Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:33, статья
Малый бизнес, как показывают многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых, играет большую роль в рыночной экономике и способен оказывать существенное влияние на объем валового продукта, а также уровень развития региональных рынков товаров и услуг. В качестве примера можно привести данные представленные Комитета по развитию предпринимательства Московской области, на основании которых были рассчитаны относительные показатели, характеризующие динамику роста в сфере малого бизнеса за последние 6 лет
В рамках региональных программ финансовой поддержки малого бизнеса реализуются различные схемы субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым малому бизнесу. Как правило, на уровне местных администраций определяются основные отрасли или предприятия, нуждающиеся в финансовой поддержке.
В российских регионах существуют разные подходы к решению данной проблемы. Анализ региональных программ поддержки малого предпринимательства показывает, что, например, в Краснодарском крае, процентная ставка компенсируется на две трети, в Ставропольском – на три четверти, в Москве на цели субсидирования процентных ставок по кредитам малому бизнесу в 2005г. было выделено 3 млн. дол. При этом весьма важным является тот факт, что субсидирование осуществляется в процессе реализации инвестиционных проектов со сроком окупаемости не более двух лет.
В настоящее время участие государства на рынке кредитования малого предпринимательства недостаточно (по разным оценкам – менее 1,5 % кредитов предоставляются под государственные гарантии). Чрезвычайно важную роль в деле обеспечения новых и вновь создающихся малых предприятий кредитными ресурсами может сыграть система гарантирования кредита. Государство могло бы на определенный период взять на себя формирование полноценного гарантийного фонда, который обеспечит доступ малых предприятий к кредитам. При создании таких гарантийных фондов возможно распределение рисков между федеральными и региональными государственными структурами или их агентами, субъектами малого предпринимательства и банками-кредиторами. Вместе с тем, работа в данном направлении находится только на начальном этапе становления.
Преодолеть барьеры, препятствующие
распространению
В сентябре 2005 г. вступил в действие ФЗ № 218-ФЗ от 30.12.2004г. «О бюро кредитных историй», однако, как подтверждают существующая практика и мнения экспертов, реальную отдачу от деятельности кредитных бюро можно ожидать не ранее, чем через 5 лет, когда будет накоплен достаточный массив данных о заемщиках. По нашему мнению, необходимо учитывать, что информация, предоставляемая кредитными бюро, может в ряде случаев быть некорректной в силу специфики отчетности российских малых предприятий. В этой связи необходимо ставить и решать проблему объема и достоверности информации, отражающей хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса.
Список литературы
1 ЦЭК при Правительстве РФ, ОПОРА России, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития
2 Перспективы развития сферы банковских финансовых услуг малому бизнесу. Рабочий центр экономических реформ – Либеральная альтернатива. М.,2002.
3 Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты.- М.: Волтерс Клувер, 2006;Опыт кредитования малого бизнеса в России: Ч.1.- М., 2004; Расширение доступа малого бизнеса к финансированию в России. Тасис СМЕРУС 9803 Поддержка малого предпринимательства.-М., 2002; Письмо ЦБ России от 23.01.2003г. № 04-15-5/257 «О рассмотрении предложений по вопросам кредитования малого бизнеса»// Бизнес и банки. 2003. №9.
Информация о работе Проблемы кредитования малого бизнеса и пути их решения