Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:25, доклад
Банковская система в условиях перехода к рыночной экономике фактически полностью преобразилась и продолжает меняться до настоящего времени. Поскольку деятельность банков невозможна вне правовой системы того государства, в котором она осуществляется, нормативная база, регулирующая порядок проведения банковских операций в Российской Федерации, постоянно развивается и совершенствуется.
Банковская система в условиях перехода к рыночной экономике фактически полностью преобразилась и продолжает меняться до настоящего времени. Поскольку деятельность банков невозможна вне правовой системы того государства, в котором она осуществляется, нормативная база, регулирующая порядок проведения банковских операций в Российской Федерации, постоянно развивается и совершенствуется.
В кредитной системе обычно существуют две подсистемы: банковская и небанковская. Банковская система представлена банками и другими учреждениями банковского типа, а небанковская — специализированными кредитно-финансовыми учреждениями и почтово-сберегательной системой.
В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся:
› двухуровневая структура;
› универсальность деловых банков;
› коммерческая направленность деятельности банков.
Одноуровневый вариант действует тогда, когда в стране нет центрального банка, либо существует только один центральный банк. Банковская система в условиях цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень — центральный банк. Принцип двухуровневой структуры реализуется путем законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний, уровень банковской системы. Они проводят операции, связанные с посредничеством в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики. Все банки второго уровня ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, процентных ставок, темпов инфляции и т. п. Они должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.
Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня — коммерческими банками, а с другой — необходимости в определенном государственном регулировании, что требует наличия особого института в виде центрального банка. В Российской Федерации в настоящее время функционирует двухуровневая банковская система.
Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, т. е. имеют право осуществлять все обусловленные законодательством и банковскими лицензиями операции: как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные.
Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в Российской Федерации является получение прибыли
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он — посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк находится в собственности государства. В своей деятельности он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Роль центрального банка в Российской Федерации исполняет Банк России.
При проведении банковских операций в Российской Федерации должен соблюдаться Гражданский кодекс РФ и законодательство о банковской деятельности:
• Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
• Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
• Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
• Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Банковское законодательство
разделяется на три яруса:
1.первый ярус содержит два блока: законы
о центральном (эмиссионном) банке и законы
о банках второго уровня 9деловых банках).
Это два блока законов непосредственно
регулируют деятельность банковской системы
страны и проведение банками своих операций.
Данные законы дополняются отдельными
законами: о валютных операциях, банкротстве,
банковской тайне, тайне вкладов и др.
2. второй ярус в системе банковского законодательства
это законы о бирже, акциях и ценных бумагах,
ипотеке, трастовых операциях. Они затрагивают
банковскую деятельность непосредственно.
3. третий ярус законов является основополагающим
для банков и определяет их идеологию.
Это Конституция страны, Гражданский Кодекс,
хозяйственное право.
Банковское законодательство
защищает интересы не только самих
банков, а прежде всего государства,
так как движение денег через
банки, централизация финансовых ресурсов,
капиталов связаны с экономикой
и государство активно
Законы в сфере банковской деятельности
важны для клиентов, банков, государства,
отражают широкие интересы и нарушения
одной стороной приводит к искажению правовых
норм. Банковское законодательство с позиции
мирового опыта в целом стабильно, но не
застывшая «догма». Эволюционным путем
законы дополняются, перерабатываются
в интересах того этапа общества, которое
развивается.
В Российской Федерации все кредитные организации подлежат государственной регистрации на основании решения Банка России с внесением в единый государственный реестр юридических лиц. Помимо государственной регистрации кредитной организации необходимо получить лицензию. Для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна представить в Банк России следующие документы:
• заявление с ходатайством
о государственной регистрации
и
выдаче лицензии с указанием адреса;
• учредительный договор;
• устав;
• бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации;
• документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора:
• копии документов о
государственной регистрации
• документы, подтверждающие
источники происхождения
• анкеты кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера кредитной организации и её филиала с указанием сведений о наличии высшего юридического или экономического образования, опыта руководства подразделением кредитной организации не менее одного года или при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет.
Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы. Согласно Закону о банках в Российской Федерации возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации.
Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. При этом определено, что допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России.
Банком России установлено, что расчетные небанковские кредитные организации могут выполнять следующие банковские операции:
– открывать и вести банковские счета юридических лиц;
– осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
– предоставлять кредиты клиентам – участникам расчетов на завершение таковых по совершенным сделкам;
– размещать временно свободные денежные средства, что может происходить либо в виде вложений в ценные бумаги Правительства РФ, отнесенных Банком России к вложениям.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, которая выдается Банком России без ограничения сроков действия. В лицензии на осуществление банковских операций указывается, какие банковские операции и в какой валюте имеет право осуществлять данная кредитная организация.
Банки могут осуществлять следующие банковские операции:
• привлекать вклады (депозиты) и предоставлять их заемщикам по соглашению с ними;
• осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание,
• открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
• выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними,
• покупать и продавать наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах (однако для осуществления этих операций требуется отдельная лицензия Центрального Банка РФ);
• привлекать и размещать средства и управлять устными бумагами по поручению клиентов (доверительные операции);
• оказывать брокерские и консультативные услуги,
• осуществлять другие операции.
В раскрытии нормативно-правовой основы банков и банковской деятельности необходимо подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, согласно п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Во-вторых ,правовое регулирование банковской деятельности осуществляется строго ограниченным кругом актов: Конституцией РФ, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" и другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Такого рода нормативные акты не вправе, в частности, издавать Президент РФ и Правительство РФ.
Конституция РФ содержит нормы,
имеющие основополагающее значение
для функционирования российской банковской
системы. Так, ст. 8 гарантирует единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержку конкуренции
и свободу экономической
Одним из принципов банковской деятельности является соблюдение банковской тайны. Упомянутый принцип основан на установленном в федеральном законодательстве перечне сведений, составляющих банковскую тайну, в отношении которых действует особый принцип получения, хранения и распространения. Перечень сведений, составляющих банковскую тайну, закреплён одновременно в федеральном банковском законодательстве ( ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности») и в ст. 857 ГК РФ. Субъектами, ответственными за соблюдение банковской тайны, являются Банк России, кредитные организации, их служащие. Однако гражданское законодательство ограничивается лишь упоминанием о банках. При этом и банковское, и гражданское законодательство не возлагает ответственности за соблюдение банковской тайны на филиалы иностранных банков. Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» в рамках режима банковской тайны гарантируется тайна: об операциях; о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитных организаций или Банка России. Помимо этого, все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит ФЗ.
Государственное Общеобразовательное Учреждение среднего профессионального
Доклад на тему:
«Правовые и организационные основы
осуществления банковских операций
в России»
Информация о работе Правовые и организациооные основы осуществления банковских операций в России