Пластиковая карта как платёжное средство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных аспектов характеризующих пластиковые карты как альтернативу бумажным деньгам и определить основные возможности их использования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть сущность и основные виды пластиковых карт;
изучить платежные системы, сформировавшиеся с помощью пластиковых карт;
охарактеризовать операции, производимые при помощи пластиковых карт;
рассмотреть основные направления развития рынка пластиковых карт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПЛАСТИКОВАЯ КАРТА КАК ПЛАТЁЖНОЕ СРЕДСТВО 6
1.1. Экономическое содержание: понятие и сущность пластиковых карт 6
1. 2. Классификация пластиковых карт 9
1.3 Виды мировых и российских платежных систем, сформированных с использованием пластиковых карт 12
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ 15
2.1 Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт 15
2.2. Товарный эквайринг 17
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РАСЧЁТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 20
3.1.Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации 20
3.2. Основные направления развития рынка пластиковых карт с использованием современных технологий 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 31

Работа содержит 1 файл

курсовая ДКБ.docx

— 124.22 Кб (Скачать)

3. ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ  РАСЧЁТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ  КАРТ

3.1.Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации

 В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций [15].

 В 2011 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития, как в сфере эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт. По итогам развития российского рынка платежных карт можно отметить, что в 2011 году количество эмитированных пластиковых карт в России составило более 190 млн штук, при этом объем операций по пластиковым картам по итогам 2011 года превысил 16 трлн руб. (+33% г/г). Однако основная масса держателей пластиковых карт использует их для снятия денежных средств в банкоматах, тогда как доля безналичной оплаты товаров и услуг составила в 1 кв. 2012 г. всего 15% (66 млрд руб.) [10].  

Если например, сравнивать данные на 01.04.11 года (приложение 1) с аналогичной датой только 2012 года, то мы видим, что за этот период наблюдается стабильный рост объемов выпущенных карт. На 01.04.12 года объем выпущенных карт составил 190766 тыс. ед., что на 43984 тыс. ед. больше, чем на 01.04. 2011 года. Как мы видим со временем, и русский человек постепенно уходит от использования бумажных денег как платежных средств уступая место пластиковым картам, следовательно происходит уменьшение наличного денежного оборота, а увеличивается безналичный, что способствует уменьшению затрат по эмиссии и выпуску наличных денег [13].

Большую долю в структуре  пластиковых карт занимают непосредственно расчетные или дебетовые карты, примерно 80,4 % от общего объема, среди них 65,6% карты без «овердрафта», которые являются своего рода кредитными картами, но не в полной мере. Чаще всего расчетные карты с овердрафта используются в отношении тех клиентов, у которых выпускаемая карта закреплена в рамках зарплатного проекта. В России очень маленькая доля использования кредитных карт (приложение 3), во многом это обусловлено и не знанием населения сути работы кредитной карты, да и у многих банков процент по кредитным картам ничуть не уступает процентам по не самым дешевым кредитам [13].

Еще одним активно развивающимся направлением, способствующим развитию новых услуг кредитных организаций для держателей платежных карт, является внедрение дистанционного банковского обслуживания («интернет-банкинг», «мобильный банк»), обеспечивающего доступ к их банковским счетам для совершения операций на основании кодов, паролей, сформированных на базе реквизитов платежных карт [5, С.41].

В современных условиях спектр услуг, предоставляемых в рамках дистанционного банковского обслуживания, существенно расширился. Интерес кредитных организаций к развитию указанных услуг основывается на повышении к ним интереса держателей карт, а также сравнительной незначительностью затрат на их внедрение.

В числе значимых тенденций развития российского карточного рынка следует отметить и активизацию банков в секторе социальны проектов, предусматривающих внедрение карт, предназначенных для получения пенсий, пособий, дотаций и иных выплат социального характера.

   Среди российских платежных систем наибольший удельный вес по количеству и объему операций, а также инфраструктуре обслуживания платежных карт приходился на такие системы, как «Объединенная Российская Платежная Система» («ОРПС»), «Золотая Корона», «Union Card/NCC» и «Таможенная карта».

   К развитию международного аспекта сотрудничества между российскими и международными платежными системами можно отнести взаимную интеграцию российских платежных систем с белорусской платежной системой «БелКарт».

 Другим примером развития интеграционных процессов, проводимых в рамках сотрудничества Банка России с Народным банком Китая, является взаимная интеграция российской платежной системы «Union Card/NCC» и китайской национальной платежной системы «China UnionPay», по итогам которой осуществлен выпуск совмещенных платежных карт указанных платежных систем.

Характеризуя развитие инфраструктуры платежных карт на территории Российской Федерации в целом, можно отметить, что к основным факторам, влияющим на ее развитие, относятся достаточно низкая эффективность функционирования и высокая ее стоимость, в частности, банкоматов. Указанная проблема особенно актуальна в условиях экономической ситуации, сложившейся в России, поскольку повышение качества и доступности банковских услуг требует денежных и трудовых ресурсов не только для формирования сети банкоматов, но и финансового (оплата услуг связи, аренды площади установки, инкассации и пр.) и ее сопровождения. Однако децентрализованное развитие сети банкоматов (когда кредитная организация стремится развивать собственную сеть) на практике приводит к тому, что в непосредственной близости друг от друга установлены сразу несколько банкоматов разных банков, что в конечном итоге не способствует оптимальному использованию такой банкоматной сети и ведет к повышению стоимости услуг для потребителей. К негативным факторам также можно отнести высокие комиссии банков-эмитентов, которые они взимают со своих клиентов за получение наличных денежных средств в банкоматах, установленных другими кредитными организациями (банками-эквайрерами). Это вынуждает клиентов использовать платежные карты преимущественно в инфраструктуре банков, выдавших платежные карты, что не только снижает доступность платежных услуг, но и приводит к дополнительной нагрузке данной инфраструктуры (при несоответствии масштаба эмиссии платежных карт количеству собственных банкоматов, обеспечивающих их обслуживание).

 В рамках развития карточного бизнеса российское банковское сообщество, IT-компании и структуры, представляющие крупные розничные торгово-сервисные предприятия, проявляли значительный интерес к внедрению бесконтактных платежных технологий, способствующих повышению эффективности обслуживания держателей.

3.2. Основные направления развития рынка пластиковых карт с использованием современных технологий

  Однако при всех преимуществах использования банками программ лояльности, существует одно препятствие. Внедрение собственной программы лояльности – очень дорогостоящее и времяемкое занятие, не каждый банк может себе позволить создать собственную систему поощрения клиентов.

В России эта проблема решается путем присоединения банка к уже существующей программе. Известно, что крупнейшие российские банки (Сбербанк, Собинбанк) уже создали совместные программы лояльности. Ко-брендинговые карты, выпущенные этими банками, позволяют клиентам при оплате счета накапливать поощрительные баллы (бонусы) на неденежном счету и получать подарки. Это стимулирует клиента чаще совершать оплату пластиковой картой и делать покупки на большую сумму, чем обычно.

Сбербанк участвует в программе Аэрофлот-бонус. Данная программа дает бонусы за авиаперелеты, совершаемые участниками программы. Бонусы можно обменять на бесплатный билет на самолет или на специальный сертификат, позволяющий повысить класс обслуживания.

Развитие схемы Cash-back в России представляется весьма сомнительным из-за несовершенства налогового законодательства, объявляющего начисленные клиентам премиальные доходом, требующим декларирования. При определенных объемах эмиссии затраты банков на дополнительную налоговую отчетность могут просто превысить эффект от введения схем cash-back и свести на нет всю их инициативу.

 Системный подход необходим для решения еще одной большой проблемы российского карточного рынка - преодоления регионального разрыва. Как я уже отмечала в предыдущей главе, очень слабо развита инфраструктура обслуживания в сельской местности. Поэтому важной задачей является привлечение к обслуживанию новых торгово-сервисных точек, а также расширение функциональных возможностей банкоматов.

В той части мира, где онлайн-шопинг – привычное занятие, а наличных денег все меньше, востребованы удобные и надежные карты оплаты. Обновить пластиковые карты, уже устаревшие и не самые надежные в плане сохранности денег при утере или краже, предлагает компания Dynamics. Её инновации – умная карта, скрывающая от посторонних свой номер, необходимый для операций, и карта с двумя счетами, подобная мобильному телефону с двумя SIM-картами.

Ведение банковских операций на дому представляет собой самостоятельную форму банковских услуг населению, основанных на использовании электронной техники. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно. Пользование данной системой позволяет управлять текущим счетом, вкладом, расчетами клиента с бюджетом, счетами платежей и сбережений.

Несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карточек международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. В связи с этим в целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карточек, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт (НСПК) [14].

  Экономическими и политическими предпосылками построения НСПК является необходимость комплексного решения задач по эффективному позиционированию российского банковского сектора на международных рынках, обеспечению государственных интересов, доступности и безопасности розничных платежных услуг, снижению их стоимости, повышению уровня защищенности персональных данных держателей платежных карточек, а также сокращению расчетов наличными деньгами».

Решению следующей проблемы, а именно проблемы низкой финансовой грамотности населения России, руководство страны и регулирующие органы в финансовой сфере уделяют большое внимание. Информирование населения о тех преимуществах, которые дает пластиковая карточка, позволит этому бизнесу развиваться более активно. Информированные пользователи могут более эффективно распоряжаться своими финансами, снизить вероятность невозврата взятых кредитов. В результате уменьшаются риски банковского сектора и создаются благоприятные условия для экономического роста.

Говоря о проблеме безопасности в области использования пластиковых карточек, следует сказать, что махинации с пластиковыми карточками распространяются в основном на кредитные карточки, поскольку при использовании дебетовой карточки всегда проводится авторизация, то есть делается запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностях.

На сегодняшний день наиболее распространены карточки с магнитной полосой. Их защищенность существенно выше, чем у карт со штрих - кодом.

В смарт-картах носителем информации является уже микросхема. Уровень защиты карт памяти выше, чем у магнитных карт, и они могут быть использованы в прикладных системах, включая те, в которых финансовые риски связаны с мошенничеством. Смарт-карты дороже, чем магнитные карточки. Несмотря на это, смарт-карты рассматриваются в настоящее время как наиболее перспективный вид пластиковых карт.

Для обеспечения безопасности банковских карт необходимо:

  • увеличить число степеней защиты пластиковых карточек;
  • обезопасить микропроцессоры от нежелательных атак извне;
  • хранить пластиковые карточки в надежных местах и подальше от посторонних глаз;
  • незамедлительно блокировать счета в банке в случае утраты пластиковой карточки;
  • защитить компьютерные сети от взломщиков.

В заключении хотелось бы отметить то, что пластиковые карты станут не строчкой в отчетах платежных систем, а реальным платежным средством только в случае, если держатели будут заводить их осознанно. Это произойдет, когда клиентам они не будут навязываться в рамках зарплатных проектов.

Западного уровня развития пластиковый бизнес достигнет, когда значительное число карт станет кредитными. Причем при условии, что карты будут выдаваться бесплатно и клиенты смогут пользоваться «льготным периодом», в течение которого погасить кредит можно без уплаты процентов.

Таким образом, проанализировав все проблемы, связанные с обращением пластиковых карт в России, можно предложить следующий механизм их решения:

  • разработка нормативно-правовой базы, закрепляющей специфику обращения пластиковых карт;
  • информационно-просветительская работа среди населения;
  • защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа;
  • внедрение программ поощрения клиентов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях обострившейся конкуренции на рынке розничных услуг, банки и платежные системы стали больше внимания уделять повышению качественных характеристик своих продуктов, стимулируя клиентов совершать покупки с использованием карт, в том числе путем предоставления овердрафта по счетам для расчетов с использованием платежных карт. И банки ищут новые пути завоевания рынка, они пытаются заинтересовать клиента с тем, чтобы он пользовался картой как можно чаще.

Платежная карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Первые карты были сделаны в США в 1920-1930 г.г. на бумажных носителях и предназначались для подтверждения кредитоспособности владельца вне его банка.

Информация о работе Пластиковая карта как платёжное средство