Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:53, реферат
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Для нашей экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребителей общества в различных услугах
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Франчайзинг. Понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Сущность франчайзинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Формы франчайзинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Преимущества и недостатки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Понятие франчайзингового договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1 Общие положения договора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Структура договора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.3 Обязанности сторон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3. Проблемы франчайзинга в России. Франчайзинг в условиях финансового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников . . . . . . . . . . .
5) помощь и поддержка. Франчайзер передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзер обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.
6) решение вопросов финансирования. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзер, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга.
7) помощь в снабжении. Обычно франчайзер предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.
Недостатки франчайзинга для франчайзи:
1) для того чтобы купить франшизу и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности.
2) во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве. Существует категория людей, для которых предпринимательство в форме франчайзинга противопоказано из-за того, что они предпочитают самостоятельное принятие решений, болезненно воспринимают контроль над их деятельностью и требования, советы и указания своего "старшего" партнера, которые предусмотрены франшизным договором.
3) франшизный бизнес нельзя "попробовать" и затем безболезненно бросить. Для российского малого предпринимательства характерна большая диверсифицированность деятельности. Типичным случаем является, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать "пробует их на успех". То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности "попробовать" и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь.
Что касается франчайзоров, то основная, негативная составляющая для них заключается в необходимости кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзера является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзера. Кроме того, каждого франчайзера подстерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей.
2.1. Общие положения договора
Франчайзинговый договор,
как и любой официальный
Франчайзинг часто описывается
как "семейная" концепция. Все
члены семьи следуют
Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться, и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзера перед франчайзи за расходы по этой статье. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений. Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзером прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении. Вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи, требует тщательной проработки.
Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому он может отрыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзер может назначить еще одного франчайзи в этом районе. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзера или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзера. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течение определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им, возможно, было воспользоваться.
Успешная франчайзинговая
структура состоит из четырехстороннего
партнерства между франчайзером
Франчайзинговый договор имеет дело с тремя фазами развития взаимоотношений между франчайзером и франчайзи:
1 фаза - это период, когда франчайзер нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
2 фаза. Этот этап представляет
собой период, в течении которого
работает франчайзинговое
3 фаза. Здесь происходит
окончание взаимоотношений
Каждая из фаз взаимоотношений между франчайзером и франчайзи должна быть оговорена в договоре. Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзера. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.
Обязанности франчайзера:
1) Установка всех выплат.
2) Передача деловой и технической информации.
3) Документация всех правил и положений.
4) Контроль качества.
5) Обеспечение постоянной поддержки.
6) Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках.
7) Уточнение графика развития.
8) Предоставление защищенной территории.
9) Определение условий разрыва и продолжения контракта.
Обязанности франчайзи:
1) Выплата первичного взноса.
2) Выплата сервисного взноса.
3) Другие выплаты. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договоре и должны быть выплачены в оговоренные сроки.
4) Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать франчайзинговый торговый знак. Невыполнение этого пункта рассматривается как нарушение франчайзингового договора и может привести к разрыву отношений.
5) Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, уставленным франчайзером. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзером.
6) Следование программе франчайзера. Франчайзи должен следовать всем
требованиям франчайзинговой программы.
Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзером. Перед тем, как подписать франчайзинговый договор важно, чтобы потенциальный франчайзи полностью понял основу франчайзинговых отношений. Обе стороны берут на себя обязательства при подписании договора. Обязанности в каждом конкретном случае могут быть различными, но всех их объединяет то, что они служат для успешного роста франчайзинговой системы.
3. Проблемы франчайзинга в России. Франчайзинг в условиях финансового кризиса
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
1)Экономические проблемы.
Франчайзинг - экономический инструмент,
и для его внедрения
2)Организационно-правовые
проблемы. Франчайзинг - это экономический
инструмент и его проблемы
в первую очередь следует
3)Социально-психологические
проблемы, среди которых выделяют:
отсутствие отечественного
4)Особое место среди
проблем франчайзинга занимает
образование как механизм разре
Финансовый кризис подстегнул развитие рынка, оказав существенное воздействие как на франчайзеров, так и на франчайзи, заставив первых и вторых увеличить свою активность. На фоне проблем с получением кредитов, замедления роста сетей, снижения оборотов и ухода с рынка некоторых игроков франчайзеры стали крайне заинтересованы в привлечении инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В условиях кризиса многие компании, которые раньше отвергали франчайзинг, спешно начали формировать предложения по продаже франшиз. В период кризиса более всего востребованы франшизы эконом-класса: в том числе предприятия общественного питания, торговые точки, предлагающие товары по сниженным ценам.
Информация о работе Проблемы франчайзинга в России. Франчайзинг в условиях финансового кризиса