Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время предприятия сами выбирают форму расчетов. Использование прогрессивных форм расчетов, на основе применения векселей, зачета взаимных требований позволяет в известной степени осуществить контроль за выполнением договорных обязательств.

Своевременность денежных расчетов имеет важное значение для хозяйственной и финансовой деятельности предприятий. Проблема оплаты продукции и неплатежей возникает у предприятий в следствии недостатка денежных средств в составе его оборотных активов. Широкое внедрение коммерческого кредита, вексельного обращения способно послужить инструментом решения задачи насыщения хозяйственного оборота необходимой массой платежных инструментов.

Содержание

Введение

1. Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ. 4

1.1. Понятие и основные принципы безналичных расчётов. 4

1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов. 9

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Деньги кредит банки.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Как уже  отмечалось,  главным  регулирующим  органом   платежной  системы  является  Центральный банк РФ  (Банк  России).   Согласно закону « О Центральном Банке РФ»  от 18.07.05, основной его задачей  значится обеспечение   эффективного   и   бесперебойного   функционирования   системы расчетов.

        На Банк России возложены:

         -установление правил, сроков  и   стандартов  осуществления  расчетов  и применяемых при этом документов;

          -координация, регулирование и лицензирование организации расчетных,  в том числе клиринговых, систем.

     Второй  принцип  - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.

     Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания  между банком и клиентом заключается договор банковского  счета  -  самостоятельный двусторонний (участники имеют как  права,  гак  и  обязанности)  гражданско-правовой договор. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов  между  собой открывают  корреспондентские  счета   друг  у  друга  (заключается   договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке  -  в  учреждениях  Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

     Третий  принцип  -  поддержание  ликвидности  на  уровне,  обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение  этого  принципа  -  залог  четкого  безусловного   выполнения обязательств.  Все  плательщики   (предприятия,   банки   и   т.п.)   должны планировать  поступления,  списания  средств  со  счетов,  предусмотрительно изыскивать  недостающие  ресурсы  (путем  получения  кредита   или   продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

     Четвертый принцип  - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

      -либо  соответствующего  платежного  инструмента  (чека,   простого

     векселя, платежного поручения), свидетельствующего  о  распоряжении владельца на списание средств;

      -либо  специального  акцепта   документов,  выписанных  получателями средств  (платежных  требований-поручений,  платежных   требований, переводных векселей).

     Пятый принцип - срочность платежа. Значение этого  принципа  вытекает  из  самой  сути  рыночной  экономики, неотъемлемым условием которой является  своевременное  и  полное  выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала  и  окончания (включая  нерабочей   день),   определенного   периодом   времени,   порядок совершения действий в последний день срока даны в первой  части  ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995г. (ст. 190-195).

     Непрерывно  расходуемые средства на производство товаров,  оказание  услуг должны возмещаться за счет платежей  покупателей  в  сроки,  предусмотренные заключенными  договорами.  Сбои  в  соблюдении  сроков  платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

     Шестой  принцип - контроль всех  участников  за  правильностью  совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

     В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми   органами,   населением,   бюджетом,   внебюджетными  фондами, контролируют соблюдения  установленных правил расчетов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими. Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением  договорных  обязательств  в   силу неразвитости  финансового менеджмента на предприятии должным  образом  не  налажен.  Не  отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением  «правил игры» предприятиями различной  формы  собственности.  Эти  причины,  в  свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса.

     Седьмой принцип – имущественная ответственность  за  соблюдение  договорных условий. Суть  этого  принципа  заключается  в  том,  что   нарушения   договорных обязательств  в  части  расчетов   влекут   применение   гражданско-правовой ответственности  в  форме  возмещения  убытков,  уплаты  неустойки  (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

     Однако  некоторые ученые придерживаются другой классификации принципов организации  безналичных расчетов, например в  учебнике Финансы, денежное обращение, кредит под редакцией Л. А. Дробозиной приведены следующие принципы:

     Все предприятия и организации обязаны  хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм. Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей. Платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия. Формы расчетов и виды платежей предприятия выбирают самостоятельно.  

1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов.

     Экономической базой  безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно 3/4) приходится на расчеты по товарным операциям,     т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть платежного оборота (примерно 1/4) — это расчеты по нетоварным операциям, т. е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и т. д. Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Согласно главе 1, части 1 Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

     Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

     Частью 1 Положения ЦБ РФ "О безналичных  расчетах в Российской Федерации" регламентированы следующие формы безналичных расчетов:

     а) расчеты платежными поручениями;

     б) расчеты по аккредитиву;

     в) расчеты чеками;

     г) расчеты по инкассо.

           Соответственно, при осуществлении  безналичных расчетов в формах, предусмотренных в настоящей части Положения, используются следующие расчетные документы:

             а) платежные поручения;

              б) аккредитивы;

             в) чеки;

             г) платежные требования;

             д) инкассовые поручения.

     Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

     Платежными  поручениями могут производиться:

     -перечисления  денежных средств за поставленные  товары, выполненные работы, оказанные услуги;

     -перечисления  денежных средств в бюджеты  всех уровней и во внебюджетные фонды;

     -перечисления  денежных средств в целях возврата/размещения  кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

     -перечисления  денежных средств в других  целях, предусмотренных законодательством или договором.

     Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

     Расчеты платежными поручениями имеют ряд  преимуществ по сравнению с другими формами:

     - относительно простой документооборот;

     - ускорение движения денежных  средств;

     - плательщик имеет возможность  предварительно проверить качество  оплачиваемых товаров и услуг;

     - использовать данную форму при  нетоварных платежах

     Но  есть один недостаток-отсутствие для поставщика гарантии получения платежа по причине отсутствия средств на счете плательщика. Именно поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части (около 80%) осуществляются  порядке предварительной оплаты.

     Расчеты по аккредитивам

     Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее — банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи. В п. 4.2, главы 4, части 1 Положения ЦБ РФ обозначены следующие виды аккредитивов:

     - покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

     - отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

     Покрытый  аккредитив – аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует (сдача на хранение в кредитные учреждения денежных сумм) средства для расчетов с поставщиком.

     При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение банка поставщика (исполняющего банка) на весь срок действия аккредитива. В этих случаях банк-эмитент списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в исполняющий банк на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке поставщика может быть осуществлено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке эмитенте. В отечественной банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т.е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа. Непокрытый аккредитив – это аккредитив, по которому платежи поставщика гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика – получателя средств со своего корреспондентского счета в этом банке. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной.

     Отзывным  является аккредитив, который может  быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Информация о работе Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ