Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 01:24, реферат
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) Центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль;
в) ассоциация коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
1.Понятие денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) Центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль;
в) ассоциация коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
В денежно-кредитной политике выделяют два основных направления:
Стратегической
целью денежно-кредитной
В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:
1) поддержание
долговременного и устойчивого
экономического роста
2) достижение
и сохранение на должном
3) сохранение
доверия населения к
4) поддержание
на высоком уровне надежности
национальной банковской
5) обеспечение
устойчивого платежного
Тактические задачи денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы.
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:
1) критическая
оценка ситуации, конкретизация
задач социально-
2) подбор
конкретных инструментов
3) приведение
в движение избранных
4) передача
воздействия мобилизованных
Известны три основных эффективных средства осуществления денежно-кредитной политики:
1) операции на открытом рынке;
2) изменение нормы обязательных резервов;
3) изменение
учетной ставки — ставки, по
которой Центральный банк
Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке Центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков. Это приводит к изменению стоимости кредита и спроса на деньги.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — ограничивает денежную массу и тем самым повышает стоимость кредитов. Изменения норм обязательных резервов представляют собой инструмент прямого воздействия на величину банковских резервов и денежную базу. Механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.
Учетная ставка. Политика учетных ставок, или учетная политика, является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого инструмента связано с превращением центральных банков различных стран в кредиторов коммерческих банков.
Повышая ставку по кредитам, которую иначе называют учетной ставкой, или ставкой рефинансирования, Центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это вело к повышению процентных ставок во всех кредитных учреждениях, а в конечном итоге к сокращению кредитования в экономике. Устанавливая определенную учетную ставку, Центральный банк тем самым определяет низший предел ставок платы за кредит, которые устанавливают для коммерческих банков.
Жесткая и гибкая монетарная
политика. Центральный банк с
помощью находящихся в его
распоряжении инструментов
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменений спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо предохранить экономику от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтение может быть отдано поддержанию процентной ставки (гибкая ДКП).
Центральный банк не может одновременно фиксировать денежную базу и процентную ставку. Для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, и наоборот.
В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:
политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).
В первом
варианте снижение процентной ставки
и норматива отчислений автоматически
приводит к тому, что у банковской
системы расширяются
Политика
«дешевых денег» в финансовой сфере
всегда дополняется проведением
курса «мягких бюджетных
Во втором варианте - при реализации политики «дорогих денег» - мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.
Повышение
ставки рефинансирования заставляет коммерческие
банки вносить коррективы в проводимую
процентную политику. Кредиты становятся
более дорогими и, следовательно, менее
доступными для клиентов. Одновременно
повышение нормы ссудного процента
стимулирует у населения
Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития
Список литературы:
1. Деньги, кредит, банки / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 624 с.
2. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред.Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2008г. - 527 с.
3. Меркулова И.В., Лукьянова А.Ю. Деньги, кредит, банки. - М.: КноРус, 2010. - 352 с.
4. Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика. Проблемы и перспективы. - М.: Дело АНХ, 2009. - 208 с.