Приоритетные направления деятельности Сбербанка, в период развития рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:50, реферат

Описание работы

До Октябрьской революции кредитная система России включала в себя центральный банк, систему коммерческих и земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовых институтов. В период НЭПа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы.

Работа содержит 1 файл

История СБ(2).doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 

МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 

Специальность «Банковское дело» 
 

РЕФЕРАТ 

на тему: « Приоритетные направления деятельности Сбербанка, в период развития рыночных отношений » 
 

Студентка группы 1-БД-2

Ермакова  А.А

Преподаватель: 

Лазаренко В.Г 

Г.Москва

2011 г. 

До Октябрьской  революции кредитная система  России включала в себя центральный  банк, систему коммерческих и земельных  банков, страховые компании и ряд  специализированных финансовых институтов. В период НЭПа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, а также обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

В 1930-е гг. кредитная  система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система "подгонялась" под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.

Результатом подобной реорганизации банковской системы  стало выхолащивание самого понятия кредитной системы, и сущности кредита Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов.

Вместо разветвленной  кредитной системы остались три  банка и система сберкасс. За рамки  кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений  в широком смысле слова и переход  на административную систему управления.

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

- отсутствие  вексельного обращения;

- выполнение  банками, по существу, роли второго  госбюджета; ,

- списание долгов  предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

- операции перекредитования  всех сфер хозяйства;

- потеря банковской  специализации;

- монополизм, обусловленный  отсутствием у предприятий альтернативных  источников кредита;

- низкий уровень  процентных ставок;

- слабый контроль  банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;

- неконтролируемая  эмиссия кредитных денег.

В 1987 г. была проведена  реорганизация сложившейся в  стране банковской системы. В рамках этой реорганизации, на базе государственных  сберегательных касс был создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения – Сбербанк СССР, который начал обслуживать также и юридические лица. В составе Сбербанка СССР было образовано 15 банков союзных республик, в том числе Российский республиканский банк.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем  позитивных моментов:

- банки продолжали  базироваться на прежней единой  форме собственности - государственной;

- сохранился  их монополизм, увеличилось лишь  число монополистов;

- реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;

- не существовало  выбора кредитного источника,  поскольку сохранялось закрепление  предприятий за банками;

- продолжалось  распределение кредитных ресурсов  между клиентами по вертикали;

- банки по-прежнему  субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;

- не были созданы  денежный рынок и торговля  кредитными ресурсами;

- увеличились  издержки на содержание банковского  аппарата;

- разгорелась  "банковская война" за разделение  текущих и ссудных счетов;

- реорганизация  не затронула деятельность страховых  учреждений - важных источников кредитных  ресурсов.

Проведенная таким  образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную  систему, не приблизила ее структуру  к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков, которые были призваны стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

Банки должны были превратиться в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в России.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен  из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.

В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - Центральный банк России, II уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

За минувшие годы банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов.

Самая крупная  группа российских коммерческих банков - около половины - это банки, организованные по инициативе отдельных групп предпринимателей. Здесь вся власть принадлежит  правлениям банков, их организаторам.

Заметную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства  в их капиталах. Эти банки располагают  достаточно большим собственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, что позволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличивать обороты.

Особую роль в кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (более 30 тыс.), огромная финансовая мощь дает Сбербанку возможность предоставлять населению услуги, недоступные пока в таких масштабах другим коммерческим банкам: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей; выплата пенсий и пособий, зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов, как Сбербанк РФ, - на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные, неотложные нужды, в качестве помощи малому и среднему бизнесу. Но неповоротливость столь огромной структуры не позволяет эффективно использовать сосредоточенные в Сберегательном банке РФ финансовые ресурсы.

Стремительно  прогрессируют многие новые банки, возникшие "на ровном месте", т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые  банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп - торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать "МДМ", "Альфа-банк", "Росбанк" и др. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.

На современном  этапе рыночных преобразований в  народном хозяйстве России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой - энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.

Общие тенденции, свойственные развитой экономике, начинают проявляться и в России.

Крупные компании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный  капитал 54,768 млрд. руб.) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России "ЛУКойл" подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора "ЛУКойл" переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты "ЛУКойлу" на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка2.

Отдельно стоит  отметить казначейскую систему которая начала развиваться в Российской Федерации. Она призвана обслуживать бюджетные средства государства. Правда, ее функционирование на текущем этапе недостаточно четко подкреплено законодательными актами. В результате этого возникают негативные тенденции, которые наблюдаются в финансовой сфере из-за непродуманности функционирования казначейства. Примером может служить "лихорадка" межбанковских ставок в моменты окончания сроков уплаты налогов юридическими лицами, так как происходит перетекание денег со счетов коммерческих банков в казначейство и временное уменьшение краткосрочной ликвидности всей системы коммерческих банков. Ситуация складывается подобным образом из-за того, что распределение средств казначейством ведется независимо от сроков уплаты налогов юридическими лицами.

Постановлением  Верховного Совета РСФСР, принятым в 1990 г. Российский республиканский банк был объявлен собственностью РСФСР. В 1990-91 гг. он был преобразован в акционерный  коммерческий банк. Вскоре Сбербанк зарегистрировал свой Устав в Центральном банке Российской Федерации и впервые провел эмиссию акций.

Со времени  акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь преобразования из системы  государственных сберкасс в коммерческий банк универсального типа.

В 1996 г. была принята Концепция развития Сбербанка России до 2000 г., нацеленная на его трансформацию в универсальный коммерческий Банк посредством расширения обслуживания корпоративных клиентов при сохранении специализации и лидерства на рынке розничных услуг.

В 1997 г., несмотря на сложность и новизну проблем, крайне неблагоприятную международную финансовую конъюнктуру, Сбербанк способствовал устойчивому функционированию межбанковского и валютного рынков страны. Впервые в этом году он привлек крупнейший для российских банков синдицированный кредит западных банков, причем на наиболее выгодных для нашей страны условиях. Сбербанку России был присвоен официальный рейтинг международного рейтингового агентства Fitch IBCA. Сбербанк – единственный из коммерческих банков России, вошедший в число 200 крупнейших кредитных институтов мира, в первую сотню европейских банков и ставший членом Всемирного института сберегательных касс (WSBI). Ему был предоставлен статус наблюдателя в Европейской группе сберегательных банков (EGSB).

Основные итоги прошедших лет показывают, что действия Банка России и Правительства Российской Федерации, направленные на реструктуризацию банковской системы и улучшение состояния банковской сферы, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить позитивные тенденции, начало которым было положено в 1999 г.  В 2000 -2001 гг. банковская система развивалась в благоприятных макроэкономических условиях. Они, в свою очередь, характеризовались ростом производства товаров и услуг, увеличением инвестиционной активности, реальных доходов населения, позитивными тенденциями во внешнеэкономической сфере, а также в области государственных финансов.

Совокупные активы банковской системы выросли в  номинальном выражении более  чем в 1,5 раза. Доля активов в иностранной валюте в совокупных активах банковской системы сократилась.

Совокупные кредиты  реальному сектору экономики  за этот период также выросли. По данным банковской отчетности, существенно  улучшилось качество кредитного портфеля: удельный вес просроченной задолженности в общем объеме кредитов реальному сектору экономики снизился в 1,5 раза, а доля сомнительных и безнадежных ссуд - почти в 2 раза.

Благоприятные условия для рекапитализации  банков способствовали закреплению  тенденции роста капитала банковской системы за счет роста уставного капитала.

Достаточно быстрыми темпами растет совокупный капитал  действующих банков. Позитивным фактором наращивания банками своей капитальной  базы можно считать то, что источниками  роста капитала стали не только увеличение размера уставного капитала и субординированные кредиты, но также прибыль и сформированные из нее фонды.

Информация о работе Приоритетные направления деятельности Сбербанка, в период развития рыночных отношений