         -отсутствие ликвидного залогового обеспечения. Большинство отказов происходит по причине отсутствия ликвидного залога. Существует прямая зависимость между получением кредита и видом залогового обеспечения. Банки предпочитают видеть в качестве залога недвижимое имущество, новый автотранспорт, оборудование, другой ликвидный товар. Существуют безналоговые программы кредитования для бизнеса, однако данные кредиты имеют ограничения по сумме кредита (300-600 тыс.руб.) и предусматривают обязательное наличие поручителей;

          -отсутствие поручителей. Многие программы кредитования наряду с предоставлением залогового обеспечения предусматривают поручительство. Однако малый бизнес не только для банков представляет зону повышенного риска. Именно по этой причине и сложно найти поручителя - не каждый согласится подвергнуть даже минимальному риску свой собственный малый бизнес;

          -низкая эффективность бизнеса и низкие доходы. Часто индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться услугами банковского кредитования по причине низких официальных доходов. Это явление возникает по двум причинам: низкая рентабельность бизнеса, либо отсутствие официальных подтвержденных доходов. Не секрет ведь для многих, что некоторые предприятия используют «серые» схемы, не всегда отражают все свои поступления на расчетных счетах, искусственно занижая свои доходы и уходя тем самым от уплаты налогов;

         -низкая финансовая грамотность заемщика. Немалая часть представителей малого бизнеса, в основном торговли, не могут предоставить всех необходимых документов вследствие недостаточной финансовой грамотности и некачественного ведения отчетности. Некоторые предприниматели не могут составить грамотный бизнес план, технико-экономическое обоснование проекта, тем самым имеют слабое представление о том, как грамотно использовать полученные в кредит денежные средства.

             Малый бизнес и банки выступают на рынке кредитования малого бизнеса в качестве деловых партнеров. В зависимости от того, насколько они будут понимать проблемы и потребности друг друга, настолько и зависят результаты их сотрудничества. Естественно, что банки и представители малого бизнеса имеют различные точки зрения на кредитование малого бизнеса. Однако их объединяет единая цель - найти решения наболевших вопросов для благополучного развития банковского кредитования в России.

          Рассмотрим, какие недостатки кредитования существуют с точки зрения владельцев бизнеса, предпринимателей, почему не все предприниматели пользуются услугами кредитования малого бизнеса:

         -высокие процентные ставки;

         -предоставление залога;

         -поручительство;

         -сроки рассмотрения кредитной заявки и документов заемщика;

        -отсутствие индивидуального подхода к клиенту;

        -излишний перечень документов;

        -неразвита система оценки бизнеса;

        -максимальные суммы кредитов и сроки;

        -бюрократические процедуры.

        Кредитование малого и среднего бизнеса сегодня предлагают многие банки. Малый бизнес и его представители в свою очередь очень нуждаются в денежных средствах, поскольку любому предприятию, чтобы справиться с конкуренцией, всегда есть, куда расти, расширяться, к чему стремиться. Однако существует проблема: банки предоставляют кредиты для бизнеса, предприниматели заинтересованы в привлечении дополнительного капитала, но на деле подавляющее большинство представителей малого бизнеса не участвуют в кредитных программах. Что же мешает развитию кредитных программ и активному участию в них малого бизнеса? Предприниматели имеют свой собственный взгляд на это: слишком высокие ставки, малые сроки кредитования, бюрократические процедуры сервиса и т.д. Однако банки имеют свою точку зрения на этот счет, и видят проблему несколько иначе [4, c.98-101]. Дело все в том, что малый и средний бизнес  имеет свои характерные особенности, которые в значительной мере не способствуют активному развитию кредитования малого и среднего бизнеса в целом:

        -низкая легитимность малого бизнеса. Низкий уровень прозрачности малого бизнеса не позволяет в полной мере подойти к его анализу и оценке. На многих предприятиях еще используются «серые» схемы ведения бизнеса, используется «черная» касса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. Получается, что многие предприниматели попросту не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и подтвердить тем самым свою платежеспособность. Банковские программы не предусматривают индивидуального подхода к таким заемщикам, а развитие подобных программ не будет способствовать выходу «из тени» таких предпринимателей;

        -стереотипы и предубеждения малого бизнеса. Часть предпринимателей довольно скептически относятся к кредитным продуктам для бизнеса, заранее считая их излишне дорогими и недоступными. Отсюда возникает понижение спроса на услуги кредитования малого бизнеса [3, c.202-204]. Однако это неверно, возросшая конкуренция между банками в борьбе за малый бизнес способствует постоянному снижению процентных ставок и смягчению условий кредитования;

       -нестабильное финансовое положение. Некоторые предприятия занимают неустойчивую позицию на рынке, имеют нерегулярный доход, таким образом, вызывая сомнения в своей платежеспособности. Это возникает и вследствие большой конкуренции, особенностей рынка, в результате низкого качества финансового планирования и т.д. Также укрываясь от уплаты налогов, предприятия не все свои обороты проводят по расчетному счету, вследствие чего снижается лимит кредитования или же предприятие получает отказ от банка;

        -отсутствие залогового обеспечения. Часть предприятий не имеет своей собственности, которую можно было бы предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, арендуются (или используются подрядчики), а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. Если некоторые программы не предусматривают залоговое обеспечение, за это придется расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования;

        -низкая финансовая грамотность малого бизнеса. Многие предприниматели даже не имеют расчетного счета, и не могут предоставить необходимые для кредитования документы вследствие отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как с умом можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут составить бизнес план и т.д. Банки же предпочитают работать с дисциплинированными и ответственными заемщиками, грамотно планирующими развитие своего бизнеса;

        -отсутствие должной поддержки на федеральном уровне. Банкиры жалуются на недостаточную поддержку кредитования малого бизнеса со стороны государства. Поскольку принятые законопроекты содержат всего лишь общие тезисы о поддержке и развития малого бизнеса, конкретные же действия и меры, направленные на реализацию законопроектов, очень ограничены. Государственные Фонды содействия кредитования малого бизнеса недостаточно активно помогают начинающим предпринимателям, особенно в регионах [9, c.133-143].

      Как видно, эти проблемы еще не решены и требуют решения на всех уровнях, начиная от самих представителей малого и среднего бизнеса, заканчивая представителями власти. Отметим, что за последние 2-3 года вследствие конкуренции между банками, произошло значительное улучшение условий кредитования. Процентные ставки и дальше продолжат свое снижение. Теперь же банкам нужно активней пропагандировать и внедрять кредитные продукты для бизнеса, вести разъяснительную и консультационную работу с малым и среднем бизнесом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

    2.1 Способы решения проблем кредитования малого бизнеса

      Кредитование малого и среднего бизнеса - сложный механизм взаимоотношений между банками и представителями малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования - повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса.

      Для этого целесообразно будет принять следующие меры:

     -развитие системы стандартов кредитования малого бизнеса. Банкам необходимо разработать единую методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого бизнеса;

      -постепенное улучшение условий кредитования. Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования, а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка;

     -развитие «start up» проектов. Кредитование малого бизнеса в будущем будет тесно связано с развитием «стартовых» проектов и постепенным заполнением этой кредитной ниши банками. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды содействия, кредитованию малого бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, и, но перспективных проектов. Активное развитие деятельности указанных фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций;

     -развитие кредитных бюро. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются кредиторы в России - это отсутствие информации о заемщике, его кредитной истории. Если на Западе любой банк может в течение получаса запросить и узнать кредитную историю заемщика, у нас деятельность кредитных бюро далека от совершенства. На запросы и ответы уходит значительное время, затягивается процедура получения кредита заемщиком. Наряду с этим банкам необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности;

Информация о работе Проблемы кредитования малого и среднего бизнесса в России